Капитуляция на старте

Блоги

Предвыборная кампания в Беларуси вступила в новую стадию – период активной агитации и пропаганды кандидатов. Это хороший повод сделать предварительные выводы.
Ноябрь оказался без преувеличения катастрофическим месяцем для белорусской оппозиции. Уже в первых числах ноября Минск посетили министры иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и Польши Радослав Сикорский. Затем состоялся беспрецедентный по уровню представительства Минский форум. И, хотя наши оппозиционеры делали вид, что таким образом ЕС пытается оказать давление на белорусские власти, независимые наблюдатели констатировали тенденцию к сближению позиций Беларуси и Европы.
Затем нанесла удар президент Литвы Даля Грибаускайте. Выступая перед послами стран ЕС в Вильнюсе, она заявила, что победа Александра Лукашенко на президентских выборах в Беларуси позволит сохранить стабильность в соседней с Евросоюзом стране. При этом руководитель литовского государства дала такую оценку политической ситуации в Беларуси: «Оппозиция несерьезна и не имеет шансов на любых выборах. Лукашенко мог бы выиграть, набрав 99 % голосов, но он победит лишь с 75 %, чтобы угодить ЕС». Это заявление навело в оппозиционных кругах панику не меньше, чем стройные ряды омоновцев на горизонте. На опповских форумах что только не писали: и удавиться хочется от таких новостей, и разбить компьютер, припомнили, как повелось, литовцам то, что они, дескать, украли у нас ВКЛ – одним словом, обычный набор, ярко характеризующий проявления бессильной злобы.
Но поистине сокрушительным для оппонентов белорусской власти стал день 18 ноября. Именно тогда, в четверг, Лидия Михайловна Ермошина собственноручно вручила удостоверения кандидатов девяти соперникам действующего Президента (или их представителям). И эта была полная неожиданность для большинства из претендентов. Они искренне считали, что на этапе сбора подписей избирательная кампания для них завершится. Более того, уже были достигнуты договоренности, кто под кого снимется, какие получит за это бонусы, как будут поделены предвыборные бюджеты. Но решение Центризбиркома внесло полную сумятицу в планы оппозиционных стратегов, которым пришлось перестраиваться на марше. Тогда же и там же было озвучено решение транслировать выступления и дебаты кандидатов в прямом эфире, чего опять-таки мало кто ожидал.
Прямой эфир явился настоящим приговором для белорусских оппозиционеров. Они так долго добивались «живого разговора с телеаудиторией», что когда получили подобную возможность, проявили полную политическую несостоятельность. Все интересующиеся политикой белорусы, да и иностранные наблюдатели, только и обсуждают тот позор, который мы наблюдаем несколько последних дней, а именно телеобращения кандидатов. Растерянность, боязнь поднять глаза, театральные жесты, пустозвонство – вот неполный набор возможных характеристик. Нет даже желания конкретно разбирать допущенные ошибки. Используя чиновничью фразеологию, можно сказать, что все выступающие оказались хуже.
Ну и апофеозом, а одновременно и апогеем этого этапа предвыборной борьбы можно смело назвать пресловутую «Площадь», то есть полный провал попытки организовать «массовую акцию протеста» 24 ноября. Когда эта провокация только планировалась, ее главным смыслом должен был стать именно протест против: а) нерегистрации ряда потенциальных кандидатов, б) трансляции телевыступлений в записи. Но принятые 18 ноября решения полностью разрушили эту ладно выстроенную идеологию уличной акции. В условиях нормальной цивилизованной политической кампании стало окончательно непонятно зачем людям выходить на улицу и против чего протестовать. Со своей стороны могу сделать следующие предположения:
1. Чтобы поздравить Президента Александра Лукашенко и весь белорусский народ с очередной годовщиной победы на республиканском референдуме в 1996 г.
2. Попытаться реабилитироваться за все уличные фиаско последних лет, когда на оппозиционные митинги не собиралось больше нескольких сот человек. Надежда здесь была простая – несколько претендентов на высший в стране пост могут попытаться совместными усилиями собрать толпу чуть побольше обычного. Но, как известно, этого не произошло.
3. С шумом и треском израсходовать остатки финансовых средств, выделенных спонсорами на предвыборную гонку.
4. Высказать свое «фе» тем кандидатам, которые в этот день и в этот час зачитывали свои обращения с телеэкранов (если мне память не изменяет, это были Андрей Санников и Григорий Костусев).
5. И, наконец, самое логичное – собраться в центре Минска, чтобы засвидетельствовать, причем досрочно, свое поражение, то есть капитулировать за явным преимуществом главного соперника.
Итак, в самом начале агитационной кампании оппозиционные кандидаты буквально за несколько дней (даже неполную неделю) израсходовали весь свой пиаровский арсенал. Виталий Римашевский так и останется в истории (уж извините за это громкое слово!) как человек, нервно рвущий портреты на экране, Алексею Михалевичу еще долго придется реабилитироваться за свое крайне неуверенное поведение перед телекамерой, Николай Статкевич запомнится своим стыдом перед Африкой, Дмитрий Усс вообще стал «кандидатом на семь минут». А Григорий Костусев – это неудачная попытка непонятно для чего скопировать (или уж скорее спародировать) биографию действующего Главы государства: тоже со Шкловщины, тоже в прошлом директор совхоза. Ну и, конечно, запомнился широкий жест Ярослава Романчука, подарившего во время регистрации Лидии Ермошиной книгу с видами Парижа.
Кстати, о книгах, Романчуке, белорусской оппозиции вообще и психологии в частности. Мне припоминается один эпизод. Некоторое время назад вашему покорному слуге довелось участвовать в программе «Судите сами» на Первом канале российского телевидения. Присутствовало там и несколько представителей белорусской оппозиции – все весьма узнаваемые лица. В том числе и один из нынешних кандидатов в Президенты Ярослав Романчук. И вот ведущий программы Максим Шевченко неожиданно и в лоб задает вопрос: «Здесь есть кто-нибудь, кто сомневается в том, что Александр Лукашенко может опять быть переизбран президентом?» Никто никаких сомнений не высказал. И лишь когда ведущий собрался перейти к следующему вопросу, подал голос ветеран оппозиционного движения Станислав Шушкевич: «Я сомневаюсь. Насчет избрания все сомневаются, — и неуверенно добавил, — я думаю». Кандидат в Президенты скромно промолчал.
Конечно, приведенный случай – это частность, но она отражает общую тенденцию. Кандидаты, оппонирующие действующему Главе государства, не верят в свой успех, более того, победа на выборах им вовсе не нужна. Они попросту боятся той колоссальной ответственности, которую приносит власть, они никак к этому не готовы.
Что же, и самому господину Романчуку и его собратьям по оппозиционному лагерю также можно смело преподнести литературный подарок – любую из трех книг Дейла Карнеги, а, возможно, и все три сразу: «Как завоевать друзей и влиять на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Согласитесь, весьма актуальные названия, не правда ли? Поможет ли им это чтение победить? Вряд ли. Но вот сохранить лицо и определиться со своим собственным выбором в этой жизни – уж точно.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *