Развод по-дворянски

Многим нравятся проекты НТВ – «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ». Сами по выходным смотрим фешенебельные ремонты, которые в придачу с пылесосами, дверями, красками передаются счастливым участникам программы. Единственное – мне казалось, что цель подобных программ в том, чтобы показать, как можно эффектно, красиво, стильно и недорого отделать свою квартиру или дачу. Видимо, в угоду зрителю, но проект выглядит по-другому – как можно освоить пару сотен тысяч евро при красивом словесном разводе дизайнеров и декораторов.

Вы уж простите, но большого ума не нужно, чтобы установить самую дорогую бытовую технику и сантехнику, мраморную плитку на пол, позолоченную люстру на потолок, гипсовую лепнину на стены, итальянскую мебель, гранитные полированные столешницы с фасадами из красного дерева, а потом заявить, что вот какая неплохая кухня получилась для молодой семьи. При этом восхищение вызывают пояснения дизайнеров о том, что подставка под цветок доставлялась специально из Испании, а стул был изготовлен по заказу известным шведским дизайнером. Они с особым умилением подчеркивают, что это обои чуть ли не из дворца Людовика, а подушечки на диван покупались на блошином рынке Парижа. Даже блестящие алюминиевые ручки в межкомнатной двери или сантехника преподносятся как произведение итальянского искусства. По-другому приличный ремонт просто не сделать…

Почему так поступают дизайнеры, понятно. Им надо банально заработать и оправдать потраченные хозяйские миллионы. Не скажут же они, что наклеили украинские обои с вензелечками, купили китайский дверной замок и привинтили турецкий кран на кераминовский умывальник. Сразу вспоминается фильм «Афоня», где герой поясняет, что у него осталась одна прокладка – и та японская. Лично мне поначалу было непонятно, почему на это клюют обыватели и готовы отдать последнее за якобы винтажную мебель или обои вроде ручной работы.

Под небом голубым есть город золотой…

Уверен, что такой акцент неслучаен. Прагматичные телеканалы четко просчитывают аудиторию и рейтинги. Значит, все эти наносные «понты в стиле ретро» нравятся людям? И не только в России, но и у нас. Серьезно вкладываясь в телепроекты, дизайнеры и перекупщики «уникальных» унитазов, люстр и пластмассовой лепнины имеют массу заказчиков, которые успешно клюют и много платят. Замечу, что речь идет не о действительно красивых и уникальных вещах, а о банальщине, которая продается и здесь на каждом шагу. Самым ярким подтверждением моих слов может стать спич дизайнера в одной из этих программ. Стену дачной комнаты он оформил старыми почерневшими досками. Знаете, как у нас в каждом старом коровнике или в покосившемся деревенском сарае. Человек с художественным образованием сказал, что доски специально доставлялись с калифорнийских ферм и ярко подчеркивают живое дыхание американской природы в русской усадьбе.

Продолжая тему ремонтов и переделок, хочу вспомнить и телеканал «Усадьба», который включен в стандартный кабельный пакет в Минске. Когда там показывают переводные сюжеты про дома и ремонты во Франции, Америке и Израиле, то утверждают, что в них главное комфорт, удобство, экологичность, быстрота исполнения. Есть американский сериал, где вместе с хозяевами с минимальными затратами бригада за день обустраивает приусадебный участок. Есть французский проект, где дают рекомендации, как построить дом из переработанных или вторичных материалов, а сумки из покрышек. Но это для богатых стран. А что же в сюжетах про постсоветское пространство. Там идут сериалы «Красиво жить…» и «Секреты стиля», где демонстрируют огромные усадьбы и коттеджи со скульптурами и фонтанами, бассейнами и прудами, мраморными колоннами и старинной мебелью. Экзальтированная ведущая слегка надутыми губами или ведущий в пурпурном шарфе утверждают, что для многих приличных хозяев считается делом чести воссоздать у себя интерьер эпохи Возрождения, наполненный винтажной мебелью, над которой оказалась невластна интерьерная мода и которая с особым изыском подчеркивает статусность и вековую историю их родового гнезда. Рассуждая о секретах стиля, они подчеркивают, что дорогие интерьеры навевают стойкие ассоциации окружающих о вашем доме, как о старинной дворянской усадьбе, пропитанной вековым благородством и лоском всего вашего рода.

Мещане во дворянстве

Вот здесь-то и собака зарыта. После развала Союза на его просторах появились богатые люди, иногда с весьма сомнительной репутацией, и у них возникло большое желание перекроить свою личную биографию. Рабоче-крестьянским происхождением гордиться перестали и не распространялись, что еще вчера жили в хрущевках, стояли в очереди за «Докторской», а еще паче – сидели в тюрьме. Многие пришли одним скачком к своим миллионам с должностей снабженцев нефтебаз или магазинов. Шансон быстро вышел из моды и господам захотелось дворянской истории и лоска. Хотя, конечно, истинное дворянство было буквально выжжено советской властью. Их выгоняли из домов и квартир, отнимали имущество, не принимали на работу и в высшие учебные заведения. Они терпели оскорбления и унижения. Во времена сталинских репрессий могли отправить в лагерь только за одно происхождение. Что же оставалось и остается делать нашим нуворишам, если с этическими и интеллектуальными ценностями проблемы, зато можно быстренько купить все остальное. На спрос есть и предложение. Продемонстрировать свои патриархально-купеческие или того более – дворянские корни предлагают многочисленные конторы, которые за определенную сумму создают любую биографию, уходящую корнями во времена правления Рюрика или Витовта. Газета «Новые Известия» пишет, что с некоторых пор в элитных кругах Москвы стало модным иметь к своему имени громкую приставку «князь», «граф», «барон» или на худой конец «виконт». Титулы добывают по-разному, но чаще попросту покупают. Ажиотаж вокруг титулов достиг самых высоких общественно-политических кругов. Скажем, в интернете легко можно найти предложение, размещенное организацией Российское дворянское общество «Новая элита России». «На основании полномочий, предоставленных Министерством юстиции РФ» они готовы наградить дворянским титулом всех, кто за это заплатит. Здесь же приведен прайс-лист: князь оценивается в 12 тысяч евро, граф – в 8 тысяч, а барон – в 5,5 тысячи. Как выяснилось, возглавляет «Новую элиту России» герой перестроечной прессы, небезызвестная Джуна (Евгения Давиташвили). Личность вполне одиозная, и, кроме иных заслуг, Джуна называет себя царицей ассирийского народа. Понятное дело, что князю и графу нужен фамильный герб. Я сделал запрос в поисковике нашего Яндекса. На фразу «заказать фамильный герб» вышло 133 тыс. предложений. Стоимость от двух до пяти тысяч долларов.

Ну а далее – куда ж барину без родового поместья с фальшивым антиквариатом, рукотворной китайской мебелью и вроде итальянскими каминами, правда, отделанными гранитом из Микашевичей. Тут появляется и пласт красиво излагающих дизайнеров из вышеупомянутых программ, которые убеждают, что солидность хозяев, авторитет и историческая ценность фамильного гнезда напрямую зависят от розового итальянского унитаза, сделанного в Польше, и резной уникальной деревянной кантри-кухни, изготовленной в гараже под Минском.

А как отреставрировать интеллигенцию?

Вот честно – никого не осуждаю. Все молодцы, особенно те, кто умудряется развести и прилично заработать на таких клиентах. Притом, взяв деньги, они присылают делать ремонты Рамшута и Джавшана. Правда и то, что большинство падких на мифическую старину и купленные титулы людей пытаются за этим скрыть личные комплексы и таким образом поднять значимость в своих же глазах.

Вроде как всем нам нравятся вещи с историей, но только зачем нам вещи с чужой, а порой и искусственной историей. Давайте строить, покупать или создавать что-то свое уникальное и принадлежащее только нам. Пусть это будет первый кирпичик в историю нашей семьи, которую потом пополнят дети и внуки. Не стоит стесняться, что в нашем роду графов не было и что сейчас мы можем начать с нуля строить свое родовое гнездо. Но самое важное, чтобы материальные ценности не стали прикрытием нынешнему ханжеству. Копия статуи Давида вовсе не приблизит нас к гениям Ренессанса, а поддельный секретер XIX века не выдавит второго «Евгения Онегина». Мне видится, что подпитывать семейную историю стоит еще и приобретением новых знаний, культурой, порядочностью и другими общечеловеческими ценностями. Именно в таком равновесии и можно возродить настоящую национальную интеллигенцию и, вероятно, даже дворянство.

Популярность: 1% [?]

Нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.