Признаться, я долго думал, какую же тему выбрать для очередной статьи. О чем сказать, какими именно словами? Тем более, что лучшие (да и худшие) идеи уже сформулированы, а правильные (да и неправильные) слова уже сказаны. Мы живем в эпоху постмодернизма, которая насквозь пронизана цитатами и заимствованиями, более или менее удачно подходящими к текущему моменту.
Но тему для статьи мне подкинул уважаемый Александр Милинкевич. Буквально под локоть толкнул: «Пиши!». Руководимое им движение «За свободу» выступило с открытым обращением к властям, призывая отменить парад 3 июля.
И как же на это реагировать? Критиковать Милинкевича? Вступать с ним в полемику? Но все, что нужно было сказать об этом господине, уже сказано и пересказано в речах Козулина, Михалевича, Вечерко, Калякина и многих других лидеров белорусской оппозиции. Что еще можно прибавить к этим речам? И все же раз уж взялся за тему, то приходится так или иначе сказать хотя бы кое-что.
Всякие бывают люди на свете, всякие бывают деятели. Сами знаете, семья не без урода. О таких людях неопределённого типа, о людях, которые напоминают скорее политических обывателей, чем политических деятелей, о людях такого неоформленного типа довольно метко говорится у нас в народе: «Так себе человек — ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни чёрту кочерга». Именно к такого рода деятелям (я очень извиняюсь перед ним, конечно) относится и господин Милинкевич.
Позицию этого политического деятеля понять достаточно сложно. Сторонники белорусской оппозиции подозревают его в сотрудничестве с властью. Но сам Александр Милинкевич отличается порой такими высказываниями и призывами, что о каком-то сотрудничестве вряд ли может идти речь.
Для чего было сделано последнее громкое заявление насчет парада? Милинкевич ссылается на экономический кризис, на то, что парад – это просто зрелище, которым власть хочет задобрить народ. В своем обращении он и сам почти говорит от имени народа, рассуждает, какие права у народа есть, а каких нет.
Что же, Александр Милинкевич – человек образованный, можно даже сказать грамотей. Но все же он еще не весь белорусский народ. Может быть, даже совсем не белорусский народ.
Именно поэтому ему не понять, что означает для нас парад 3 июля. Такого рода деятелям, о которых не скажешь, кто он такой, то ли он хорош, то ли он плох, то ли мужественен, то ли трусоват, то ли он за народ до конца, то ли совсем наоборот, трудно представить, почему наши предки во время самых тяжелых испытаний не только не отменяли парады, а проводили их с еще большим вдохновением. Даже 7 ноября 1941 года, когда враг стоял у ворот столицы нашей общей Родины, все равно состоялся традиционный военный парад. Мы не унывали, не впадали в панику! А ведь тогда угроза была велика и противник силен, но победа все равно осталась за нами.
Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить возникшие сейчас экономические трудности? Кризис не так силен, как изображают некоторые перепуганные интеллигентики. Кто будет отрицать, что Республика Беларусь не раз опровергала самые изощренные негативные и пессимистические сценарии? Если судить, конечно, не по хвастливым заявлениям западных пропагандистов, а смотреть на реальную оценку событий. Еще несколько месяцев, полгода, может быть годик – и нынешняя ситуация наверняка разрешится. И в этой борьбе с кризисом нас вдохновляют образы наших великих предков.
По логике господина Милинкевича, не стоило бы проводить и знаменитый парад белорусских партизан 16 июля 1944 года. В самом деле, а что было праздновать? Минск лежал в руинах, республика разорена. А тут устраивают такое зрелище, прямо-таки «на костях». Что на это ответишь? Попадись такого рода молодчики нашим дедам под горячую руку в те памятные дни, когда судили не опираясь на строго разграниченные статьи уголовного кодекса, а руководствуясь почти революционным сознанием… Ох, нетрудно и предположить, какую меру наказания получили бы эти грамотеи за подобные предложения!
Впрочем, думаю, дело не только в параде. Тот же господин Милинкевич и некоторые схожие с ним деятели, о которых очень метко сказал великий русский писатель Гоголь: «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», с удовольствием бы отменили и сам праздник 3 июля. Для них он символ всей системы, всей модели современной белорусской жизни. И именно в этот знаковый день они ждут, чтобы власть проявила слабость.
Все последние 17 лет они предсказывают, что не пройдет и трех недель, как нынешняя белорусская власть свернет себе шею, как цыпленок. Это они предрекали и сразу после выборов 1994 года, и в 1996, и в 1999, и в 2001, и в 2006… Но недели идут за неделями, месяцы набирают бег. А вот нет же – их прогнозы не сбываются! Хорош же «цыпленок»! Хороша же шея!
Весело живется все-таки лидерам белорусской оппозиции Отсюда и такие высокие нормы выработки. Конечно, имеется в виду выработка всяческой болтовни. Если бы у нас был настоящий кризис, если бы у нас была безработица — бич трудящихся на Западе, если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакой бы и болтологии вокруг того, проводить парад или нет, не было бы.
Есть у этого вопроса и еще одна сторона. Не сам господин Милинкевич, а кое-кто еще пограмотеистее, чем он, предрекают едва ли не «революцию» на 3 июля. Призывают к насильственной смене власти. Думаю, не дождутся. Конечно, дело народа судить, насколько правильно работала и работает власть и не могла ли она работать лучше. Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей: меньше будет зазнайства, больше будет скромности. Избирательная кампания есть суд избирателей над властью. Результаты же выборов будут означать приговор избирателей. И никто не вправе этот приговор отменять – никакие грамотеи.
Наш великий классик Кондрат Крапива еще в 1939 году написал комедию «Кто смеется последним». Заканчивается она гневным выступлением секретаря партком Леоновича: «Пусть же знают все свиньи – мамонтовые и немамонтовые: если какая из них попробует пакостить в нашей советской науке, будем бить прямо по пятачку». Думаю, по тому же месту и с не меньшей силой следует ударить и тем, кто пытается отменить волю народа, навязать нам свое мнение о том, какие праздники и как праздновать. Таким советчикам наш ответ будет и могуч и суров!