Игорь Сукманов: Написать рецензию это как написать книгу

Статьи

Помню, по радио услышала репортаж с Каннского фестиваля об артистах, режиссерах, кинофильмах. Запомнился голос репортера. Каково же было мое удивление, когда на третьем курсе, на лекции по «Кинокритике», я услышала знакомый голос – Игорь Сукманов! Да, это он вел репортаж с Каннского фестиваля!

Ваш путь от хобби к профессии?

– Кино полюбил еще с ясельных лет. Вскоре стал ходить в кинотеатры, делал я это с большим удовольствием. Было так любопытно, что проникал на киносеансы, где детям моего возраста нельзя было находиться. Тем самым
вкушал запретный плод. Кино меня настольно поглотило, что стал усердно готовиться к поступлению на факультет журналистики.

Писал много рецензий. Одна из любимых – рецензия на скандальную японскую картину «Легенда о Нараяме» режиссера Сёхэя Имамуры, которая была опубликована в газете «Знамя юности». Но вскоре понял, что журфака будет недостаточно и на пятом курсе поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет. Тогда еще разрешалось учиться в двух вузах одновременно. Не возьмусь сравнивать, где было лучше.

На журфаке был особый климат. Я благодарен Людмиле Саенковой, Нине Фрольцовой, Ефросинье Бондаревой, Татьяне Орловой, они научили меня выражать свои мысли, свою точку зрения, встречать умного тактичного
собеседника.

А потом я проучился два года в Америке, там учил язык. После вернулся в Минск и проработал порядка десяти лет на различных радиостанциях. На радио «BA» («БиЭй» — прим. ред.) работал как автор. Программа «Американская ночь», названная в честь фильма Франсуа Трюффо, была о том, как снимается кино. На радио «Unistar» делал прямые репортажи с Каннского кинофестиваля, на «Мелодиях Века» уже работал больше как программный директор.

Я не могу отнести себя к тем счастливчикам, которым все дается с первого раза, поэтому много трудился. Сегодня я – программный директор минского международного кинофестиваля «Лістапад». И пока планирую продолжать работу здесь, в этом вижу и свое призвание. От работы получаю удовольствие. Порою присутствует усталость и стрессовые моменты, но все это компенсируется тем драйвом, который несет в себе кино. Скажу так: своей жизни не стыжусь.

Любовь к киноискусству – это из семьи?

– Папа мой к искусству не имеет никакого отношения. Он окончил Менделеевский институт в Москве, по образованию – химик-технолог. Мама работала на «Телефильме» монтажером, поэтому понятие монтажа мне очень знакомо. Часто вспоминают режиссера-документалиста Вадима Сукманова, который работал на «Беларусьфильме». Это мой дядя.

Кто для вас авторитет в мире кинокритики, у кого учились?

– Мастера, которых я боготворю – Лилия Маматова и Елена Стишова. Журнал «Искусство кино» – тоже мой университет. Сотрудничество с этим изданием на протяжении многих лет является признаком определенной профессиональной состоятельности и предметом гордости. Кино – это не только владением материалом. За интеллектуальным багажом должно стоять и что-то другое – умение видеть, чувствовать, открывать новое.

Есть много замечательных режиссеров, но моя цель как преподавателя научить вас, студентов, быть хорошими зрителями. Потому что хороший зритель должен соответствовать уровню хорошего режиссера. Каждый раз, когда смотрю фильм, я отбираю лучшее.

Сколько кинокартин в день просматриваете?

– Зависит от ситуации. В последнее время не гоняюсь за каким-то количеством фильмов. Я предпочитаю один хороший фильм в день, но такой, чтобы впечатление после просмотра не покидало долгий период времени. Во мне сочетаются две ипостаси. С одной стороны, нужно посмотреть как можно больше картин. С другой, доставить себе удовольствие и не размениваться на количество. Понятное дело, что просмотреть все невозможно. И я не делаю на это ставку. Это, кстати говоря, в большей степени характеризует киномана, у которого есть такая маниакальная страстьувидеть как можно больше. Я же делаю акцент только на качественном кино. Доходит до пяти-шести просмотров в день, когда занимаюсь отбором картин для «Лістапада».

А как понять, что кино качественное?

– Вопрос опыта. Я достаточно свободно ориентируюсь в пространстве кино. Помимо большой «насмотренности», есть знание имен, знание определенных направлений, интуиция. Насколько стоит кино внимания, можно определить по истории, по автору, по первым кадрам.

Определенная ориентация существует на то, что нам презентуют самые крупные кинофестивали. Есть задача «А» – то, что необходимо просмотреть в первую очередь. И задача «Б» – смотреть то, что выпало из поля зрения крупных форумов, но благодаря персональным пристрастиям складывается в дополнительный бэкграунд. И этого хватает мне для того, чтобы не терять форму, ориентироваться в сфере кино, быть на гребне волны. Часто бываю в кинотеатрах «Центральный», «Победа», в Доме кино – на площадках, где проходят главные премьеры.

Довольны современным зрителем?

– У меня всегда разные ощущения. Иногда мне кажется, что зритель поглупел, иногда, что зритель абсолютно адекватен. Иногда, что зритель более отстранен от экрана, иногда – более вовлечен. Одну и ту же картину можно смотреть в разных аудиториях, и каждый раз она будет восприниматься по-разному. Например, фильмы Михаэля Ханеке, одного из важных европейских режиссеров, на Западе воспринимаются с большим вниманием, чем у нас. В Беларуси остается ощущение герметичности, замкнутости. Ты не вовлечен.

Картины, которые показываем на «Лістападзе», всегда неразрывно связаны с нашим существованием. В меньшей степени хочется приглашать фильмы нетитулованные, которые несут на себе печать других проблем. Проблемы с нелегальной миграцией в Африке для нас не являются приоритетными. А вот китайский фильм «Прикосновение греха» о том, как капитализм входит в жизнь каждого, существует совершенно по другим законам. Нам он понятен больше, чем, предположим, рафинированный французский фильм.

Вы не любите, когда вас называют кинокритиком…

– Потому что это слово носит в последнее время «обытовленный» характер. Часто говорю, что я больше киноаналитик, а сейчас скажу, что скорее я адвокат кино. Мне нравится защищать фильмы, я люблю кино. Когда фильм плохой, он из моей памяти выветривается. Есть фильмы интересные для разбора, но несущие в себе вредную идею. В этом случае я начинаю картину ругать. Мы живем в такое время, когда нет информационного голода, как раньше. Увидеть и разглядеть суть – самое важное.

Готовите учеников-последователей?

– Здесь нельзя говорить о школе. К сожалению, чтобы создать школу кинокритики, нужен не только журфак. Это должен быть курс, который ведется в течение пяти лет, курс, который помешан на кино. Есть ребята, которые любят кино и этим интересуются, но не потому что я пришел и привил им эту любовь, они уже пришли с ней. Мне хотелось бы дать чуть больше напора, придать смелости к их стремлению познать кино. Есть много хороших ребят, например Анна Ефременко, которая ведет в «Белгазете» рубрику, связанную с кино. Ольга Чайковская, которая написала рецензию на картину «Внутри Льюина Дэвиса» (ее рецензия на Facebook’е набрала наибольшее количество репостов и комментариев).

Но я не соотношу это со своим вкладом. Все равно я в этом случае выступаю навигатором. Для того чтобы создать школу, надо приложить гораздо больше усилий. Я люблю преподавать, мне интересно слышать мнения студентов. Но помимо моей помощи, нужно еще пополнять свой багаж самостоятельно.

Читать много книг, газет и журналов. Посмотреть кино, обсудить на занятиях, а дома не полениться, даже через Интернет найти какую-либо дополнительную информацию. Я скорее помогаю ориентироваться в кино, а все остальное зависит от вас, от вашего стремления. Еще с советских времен сильный киноведческий лагерь всегда размещался в России, и так сложилось, когда Беларусь обрела независимость, она не смогла сформировать институт кинокритики. Существуют отдельные замечательные авторы. Но школы нет.

Есть идея издать сборник своих рецензий или книгу воспоминаний?

– Я пока над этим не задумывался. Для меня процесс написания достаточно мучительный и сложный. Написать рецензию как написать книгу. В нее вкладываешь очень много сил и энергии, что изнуряет и истощает. Поэтому я не скажу, что я человек пишущий в этом плане. Мне всегда хочется достичь совершенства, поэтому написание рецензии – длительный процесс. Я это и люблю и не люблю.

С чего начать более глубокое изучение кино?

– Должна быть цепная реакция, фитиль. А вот от чего зажигается человек, сложно понять. Что-то зацепило, произвело неизгладимое впечатление, дальше можно обратиться и к тому же Интернету. Нельзя сказать, что вы возьмете книжку Жоржа Садули «Всемирная история кино» или книгу «33» Андрея Плахова, и это станет первым толчком к вашему образованию. Кому-то достаточно прочитать экскурс биографии режиссера, а кому-то важно понять природу языка кино. Читать надо много, все классифицировать, чтобы схема была в голове. Выстраивать мировоззренческий фундамент.

Ведь кино учит таким понятиям, как терпимость, учит видеть в человеке не только светлые и темные стороны. Кино учит анализу, который в жизни так или иначе помогает. Я не хочу создавать образ человека всезнающего, естественно, разные бывают ситуации: где-то ошибаешься, где-то, наоборот, убеждаешься в том, что твоя точка зрения была правильной. Но момент сомнения должен присутствовать. И во мне это тоже есть. Это важно для любого, особенно для профессионала. Когда есть сомнение, значит, есть место росту. «Забронзоветь» можно в три секунды, а когда есть сомнение, значит, что-то в тебе живет. Я не кабинетный человек, который не выходит за пределы кинематографического виртуального пространства. Кино советую любить искренне, не пугаться сложностей, которое оно перед нами ставит. Хорошее кино не всегда гладит нас по голове, кино требовательно. Я за то, чтобы мы облагораживались благодаря этому искусству.

Досье

Игорь Борисович СУКМАНОВ – киновед, журналист, доцент кафедры литературно-художественной критики. Окончил факультет журналистики БГУ, сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, American Language Institute при
государственном университете Сан-Франциско. В 1994-1995 гг. сотрудничал с журналом «ТВ Парк».Вел программы о кино на радиостанции «BA»(Би Эй), «Unistar». Работал на 8 телеканале, телеканале ЛАД. Автор и один из организаторов кинопроекта «Канномания». Программный директор Радио «Unistar» и «Мелодии Века». С 2010 года программный директор минского международного кинофестиваля «Лістапад». С 2008 года преподает курс «Кинокритик» в Институте журналистики БГУ.

Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *