Бывшие студенты журфака — о распределении

Статьи

Уже в апреле пятикурсников, которые учатся за счет государства в Институте журналистики, ожидает судный день с кодовым названием «распределение».

Делятся опытом, дают советы и рассказывают, куда распределили их журналисты газеты «На страже», «Светлагорскія навіны», «Прессбол» и «Советская Белоруссия». У каждого разные истории: кто-то уехал из Минска в Светлогорск, кто—то нашел свою работу случайно, кто-то пошел в редакцию на спор, а кто-то знал, где будет работать с первого курса.

Дмитрий Горский, обозреватель отдела публицистики газеты «На страже»:

«В декабре 2011 года, когда я был на пятом курсе, у меня не было постоянного места работы, и однокурсница предложила пойти к ней в отдел, в «Народную газету». Там я пробыл неделю, даже опубликовал парочку материалов. Но тут к нашему декану обратились из Национального центра правовой информации Республики Беларусь. Им в отдел ведения интернет-ресурсов требовался человек с журналистским образованием. Сергей Валентинович порекомендовал меня. В центре готовы были взять меня практически сразу. Я предложил пока посотрудничать (как раз начиналась последняя практика). Но когда прошел месяц, мне вежливо объяснили, что брать студента не хотят. И вот приближается распределение, а я без места! В это время наш факультет навестил главный редактор газеты «На страже» Александр Болеславович Трояновский. Им нужны были парни. Поскольку выбора у меня не было, я пришел в редакцию и сделал несколько заданий. И меня взяли. Сложно ответить на вопрос «Чего вы ждали от работы?» Все-таки я пять лет получал поддержку от государства в виде стипендии. Так что пришло время отплатить добром за добро.

Ребятам, которые покидают стены журфака, могу пожелать только удачи. А тем, кто еще учится на первом-втором курсе, желаю вот что: ищите место, много читайте (особенно газеты), изучайте то, что вам пригодится в работе (теорию жанров, фотожурналистику, языки) и, конечно, пишите. Пишите много, старайтесь попробовать себя в разных жанрах. Потому что на факультете образование в некоторой степени оторвано от реальности, ему не хватает утилитарности. Если вы будете много писать, то станете лучше понимать, что вам интересно, на какие именно темы вы хотели бы — и способны — писать. Об учебе, конечно, забывать не следует — факультет учит учиться самому, это тоже важный навык. Ну и старайтесь как можно больше повидать, поучаствовать в различных конференциях, съездить за границу и посмотреть, как работает зарубежная журналистика.
И еще. Нужно оставаться честным в любой ситуации, быть объективным (насколько это возможно) — все-таки вас будут читать десятки, сотни, тысячи людей. То есть постоянно помнить о морально-этической стороне журналистики, об ответственности перед читателем».

Катерина Бахорина, специальный корреспондент газеты «Светлагорскія навіны»:
«С самого первого дня на журфаке я мечтала, что буду работать в Минске. Безусловно, с первого курса стала искать себе подработку. Сначала это был республиканский семейный журнал «Гаспадыня», где моим наставником стала Анна Александрович — журналист высокого уровня, очень талантливый и отзывчивый человек. Именно она и посоветовала мне попробовать свои силы в «Народной газете», куда я пришла на втором курсе. Работа в республиканском издании захватила меня: командировки, пресс-конференции, общение со знаменитыми и уважаемыми людьми и, что немаловажно для студентки, постоянное саморазвитие, стремление к лучшему. Я очень привыкла к коллективу, и уходить из любимой редакции мне было крайне тяжело, тем более речь шла о моем возможном распределении в это издание.
В Светлогорск я переехала вслед за мужем. Там есть несколько изданий, как государственных, так и частных. Я побывала на собеседовании в двух наиболее крупных редакциях, после прошла практику в одной из них. Главный редактор газеты «Светлагорскiя навiны» подготовил заявку на мое имя. Также комиссии я предоставила свидетельство о браке, справки с работы мужа и из ЖЭСа (о том, что мой муж прописан и проживает в этом городе, а также работает именно в Светлогорске). В общем, проблем с распределением не возникло. Да и, откровенно говоря, мало кто хотел распределиться в небольшой город, так что мои знакомые и друзья до сих пор считают мой поступок не самым правильным.
Но я не жалею о своем выборе. Да, работа в районной прессе кардинально отличается от работы в республиканском издании. Но полученный опыт подстегивает меня работать лучше, чем раньше. Находить даже в самом скучном мероприятии что-то новое, освещать те темы, за которые раньше никто не брался, поднимать проблемные вопросы. Словом, как ни пафосно, но мне приходится применять все свои знания на практике.
Я думаю, что человек, вне зависимости от профессии, может себя реализовать в любом месте. Можно стать посредственным журналистом как в крупном издании, так и в районке. В свое время Анна Александрович, о которой я говорила выше, дала мне бесценный совет. Она сказала: «Катя, что бы ты ни делала, береги свое имя и имя той редакции, где ты работаешь». Этот совет я считаю бесценным. Пишите так, чтобы вам не было стыдно за опубликованный материал. Работайте так, чтобы о вас говорили как о профессионале, даже если у вас совсем нет опыта. Не обсуждайте коллег. Не бойтесь предлагать свои идеи. И, разумеется, заранее ищите себе место для распределения».

Татьяна Лукашевич, журналист газеты «Прессбол»:
«Чудесная история началась еще до поступления. Я прекрасно знала, что хочу делать, когда отдавала документы в приемную комиссию. Хотела связаться со спортом. Лучше — с теннисом. После первой обязательной практики в районке решила, что туда больше не пойду. На следующую пришла в «Прессбол». Круче этой газеты в Беларуси спортивных ресурсов нет, потому и направила туда стопы. Сразу же попросилась писать про теннис, мне выделили руководители, с которым до сих пор вместе делим теннисные и биатлонные радости и горести. Разумеется, все последующие практики и профмастертво проводила там. Перед пятым курсом взяли в штат, позже редактор написал запрос на факультет. Распределению в «Прессбол» никто не препятствовал, к счастью. Хотя попытки отправить в «Зарю над Бугом» были. В общем, ничего сюрреалистического. Надо много работать, любить то, что делаешь, не роптать на рваный рабочий график, невроз и бессонницу, и тогда все будет хорошо
Выпускникам предлагаю не надеяться на хорошее распределение, а похлопотать о приятном месте заранее, чтобы вы не думали, что отбываете повинность, а работали с удовольствием, не считая оставшиеся из 24 месяцев».

Ольга Пасияк, журналист газеты «Советская Белоруссия»:
«До журфака и уже в процессе учебы я попробовала свои силы практически во всех сферах журналистики – от радио до пресс-службы, причем от государственных до частных. Сегодня точно могу сказать, что самое интересное для меня – именно печатная журналистика. Поэтому, как любил говорить Александр Александрович Градюшко до открытия специальности веб-журналистика, «я газетчик до мозга костей».
Самое нелепое, что доводилось слышать от ребят, которые учатся на журфаке, — мы приходим на практику, а нам не дают работать. Вы серьезно? А темы-идеи предлагать пробовали? Практически в любом СМИ, услышав от молодого активного человека креативную идею, руководство даст шанс ее реализовать. А дальше уже все зависит от того, насколько этот шанс используешь. Увы, большинство ребят приходят в редакции со словами: «Ну, я бы хотел писать что-то про культуру, или что-то социальное…».
А еще, думаю, никогда не стоит бояться рисковать. Вспомнился забавный случай. Кажется, на третьем курсе один из предметов у нас вел декан Сергей Валентинович Дубовик. Пришел он на очередную лекцию и говорит, мол, звонили мне из пресс-службы Высшего Хозяйственного Суда, просят толковых студентов. Все мимо ушей пропустили, тем более сотрудничество предлагалось на добровольных началах, то есть бесплатно. А мне подумалось «Я, конечно, не самый толковый студент, но ничего не теряю, если попробую». В итоге контакты пресс-службы у декана взяли двое, но позвонила только я. Результат? Отличный опыт в журналистике на экономическо-правовую тематику, великолепные знакомства и приличные гонорары (на практике работа оказалась не только интересной, но и не бесплатной).
В редакцию «СБ» я пришла… на спор. Да, звучит забавно, но действительно после первого курса поспорили с одним замечательным преподавателем, как говорится, «на слабо». Можно пафосно сказать, что было легко, я предложила список тем, которые тут же одобрили, у меня сразу всё получилось… Но это не правда. Темы отвергались, тексты переписывались по несколько раз, а потом и вовсе не выходили, словом, пару раз просто опускала руки. Но профессиональные журналисты видели желание студента, поэтому всячески помогали и поддерживали. «СБ» — газета с очень высокими требованиями, во-первых, к точности информации, это значит, что у журналиста должны быть не просто несколько источников на каждый материал, но в тексте обязательно указываются точные имена-фамилии каждого комментирующего, плюс никак нельзя без фотосъемки героев. Во-вторых, даже самую сложную специфическую тему (например, про операцию трансплантологов по пересадке печени) нужно написать простым разговорным языком, а это, уж поверьте, о-очень непросто. В-третьих, (и это едва ли не главный плюс газеты), каждый более-менее критический материал отправляют на реагирование, что влечет за собой реальные действия – чаще всего решение проблемы героев. Именно из-за этого пункта я в последствии и приложила немалые усилия, чтобы попасть в «СБ» по распределению, ведь можно просто быть журналистом, писать красноречиво о глобальных проблемах, но не получать никакого результата, кроме дискуссий с читателями. А можно еще и работать журналистом, то есть реально решать проблемы реальных людей, и мне кажется, это едва ли не самая важная сторона нашей профессии.
Но главное, ребятам-студентам можно посоветовать только одно – много работать. Тогда к моменту распределения именно вы будете выбирать, на какое из предложений работодателей согласиться».

Алеся ДАШУК, websmi.by



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *