В странах таможенной «тройки» одним из ведущих информационных агентств является «Казинформ». Корреспондентская сеть в государствах ближнего и дальнего зарубежья, оперативная информация на казахском, русском, английском и китайском языках — агентство первым в Казахстане получило статус международного уровня. Интернет-портал СМИ входит в десятку рейтинговых новостных сайтов в своей стране. Среди пользователей веб-ресурса — жители 197 стран. В эти дни генеральный директор Международного информационного агентства «Казинформ» Даурен Дияров принимает участие в ХVIII Международной специализированной выставке «СМI ў Беларусі». Своим мнением о развитии современной прессы в медиасреде гость поделился с корреспондентом БЕЛТА.
— Сегодня, в эпоху Интернета, не избежать дискуссий об исчезновении печатного формата прессы. На ваш взгляд, когда перестанут существовать бумажные газеты, окончательно приняв электронную форму?
— Думаю, что это вопрос даже не ближайших 10-20 лет. Может, ситуация изменится спустя полвека, и бумажная газета станет раритетом. В данный момент мы наблюдаем противостояние печатных газет и Интернета, хотя на самом деле в этом никакой интриги нет. Не стоит забывать, что форма подачи материала может меняться, начиная от газетных статей, заканчивая рассылкой новостей на мобильном телефоне.
— Даурен Кенесович, а в Казахстане печатная периодика популярна?
— Признаться, молодые люди практически газет не читают, даже желтую прессу, ведь сейчас всю необходимую информацию можно получить в соцсетях. Поскольку «Казинформ» заинтересован в молодежной аудитории, мы выкладывает информацию в Twitter, Instagram, Facebook. Безусловно, газеты у нас тоже есть, и подписки на них хорошие. Например, у каждой из наших ведущих газет — «Егемен Казахстана» и «Казахстанской правды» — около 200 тыс. подписчиков.
— Может ли так случиться, что из-за бурного развития интернет-медиа информагентства вынуждены будут отказаться от классической ленты новостей?
— Не думаю, что такое может случиться. Что тогда ее заменит? С развитием современных технологий лента претерпит изменения с учетом потребностей аудитории. Могут поменяться способы подачи информации. Сейчас мы уходим в мультимедийную сферу, поэтому текстовую подачу может разбавить видео, аудио, фоторепортаж. Простой текст сейчас воспринимается плохо.
— На ваш взгляд, может ли в странах ТС появиться межнациональное информагентство?
— А в чем смысл? Мне кажется, что это будет лишним. В Казахстане, Беларуси, России есть свои информагентства, отслеживающие тему интеграции.
— На днях Госдума приравняла блогеров к СМИ. Хотелось бы узнать ваше мнение: стоит ли авторов онлайн-дневников ставить в один ряд с журналистами?
— Честно говоря, для себя еще до конца не решил, стоит или нет. Возможно, принятый законопроект усилит ответственность блогеров за те слова, которые они выбрасывают в Интернет. В принципе, это нормально. В Казахстане ведутся подобные разговоры, но у нас активных блогеров не так уж и много. С этой точки зрения рано предпринимать дальнейшие шаги.
— Казахстан находится ближе к Китаю, чем Беларусь. На ваш взгляд, китайские конкуренты представляют угрозу для крупных западных медиахолдингов?
— Вы знаете, китайские СМИ больше ориентированы на внутренний рынок. В Поднебесной жесткие ограничения: нет мировых социальных сетей, запрещены Facebook и YouTube. Зато у них есть все свое — поисковики и соцсети. В принципе, для 1,5 млрд. человек этого достаточно. Китайские СМИ не идут активно за рубеж, поэтому угрозы Западу пока нет.
Елена ПУНТУС, БЕЛТА