«Телевершина» взята! Уже в седьмой раз. Галина Злобенко, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и ТВ факультета экранных искусств Белгосакадемии искусств, сценарист, член правления Белорусского союза кинематографистов, секретарь и член жюри «Телевершины», просмотрела около 300 работ, представленных в этом году на конкурс. И поэтому, пожалуй, как никто другой разбирается в тенденциях современного телевидения. Знает каждого ведущего, все новейшие веяния. Может объективно судить об экранном продукте. Имеет право критиковать. Профессионалов, считает Галина Петровна, пора уже оценивать не за скорость новостей, а за глубину подачи сложных проблем общества. В этом, по мнению эксперта, пока преуспели региональные каналы.
— В глубинке журналист ближе к своему зрителю: он рассказывает о соседях. Выйдите на улицу в 6 часов вечера где–нибудь в Пинске. Увидите, как все бегут смотреть городской канал, кстати, один из лучших. Изумительные ребята там работают. Они не обладают той техникой, которая есть у центральных студий, но у них светлые головы. В Молодечно прекрасное ТВ. Команда журналистов там подготовила серию программ и помогла ребятам из детдомов обрести родителей, а затем проследили их жизнь в течение еще одного года. Региональное ТВ работает не в пустоту, есть ответная реакция со стороны публики. Еще пример. В Борисове студия «Скиф» сняла фильмы о школе в стиле работ Валерии Гай Германики. И получился злободневный сериал. Словом, есть у кого поучиться сегодняшним телевизионщикам.
— А какие пожелания у вас к центральным каналам?
— Сейчас очень быстро меняется язык телевидения, он становится более лаконичным, четким. При этом меня смущает дробление кадра — эфир заполоняет клиповое мышление. Ни автору сюжета, ни герою, ни зрителю нет времени подумать. События и люди очень быстро проскакивают в роликах. Я прошу коллег: ребята, остановите мгновение, оно прекрасно! Надо очень бережно относиться к своим героям. Но «телеформат» от них требует успеть рассказать о 10 героях за 2 минуты. Хорошо ли это? Конечно, нет. Иногда мне говорят, что сейчас другая эпоха: нужно спешить жить. А я считаю, что лучше проникновенно поведать историю одного человека и дать понять зрителю, что остальные 9 живут с той же проблемой. Одного запомнят, он врежется в память. А 10 так и останутся неразличимыми во время 2–минутной «пробежки».
— Думаю, критикуемая вами скорость в подаче новостей — это стиль работы, привнесенный из–за рубежа.
— Безусловно. Но, с другой стороны, все говорят на Западе о славянской «загадочной душе». Там считают, что у нас «замедленное» отношение к жизни, созерцательный характер. Если это так, то не стоит от этой черты отказываться, терять индивидуальность. Я боюсь, что в спешке мы упустим главное.
— А что оно — главное?
— Душа и сердце человека.
— Это слишком образно.
— Но чтобы понять, в чем суть будущего, нужно проникнуть в души и сердца современников. А для этого требуется время. ТВ и кино не решают социальных проблем, но могут их заострить, повернуть под таким углом, который окажется неожиданным не только для зрителя, но и для автора.
— А как это сделать?
— Не надо браться сразу за 7 проектов. Нужно на чем–то одном сосредоточиться, изменить отношение к материалу, вникнуть в него. Посмотрите некоторые программы: непонятно, зачем они делаются. А потом выясняется: все сплошь состоят из одной скрытой рекламы. Студенты меня успокаивают: «Что вы «паритесь»? Раз заплатили — так и надо». Я такой подход к профессии принять не могу. К сожалению, знаю примеры, когда молодых талантливых сотрудников берут на телевидение и сразу убивают в человеке инициативу: «Скажи спасибо, что тебя в твоем возрасте взяли!» Но совесть еще никто не отменял, особенно творческую!
— Тем не менее какие проекты вам кажутся наиболее удачными за последний год?
— Я вообще как зритель благоволю к тем каналам, которые не боятся экспериментировать. Большим разнообразием программ меня радует СТВ. Они постоянно в поиске. На ОНТ любят зрителя. Это видно по продукции: качественные, многотемные, креативные программы, сильный авторский состав.
— А Первый канал?
— Это мой канал, я оттуда родом — с БТ. На Первом недавно произошла смена руководства, поэтому я не хочу преждевременно давать оценки. Но при Геннадии Брониславовиче Давыдько, который является человеком культуры в самом высоком смысле этого слова, я надеюсь, на экран вернутся достижения «старого» БТ: например, прекрасные спектакли — ведь не у всех есть возможность побывать в театрах, надо чаще показывать белорусские фильмы и особенно — документальные. Меня, кстати, радует, что на ОНТ режиссер Владимир Бокун осуществил проект «Обратный отсчет» — снял около сотни документальных лент о нашей истории. И эти работы заслуженно получали «Телевершину». Владимир Викторович продолжает традицию настоящего документального кино. С 1964–го по 90–е годы на БТ существовало объединение «Телефильм», числившееся в тройке лучших представителей документалистики в СССР наряду с Центральным и ленинградским ТВ.
— Но в советское время такие проекты дотировались из госбюджета, не так ли?
— Естественно. Тем не менее стоили не очень дорого. Ведь что такое документальное кино? Оно не требует таких затрат, как игровое. Обидно, когда начинают говорить, что снимать надо только то, что может быть быстро продано.
— Однако не поспоришь: звучит логично. Скажите, а чего хотят от ТВ молодые люди, которые поступают в вузы на телевизионные специальности?
— Они в массе своей приходят непросвещенными. Но когда я им показываю наши фильмы, ребята удивляются: «И это все сделано в Беларуси?!» Они не знают, что происходит в нашем киноискусстве.
— Кто в этом виноват?
— ТВ, которое ушло в информацию, забыв о культуре, просветительстве.
— Кстати, теле– и кинокадры готовят в академии искусств, Институте журналистики и в университете культуры, а в результате мы покупаем иностранные проекты… Почему?
— Таланту нужно проявиться. А для этого нужны деньги.
Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня