Зрители канала «Беларусь 1» помнят, как Елена Михаловская вела программу «Добрай ранiцы, Беларусь!». Известна она и за рубежом — тем, кто смотрит «Беларусь-ТВ». Но начинала свою карьеру в эфире «Столичного телевидения». И вновь сюда вернулась — ведущей выпусков новостей по понедельникам, четвергам и пятницам. А также занялась новым репортерским проектом «Центральный регион». Программа выходит по воскресеньям. Елена почти не знает выходных. Почему красивая девушка много работает? О прелестях журналистской профессии Михаловская готова говорить подолгу. Хотя когда-то мечтала стать стюардессой и египтологом:
— Обожаю стюардесс! Когда летаю, смотрю на них с восхищением и завистью. Потому что эти блондинки в пилотках с проникновенными большущими глазами еще в детстве мне казались недосягаемыми небожительницами. Я визуал — меня впечатляет красота. Стюардессы к тому же обязательно владеют несколькими языками. И я хотела во всем походить на них. Потом собиралась уехать в Ленинград, где готовят египтологов. Люблю Питер, и сочетание города с наукой о древней цивилизации очаровывало. А в результате с историей я соприкоснулась лишь в издательстве «Беларуская Энцыклапедыя», где успела отредактировать несколько справочников.
— Знаю, вы и петь пробовали. А как относитесь к белорусской эстраде?
— Мне искренне нравится группа Litesound, ценю творчество Жени Чалышева. Люблю музыку, от которой исходит драйв, повышается адреналин в крови. Я человек активный — и предпочитаю мелодии с характером. А какой-то один жанр не выделю. Могу и «Бяседу» послушать, и «Камерату», с удовольствием хожу на концерты капеллы имени Ширмы. Обожаю «Океан Ельзи»: с ними я точно на одной волне.
— Вернемся к журналистике. Когда вы почувствовали тягу к эфиру?
— Еще когда мне было 5 лет. Малышню из нашего детского сада решили записать на БТ, в знаменитой студии «шестисотке». А меня выбрали ведущей детской программы. Только когда надо было прощаться со зрителями и махать вместе с остальными ребятами подснежниками, я свои цветочки не нашла. Но не растерялась — и махала ручкой! Не думала, что спустя годы вернусь в «шестисотку» и буду вести отсюда программу «Добрай ранiцы, Беларусь!».
— Однако с «Беларусь 1» вы все-таки вернулись на СТВ.
— Для меня очень важна творческая самореализация. И телеканал СТВ предоставил мне такую возможность, поэтому я здесь. Кроме того, верю в судьбу… Она берет меня за ручку и ведет по жизни. А я следую. Когда родилась в 1977 году, мне, а точнее, моим родителям вручили медаль как новорожденной минчанке. Не всем детям делают такие подарки при появлении на свет. Думаю, это был намек со стороны родного города: хранить ему верность. Видимо, не случайно потом я оказалась именно на «Столичном телевидении».
— Программа «Центральный регион» — об окрестностях Минска. Почему вы взялись вести этот проект?
— После нескольких лет «развлекаловки» в «Добрай ранiцы, Беларусь!» я решила вернуться к более серьезным темам. И вообще, для журналиста это очень здорово — иметь свой собственный проект, детище. Об этом мечтают, наверное, все репортеры.
— Но у вас было столько программ!
— И каждая из них — это новые интересные знакомства. Мои герои — состоявшиеся люди, у которых есть чему поучиться. 1 апреля выйдет передача о Николае Гиле. Он возглавляет строительную организацию в Логойске, которая строит здания по всей стране. Нынче Гиль признан «Человеком года Минской области». Он интересная личность: прошел разные пути-дорожки и дошел до руководящего поста. В прошлом — спортсмен-борец, мастер спорта, но стал строителем. Потому что на его пути встретился тренер, который посоветовал: получи профессию, а спорт — это хобби. И специальность позволила Гилю достичь достойного положения в обществе. Вот так мудрый совет стал судьбоносным!
— Сейчас «быстрые» новости заполонили эфир. Вам не кажется, что репортерство исчезает из журналистики?
— Действительно, кругом сплошь развлекательное ТВ. Наверное, спрос рождает предложение. Но лично я уже устала от этого цветного шоубиза, личной жизни селебрити, бесконечных «поющих трусиков». Лучше с удовольствием посмотрю хорошую документалистику. Ну а аналитика и публицистика вообще превращаются в «элитные» жанры, и в них не каждый может работать.
— Вы оканчивали журфак, но лучшие репортеры — не обязательно журфаковцы. Что же надо, чтобы стать настоящим профессионалом в сфере СМИ?
— У каждого свои критерии. Для меня это трудолюбие, постоянная работа над собой и искренний интерес к своим героям. Я сегодняшним студентам завидую, потому что у них есть прекрасный новый корпус Института журналистики. А в мое время маленькое зданьице на улице Московской едва вмещало всех желающих научиться писать и снимать. У нынешних студентов есть своя студия, где они учатся азам. В мою бытность ничего подобного не было. Нас учили только, как обращаться с кассетным диктофоном. И, по сути, вся моя учеба зависела только от меня. Я и сейчас продолжаю учиться — у коллег. Смотрю зарубежные каналы: анализирую, отмечаю для себя что-то новое. Надо всегда быть «в профессии», стремиться к совершенству — улавливать модные «фишки» в монтаже и даже в одежде ведущих. Но самое главное — быть искренней. Зритель должен верить тебе. К сожалению, с позиции зрителя многим молоденьким журналистам сегодня я не верю.
— Мне кажется, репортер — это в первую очередь любопытный человек. Вы были в детстве почемучкой?
— Я была доставучкой! Хотела знать все. Если не получала ответа, которым была бы удовлетворена, начинала доставать других людей — сопоставляла то, что они говорили, проводила «следственные эксперименты» и приходила к правильному, с моей точки зрения, выводу.
— Доискивались правды или хотели услышать определенные ответы на свои вопросы?
— Я любитель поразмышлять и подумать.
— Что вы готовы сделать ради сенсационного репортажа, можете пойти на риск?
— Всегда представляю себя на месте зрителя, и если мне интересно — значит, заинтересует и человека по ту сторону экрана. Один репортаж помню до сих пор. По весне многоэтажный дом затапливали дожди. Жильцы жаловались, но на них никто не обращал внимания. А в квартирах от попадания воды в электропроводку стреляло! Я тогда работала дежурным репортером на СТВ и выехала на место ЧП. Погода была отвратительная. Поднялась на крышу дома, сняла обувь, стала в лужу по колено — и показала масштабы бедствия. Диспетчеров, на пульт которых звонили люди и просили о помощи, уволили сразу!
— Для репортера важно не быть ленивым. А вы позволяете себе расслабиться?
— У меня же имя — Лена, оно меня обязывает лениться. А если серьезно, то я считаю лень капризом женщины, который она может себе позволить хотя бы в свой выходной день, если такой бывает. Тогда могу поспать подольше, не готовить обед из 4 блюд, а обойтись бутербродом с чаем. И моя семья — муж и две замечательные дочери — меня понимает. Впрочем, это даже не лень. Все от усталости…
— Почему вы в свое время не остались работать в Москве, хотя была такая возможность?
— На тот момент я интуитивно расставила приоритеты. И не ошиблась. Карьеру отодвинула на второй план и решила, что займусь личным счастьем. Для этого не хватало только второго ребенка. Благодарна судьбе, что дважды стала мамой! Счастье — в детях. Мне, впрочем, удается совмещать семью и журналистику. Спасибо моим близким людям, которые позволяют заниматься творчеством и при этом принимают некоторые бытовые лишения. И не выставляют больших счетов. Недавно подходит старшая дочь Анна и говорит: «Мама, ты мой кумир! Я хочу быть на тебя похожей». Было очень трепетно. Ради этого стоит жить!
Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня