Все идет к тому, что скоро у нас появится возможность смотреть еще один телеканал. Нынешний «Беларусь-ТВ» будет называться «Беларусь 24» и по концепции станет похож на «Евроньюс». К этому в Белтелерадиокомпании готовились давно. И понемногу начали осуществлять задуманное. Вот и беседа с Еленой Ладутько, возглавившей проект, прошла в ее кабинете с вывеской «Главный директор спутникового телеканала «Беларусь 24».
— Сперва, Елена Анатольевна, давайте немного поговорим о вас. В журналистском сообществе все знают, что вы прошли большой путь на телевидении — от спецкора до директора. А как бы представили себя нашим читателям?
— Когда я еще училась на журфаке, начала работать на Белорусском радио, а оттуда в 1996-м пригласили в Агентство теленовостей Белтелерадиокомпании. Сначала была корреспондентом, политобозревателем, освещала работу Главы государства — благодаря этому изъездила всю Беларусь и побывала во многих странах. За 5 лет работы заместителем директора АТН приобрела колоссальный опыт не только создания, но и управления информационными проектами. И вот уж месяц как в новой должности — директора «Беларусь 24». Долго сопротивлялась этому назначению, но руководство Белтелерадиокомпании проявило настойчивость. К своему удивлению, ностальгии по прежней работе не испытываю. Значит, все случилось вовремя.
— Из чего сейчас формируется эфирная сетка «Беларусь 24»?
— Она пока типичная и сопоставима практически со всеми каналами, которые идут на территории нашей страны. Новости, информационно-аналитические программы, сериальные линейки, фильмы, развлекательные проекты. Лучшие программы «Беларусь 1» и «Беларусь 2», других телеканалов мы компилируем и предлагаем зарубежному зрителю. У областных телестудий покупаем произведенные специально для нас передачи. И, конечно, создаем собственный контент. Уже выходят в эфир несколько информационных проектов. После Нового года запустим совместную программу с Министерством иностранных дел «Реальная дипломатия», экономический цикл «Кошелек и жизнь». Главное, что наш продукт пользуется спросом у зрителя.
— И кто зритель — каков его социальный статус, культурные потребности?
— Потенциальная аудитория — 220 миллионов человек. Нас смотрят те, кому небезразлично то, что происходит в Беларуси. В основном это люди среднего возраста, думающие, анализирующие: в наших программах они находят много полезной информации. Среди зрителей много бизнесменов, ведь Беларусь позиционирует себя как страна, привлекательная для инвестиций, и наша задача — представить ее так, чтобы интерес предпринимателей к ней возрастал. Мне также было бы лестно узнать, что «Беларусь 24» способствует притоку зарубежных туристов. Надеемся, наши проекты вызовут желание приехать и посмотреть собственными глазами исторические памятники, заповедники, отдохнуть в санаториях.
— Программы транслируются на русском языке. Есть ли идея общаться по-белорусски, по-английски, целесообразно ли это?
— В основном у нас русскоязычное вещание, но есть и передачи на белорусском — исторические, культурологические. Однако основная аудитория — российский зритель: из 247 договоров с кабельными операторами 207 приходится на восточную соседку. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы белорусский спутниковый канал смотрели не только жители постсоветского пространства и не только русскоязычная аудитория, но и зрители в европейских странах, в Америке. Для этого мы ввели информационную «бегущую строку» на английском языке в вечернем выпуске новостей. Есть идея сделать английские титры к лентам из золотой коллекции «Беларусьфильма».
— Спутниковых телеканалов много. Какова география вашего вещания?
— Наш сигнал доступен с трех спутников: Express AM22, HotBird А13 и Galaxy 19. Принимать его могут Украина, Казахстан, Балтия, почти все европейские страны, Израиль, США, Канада, многие латиноамериканские государства. Можно утверждать, что Беларусь таким образом присутствует в мировом телевизионном пространстве. Канал входит в двадцатку самых смотрибельных в отдельных регионах России (правда, пока до Урала). А в прошлый четверг «Беларусь 24» был признан одним из лучших в номинации «Информация и публицистика» Российской национальной премии в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения «Золотой луч». И сейчас для нас главное — не только удержать, но и расширить зрительскую аудиторию.
— Cлышал, существуют некоторые проблемы с регистрацией канала в России.
— В феврале следующего года у нас заканчивается лицензия на вещание в соседней стране. По существующему российскому законодательству получить лицензию может только компания — резидент Российской Федерации. Сейчас ищем такого партнера.
— Каким будет обновленный «Беларусь 24»?
— У руководства Белтелерадиокомпании есть идея создать круглосуточный канал — аналог «Евроньюс», «России 24», РБК. Контент должен быть исключительно информационно-аналитическим, в будущем мы, вероятно, минимизируем развлекательные проекты. Мне такие перспективы импонируют. Но, чтобы планы стали реальностью, нужны структурная перестройка канала, техническое переоснащение и как минимум собственная служба новостей с соответствующим штатом и развитой сетью собственных корреспондентов в белорусских регионах и в других странах.
— Вы — директор «Беларусь 24», а в эфир канал выходит с логотипом «Беларусь-ТВ»…
— В Министерстве информации мы зарегистрированы как «Беларусь 24», лицензия же на вещание в России оформлена на «Беларусь-ТВ». Новую лицензию планируем получить уже как «Беларусь 24». То есть произойдет ребрэндинг канала.
— Как белорусы могут посмотреть «Беларусь-ТВ», ведь он транслируется только за рубеж?
— Пока смотрите в интернете: belarus-tv.by. А как только перейдем на новый формат вещания, станем доступны через кабельных операторов. Наша цель — быть окном в Беларусь для иностранцев и самым достоверным, а главное — оперативным источником информации для граждан своей страны.
Канал «Беларусь 24» предлагает зрителям несколько оригинальных телепроектов.
24 вопроса. Объектив-конференция
Ведущий — Дмитрий Бочков
Выход в эфир — понедельник, среда, 18.30
Через сайт www.belarus-tv.by можно задать свой вопрос гостю студии. Ведущий обсуждает с собеседниками последние события в стране и мире, материалы в печатных СМИ, интернете.
Актуальный микрофон
Максим Угляница, Павел Лазовик, Виктория Сенкевич, Наталья Кирсанова
Вторник, четверг, 18.30
Совместный проект с Первым национальным каналом Белорусского радио. На радио программа выходит более 40 лет. Сейчас и в телеэфире журналисты встречаются с экспертами для того, чтобы найти ответы на самые актуальные вопросы жизни.
Секрет фирмы
Елена Некрашевич
Cреда, пятница, 13.40
Программа в стиле «промышленного шпионажа». Авторы проекта приглашают зрителей «проникнуть» на производство и узнать все его секреты. Объектами пристального изучения становятся голограммы, холодильники, анимация, ювелирное дело, троллейбусы, тракторы и даже бриллианты — все, что производят в нашей стране.
Таможенный союз
Евгений Перлин, Вадим Щеглов
Суббота, 22.05
Речь идет об участии нашей страны в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Вниманию зрителей — особенности валютного, таможенного, налогового регулирования на территории союза, рассказ о рынках труда и о том, как защищены наши соотечественники в России и Казахстане. Основные темы — привлечение иностранных инвестиций и транзитные возможности Беларуси.
Артишок
Дарья Белоусова-Петровская
Воскресенье, 13.05
Герои передачи — художники, скульпторы, архитекторы, модельеры, певцы, музыканты, фотографы. Вы узнаете, чем живет творческая интеллигенция, побываете в мастерских, галереях, посетите концерты.
Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня