“Mmm… Independence”
Homer Simpson
Стремительно развивающаяся интеграция между Россией, Беларусью и Казахстаном не только вызывает восторг у сторонников и зубовный скрежет у противников, но и порождает массу вполне объективных вопросов. Среди них один из главных – сохранит ли Беларусь независимость, сближаясь с большим восточным соседом? Проблема и вправду небезынтересная…
Независимость обрушилась на белорусов почти так же внезапно, как и любовь на булгаковских Мастера и Маргариту, словно убийца, выскочивший из-под земли в переулке. «Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Белорусы чувствовали себя вполне уютно и комфортно в своем маленьком мирке – БССР, которая была частью большой вселенной – Советского Союза. Впрочем, подобно все той же Маргарите, утверждавшей, что любовь жила в их с Мастером сердцах давно, находятся люди, которые настаивают, будто белорусы одержимо стремились к независимости. Но это не соответствует действительности. Более того, наши предки самоотверженно боролись с любым, кто угрожал существованию большой страны, будь то германские нацисты, украинские бандеровцы, польские аковцы или собственные отщепенцы из полицаев. Не было в Советской Белоруссии даже приличного диссидентского движения. И на референдуме 17 марта 1991 года абсолютное большинство наших сограждан проголосовало за сохранение СССР.
Свою независимость Беларусь обрела не вследствие длительной и напряженной борьбы или же вмешательства внешних сил, а благодаря всего-навсего одному формальному обстоятельству – статусу союзной республики. Ведь все бывшие союзные республики, хотели они того или нет, стали самостоятельными государствами. При Советской власти заполучить признание в качестве союзной республики мог любой этнос, который соответствовал следующим критериям: его численность превышала один миллион человек, в пределах расселения его представители составляли более половины жителей, этническая территория непосредственно прилегала к государственной границе. Другие народы, даже те, у которых национальное движение было куда сильнее белорусского или, скажем, таджикского (башкиры, татары, горцы Северного Кавказа) остались с автономией в рамках РСФСР, что лишило их и пути к независимости.
Итак, белорусы, ошарашенные неожиданным развалом СССР, поначалу не знали, что и делать со своей независимостью. Но дальше случилось настоящее чудо! В годы правления Александра Лукашенко произошла суверенизация белорусской нации, то есть мы, белорусы, стали понимать, осознавать не только ценность, но даже некоторую сладость независимости. Сейчас все социологические опросы, проводимые как правительственными, так и академическими и оппозиционными структурами, показывают: белорусы дорожат своей независимостью, суверенитетом своего государства и никому не хотят его сдавать.
Тем не менее, в прессе, Интернете нет-нет да и появляются страшилки об угрозе «сильной и независимой» с востока. Тень «старшего брата» нависает если не над всей Беларусью, то над разумом отдельных «экспертов».
На самом деле ни Минск, ни Москва не хотят понижения международно-правового статуса Беларуси. За минувшие годы с обеих сторон сформировался целый ряд факторов, гарантирующих суверенитет Республики Беларусь. Рассмотрим некоторые из них.
С белорусской стороны:
1. Фактор Александра Лукашенко. Те «аналитики», которые утверждают, будто белорусский лидер может стать «губернатором Северо-Западного края», видимо, плохо представляют себе волю и характер первого Президента Республики Беларусь. Всей своей политической жизнью он доказал, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будет «номером 2», (а уж тем паче 3,4,5 и далее по списку), а также не собирается ставить свое политическое будущее в зависимость от каких-то внешних сил.
2. Белорусские элиты (политические, бизнес, культурные) привыкли ощущать себя вполне самодостаточными, равными, хотя и с некоторой натяжкой и долей самоиронии, московским. Поначалу это осознание давалось с большим трудом. Долгое время было заметно, как директорский и председательский корпус, привыкший ездить «выбивать фонды» и утверждать собственные должности в Первопрестольную, болезненно и со страхом адаптируется к собственной самостоятельности. Ничего – привыкли и теперь обратно не хотят.
3. Процедурные затруднения. Инкорпорация в состав России повлечет такие правовые сложности, что в итоге сама процедура может погубить весь процесс.
4. Национальное самосознание белорусов – все то, о чем говорилось выше.
Невыгодно лишать Беларусь независимости и самой России и вот почему:
1. Опять-таки личностный фактор. Инкорпорация Республики Беларусь будет означать, что белорусский Президент получит политико-правовой статус, равный с другими российским политиками. Безусловно, сразу же он станет одним из самых влиятельных государственных деятелей России. А этого в Кремле боятся не меньше, чем резкого падения цен на нефть.
2. Очевидно, что вступление Беларуси в РФ оговаривалось бы особым правовым положением новой российской территории, что тут же вызвало бы серьезные и крайне неприятные коллизии внутри самой федерации. Так уже было на заре создания Союзного государства. Тогда Ингушетия, Татарстан и Башкортостан открыто требовали предоставления себе аналогичных прав. «Переваривание» Беларуси может взбаламутить остальные части огромного российского организма.
3. Возникновение опасного «белорусского синдрома». Государства, которые участвуют в интеграционных процессах с Россией или планирует это делать, получат пугающий пример: интеграция с Россией чревата полным поглощением. И это может лишить Москву потенциальных союзников.
4. Беларусь – важный международный партнер России. Несмотря на крайне напряженные отношения с ЕС и США, Минск имеет достаточно высокий авторитет в целом ряде регионов планеты. Он выступает как надежный союзник Москвы на постсоветском пространстве. Позиции Беларуси во многих латиноамериканских, арабских, дальневосточных странах не менее крепки, чем у самой России. Кроме того, Беларусь является полноправным членом ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций. Терять ее голос как независимого и суверенного государства было бы для Москвы невиданной и безрассудной роскошью.
Таким образом, белорусская независимость, которая при своем рождении явилась чуть ли не даром Небес, в настоящее время достаточно гарантирована, по крайней мере, с востока. Полноценный суверенитет Беларуси стал осознанной необходимостью не только для самих белорусов, но и для великой России.