Татьяна Сокова: Телерадиокомпания — колоссальная школа жизни

Статьи

Знаменитая триада «скандалы, интриги, расследования», как и сенсационные еженедельные разоблачения, пожалуй, не наш телевизионный стиль. Хотя острую живую программу в жанре социальной публицистики телезрители, судя по всему, ждали.

В ноябре прошлого года телерадиокомпания «Мир» представила еженедельный проект «Беларусь сегодня» — к слову, это совместная программа «мирян» с нашей газетой. Сегодня, спустя пять месяцев после дебюта, можем, откинув скромность, утверждать, что рейтинги программы вопиюще высоки не только в Беларуси, но и в других странах, где вещает «Мир». Проект, как говорят, «покатился», заинтриговав зрителей от Владивостока до стран Балтии. Как попасть в ожидания многомиллионной аудитории, кто скрывается за фирменным закадровым голосом программы и что такое дэдлайн? Об этом и не только рассказала нам ведущая «Беларусь сегодня»  Татьяна Сокова.

— Татьяна, вы ведь еще и заместитель главного редактора студии телевидения. Когда вы впервые почувствовали значимость телеканала «Мир»?

— Каждый раз во время online включений в новостях, когда ты стоишь перед камерой и понимаешь, что тебя в этот момент видят 50 миллионов зрителей, ощущаешь вот эту самую значимость и еще ответственность. Ведь для многих Советский Союз остался только в памяти, но мы, поддерживая ежедневную обратную связь с жителями бывших советских республик — а нам и звонят, и пишут, присылая письма в конвертах с красивыми чужеземными марками, — остаемся в курсе событий, которые происходят не только у нас. И в этом смысле наша телерадиокомпания — колоссальная школа жизни.

— Вы окончили нашу академию искусств по специальности режиссура телевидения. Сколько человек учились с вами на курсе?

— 10.

— Из них вы сделали самую головокружительную карьеру?

— У всех судьба сложилась очень по-разному. Допустим, один из моих однокурсников — Александр Якутик — стал священником. Мы до сих пор поддерживаем связь, бывает, я обращаюсь к нему за советом по какому-то важному личному вопросу. Моя однокурсница Ирина Васильева уехала в Москву и сейчас на канале СТС снимает все самые популярные сериалы. Я, так получилось, работаю по профилю.

— Бываете счастливой вне телевидения?

— В молодости карьера была для меня на первом месте, я жила только телевидением. Но с возрастом научилась очень четко разделять работу и дом. Я поздно вышла замуж — в 29 лет, ребенка родила в 32 года. К этому времени все планки в профессии были взяты. Сегодня я совершенно сознательно, выходя из телестудии, не сажусь в метро, а возвращаюсь домой пешком. Иду через парк, обдумываю все, что случилось за день, и до следующего утра со спокойным сердцем забываю о работе.

— А как же утром вдохновляетесь на новые профессиональные подвиги, если все планки взяты?

— Я очень занудливый менеджер, и меня вдохновляет только одно: когда все случилось вовремя. На телевидении есть такое понятие «дэдлайн» — дата и время выхода сюжета или передачи в эфир. И ты кровь из носу обязан этих сроков придерживаться. Можно до бесконечности писать шедевральные тексты и снимать совершенные картинки, но если вовремя программа не попадает в эфир — она не приносит пользы ни телерадиокомпании, ни журналисту, который не сумел среагировать на событие оперативно.

— Давайте обсудим наш любимый проект «Беларусь сегодня». Среди зрительских отзывов довольно часто встречается мнение, что мужской закадровый голос программы точно попадает в «наводящую ужас» стилистику некоторых российских передач. Штаб-квартира белорусского представительства MГTРК «Мир», как известно, находится в Москве. Это оттуда вам навязали столь энергичную форму подачи текста?

— Москвичи нам предложили сделать передачу в стиле расследования. Мы с интересом за это дело ухватились, поскольку на нашем телевидении программы с подобной «фишкой» до сих пор не было. Кроме того, стилистика расследования позволяет расширить пространство для маневров. Теперь мы можем интереснее снять, смонтировать, придумать дополнительные ходы. Можно, конечно, о социальных проблемах разговаривать и сидя в кресле перед камерой. Но, по-моему, это уже требование времени: для того чтобы заинтересовать зрителя, нужно менять картинку.

— Откройте же тайну, кто читает закадровый текст? Кто из наших артистов умеет голосом нагнетать такие страсти?

— Это Игорь Денисов, актер Купаловского театра. Кстати, широчайшего профиля человек. Мы с ним познакомились, когда для нашего радио «Мир» он еще детские сказки начитывал (смеется. — Прим. авт.).

— Да уж, амплитуда его возможностей впечатляет.

— Кстати, рекомендую вам когда-нибудь посмотреть, как именно Игорь работает в студии. Это отдельное представление. Он входит в образ и не замечает ничего вокруг.

— Татьяна, вы легко вошли в кадр? Почему вас выбрали ведущей?

— А как начинаются новые проекты? Как обычно: я в отпуске, мне звонит главный редактор, мол, надо придумать вот такую передачу. Когда обмозговали проект с коллегами, стало понятно, что нужен ведущий. Под рукой подходящего не было, а сроки поджимали, пришлось самой идти в кадр, ну и так вот пошло-поехало.

— Вы и в кадре не останавливаетесь: и на эскалаторе ездите, и в толпе прогуливаетесь, и в подземный переход уходите. Кстати, как прохожие на вас реагируют, когда вы сама с собой разговариваете?

— Да, в роли городской сумасшедшей теперь приходится выступать регулярно. Специфика наших съемок такова, что я начинаю говорить свой текст в микрофон, а камеры еще не вижу, соответственно проходящие мимо люди тоже не видят, с кем я беседую. Но как ни странно, никто на меня с вопросами не набрасывается, все быстро ориентируются, понимают, наверное, что так и надо.

— Или проходят мимо. Запомнилась мне одна из программ «Беларусь сегодня» про альтруизм в кавычках, где водителя хватил инсульт прямо за рулем. Его машина в центре Минска несколько часов стояла на «аварийке» в третьем левом ряду, нога застряла на педали газа, но никто из тысячного потока машин и людей не остановился, чтобы узнать причину столь странного поведения авто и водителя. До тех пор, пока машина не загорелась.

— Да, страшная история. Водителя увезли в больницу. Мы начали снимать о нем передачу, держали связь с его братом. От него, к сожалению, и узнали, что герой нашей программы умер под капельницей. Помощь к нему пришла слишком поздно.

— Вы как-то говорили, что цель проекта «Беларусь сегодня» — не только рассказать о социальной проблеме, но и вместе с героями программы попытаться найти пути выхода из нее. Так вот, в данной конкретной передаче о нашем равнодушии, где тут свет? Выход?

— Безусловно, нельзя изменить вчера, но можно изменить сегодня. Более пристально оглядеться вокруг и увидеть: совсем рядом существует много хорошего, правильного, доброго и достойного. Закоренелый эгоист — это ведь не окончательный диагноз, психологи даже утверждают, что в каждом из нас есть ген альтруизма, который просто нужно разбудить.

— Вы действительно верите в то, что телепрограмма может что-то изменить в нашей жизни?

— Я в этом абсолютно убеждена. И пример могу привести из собственного опыта. Меня, как и многих молодых людей, слегка раздражали старушки у подъезда, которые судачат обо всех прохожих, в том числе и обо мне. А недавно мы сделали программу про пенсионеров, и мое отношение к людям преклонного возраста перевернулось, я посмотрела на них иначе, стала замечать и слышать. «Беларусь сегодня» — это проект о людях. Мы стали о них говорить, смотреть в их лица, а не жить в каком-то абстрактном телевизионном пространстве — и сразу почувствовали внимание, более того, нам темы для будущих программ уже присылают сами зрители. А их доверие — это самое ценное в работе журналиста.

Виктория ПОПОВА, СБ — Беларусь Сегодня



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *