Евгений Перлин, один из самых молодых дикторов в Беларуси, свой первый эфир провел в 19 лет. Сейчас ему 23, и он телеведущий новостей на «Беларусь-1», а также специальный корреспондент канала. Евгений рассказал «Минскому курьеру», как удалось в таком юном возрасте попасть на ТВ и почему перед эфиром никогда не пользуется лифтом.
— История вашего успеха — это везение, вера в себя или планомерное достижение своей цели?
— Не считаю свои достижения чем-то из ряда вон выходящим — работа как работа. Кто-то мечтает о телевидении с детства, и для него моя профессия будет казаться удачей. Я же не рассчитывал, что стану этим заниматься. Так сложилось, что меня пригласили на ТВ, еще когда работал на радио «Юнистар». Мой голос услышали, через коллег нашли номер телефона и сказали, что хотят посмотреть на меня в студии. Камера любит не всех, и я никогда не думал, что буду телегеничным. Но со стороны виднее.
— А на радио чем занимались?
— На «Юнистар» вел новости и утреннее шоу. Туда попал в 17 лет, почти сразу после того, как поступил на факультет журналистики. Стало скучно заниматься только учебой, поэтому и пришел на радио. С порога заявил: «Буду у вас работать!» И, как ни странно, меня сразу взяли. Возможно, их удивила смелость.
— Вы в таком юном возрасте попали в медиасферу. Отразилась ли работа на характере?
— Я бы не сказал, что в 17 лет мой характер не был сформирован. Уже тогда знал, чего хочу от жизни, определил для себя какие-то основные принципы. А работа ведущим на ТВ сделала более дисциплинированным. Проработав несколько лет в новостях, научился лаконичнее выражать свои мысли и выделять главное. Это сказывается на общении с друзьями, стараюсь говорить коротко и по делу, никогда не зависаю долго на телефоне.
Одно из обязательных качеств — пунктуальность. Выпуски новостей на канале идут в прямом эфире, а значит, опаздывать нельзя. У нас даже есть негласное правило: ведущему новостей нельзя пользоваться лифтом: вдруг застрянет по пути в студию и это сорвет передачу.
— Знаю, что помимо новостных эфиров вы проводите развлекательные мероприятия в качестве шоумена. Как удается сочетать в себе одновременно серьезного и смешливого парня?
— На работе действительно стараюсь выглядеть строгим и солидным. И, когда приглашают на какие-то развлекательные мероприятия, остаюсь верным имиджу. Все шутки интеллигентные, публика это любит больше, чем пошлость.
— На телевидении сейчас появляется много молодых лиц. Считаете, они приходят сюда за славой?
— Возможно, кто-то и приходит на «Беларусь 1» за славой, но они быстро понимают, что ее здесь мало. Работать очень сложно, прежде чем что-то получится, выслушаешь сотни замечаний. Полезных. Поэтому те, кто приходит сюда за известностью, либо разворачиваются и уходят, понимая, что это слишком большая цена за славу, либо мучаются, работают и в конечном итоге начинают получать удовольствие от результата.
Хочу добавить: телевидение не школа, сюда лучше приходить подготовленным. И я очень сомневаюсь, что журфак может дать все необходимые знания.
— А какая школа была у вас?
— Разумеется, университетское обучение кое-что дает, но оно не успевает за быстрыми изменениями на телевидении. Методика работы уже совсем не та, что была, к примеру, десять лет назад. Подача материала стала более агрессивной, конкуренция ужесточилась. Постоянно боремся за эксклюзив и за то, чтобы дать информацию первыми.
К тому же работа ведущего новостей заключается не только в чтении текста с суфлера. Приходится импровизировать. К примеру, в программе «Добрай раніцы, Беларусь!» прихожу в студию и анонсирую новости. Здесь тексты не прописывают — только живой диалог. И в это время редактор подсказывает, потянуть время или, наоборот, говорить быстрее.
— Став ведущим, продолжаете ли вы готовить сюжеты как репортер?
— Очень редко. За время работы на телевидении пришлось заниматься различными темами. Работал в программе «Сфера интересов», освещал детское «Евровидение». Могу сказать, что никакого ограничения в выборе тематики для меня нет, это связано скорее с моими личными предпочтениями или статусом события.
— Была ли ночь перед первым эфиром бессонной?
— Нет, прекрасно спал. Более того, не волновался во время самого эфира. Выпуск поставили в нерейтинговый день в самое плохое время. Наверное, понимая риск, руководство подстраховалось. Тогда все прошло хорошо. Я прочитал чисто, запнулся всего пару раз, и то для вида, ведь в прямых эфирах должны быть какие-то мелкие неточности, чтобы зрители видели — это живой ведущий, а не запись. Отчитал, и только потом, когда понял, что все закончилось, началась дрожь.
На телевидении есть такое понятие, как синдром второго эфира, то есть удачно стартуешь, а после начинаешь расслабляться. То же самое было и со мной: во второй раз стали проскакивать ошибки, заминки, сбивалось дыхание. Но потом взял себя в руки. Свой первый эфир провел, будучи студентом второго курса, в 19 лет.
Евгений Перлин подумывает о собственной авторской программе. Проект обязательно должен быть информационным, поскольку развлекательные передачи — это не журналистика, считает телеведущий.
— Такой возраст — рекорд для телевидения?
— Я, пожалуй, один из самых молодых ведущих в Беларуси. Быть может, кто-то и приходил на ТВ раньше, но из новостников младше меня сейчас нет никого. Знаю, что Денис Курьян еще в школьном возрасте вел программу «5?5». Также есть передачи на других каналах, которые ведут дети. Новости — это другая история. Ведущий должен быть солидным и презентабельным. Думаю, в моем случае не последнюю роль сыграла внешность: выгляжу намного старше, чем есть на самом деле.
— Сейчас работаете на утренних эфирах. Вы по натуре жаворонок?
— Жаворонком вообще никогда не был. Но, несмотря на это, понимаю, что хочу работать именно в утренней программе. Из-за ранних выпусков у меня сформировался особый график: в сутки приходится ложиться спать дважды. Ночью на сон уходит около четырех часов, днем — три. Спать я не люблю, и этого хватает. В рабочие дни просыпаюсь в 3.50. Многие просят раскрыть секрет моей бодрости, но для меня это вполне обычный график. Наоборот, тяжелее расшевелиться, если сплю много.
Бывают периоды, когда одновременно с работой на утренних эфирах умудряюсь еще и вести ночную жизнь.
— Есть ли помимо работы еще какие-то серьезные увлечения? Некоторые телеведущие, например, параллельно делают карьеру на эстраде, в музыке.
— В детстве на протяжении девяти лет занимался хореографией, но, к счастью, это закончилось. Какое-то время играл на барабанах и даже хотел создать свою группу, но так и не вышло. Честно говоря, до сих пор об этом мечтаю.
Буквально месяц назад активно занялся спортом. Научился кататься на сноуборде, и это стало для меня открытием года. Катаюсь примерно раз в неделю и, если по-настоящему захватит, обязательно куплю себе необходимую экипировку.
Дарья ПРОКОПЧУК, Минский курьер