Был уже заснеженный декабрь, когда она родилась в военном гарнизоне прямо на пограничной заставе. Прошло почти пять лет мирной счастливой жизни и вдруг началась война. Папу, Петра Константиновича, кадрового офицера-пограничника вызвали по тревоге и семья его больше никогда не видела. А мама, Вера Дмитриевна, второпях схватила только двоих детей без необходимых вещей и продуктов через Западную Белоруссию пешком из-под Белостока направилась в Минск. До сих пор из детства помнится тот стреляющий черный самолет с крестами. Все разбегаются по полю в рожь. Маленькая Эмма лежит тихо-тихо, прижимая к груди мамину сумочку, а ее прикрывает одиннадцатилетний старший брат Эдик, который потом вспоминал: «Я все-таки больше пожил, чем она».
Минск оказался в развалинах и уже занят немцами. А в городе – ни родных, ни знакомых. Три ночи ночевали на скамейке в скверике, там, где сейчас кинотеатр «Беларусь». Потом попали в барак. Какой-то мужик предложил маме ящик гвоздей: «Вот увидишь, он тебе с детьми ох как пригодится». Но все-таки пристанище нашли у женщины, дом которой был как раз недалеко от церкви Марии Магдалены. Вера Дмитриевна овдовела когда ей было чуть больше тридцати лет. До этого двенадцать лет за мужем моталась по пограничным заставам. Но все равно сумела сохранить не только крестьянскую смекалку и мудрость, но и силу духа, чтобы среди оккупантов спасти жизни детей командира Красной Армии, а потом – дать им возможность получить высшее образование. Она те самые гвозди меняла на еду, что-то вязала, мастерила и продавала. Было невероятно тяжело.
Училась школьница Эмилия Луканская хорошо. И с благодарностью вспоминает учительницу белорусской литературы Марию Николаевну Калинину – наставницу от Бога, просто артистку в своем деле. Прошло уже больше семидесяти лет, а она все еще помнит, как они всем классом читали рассказ Михася Лынькова «Васильки». Там парнишка из леса нес лукошко грибов и букет васильков для сестренки, а в деревне немцы убили его маму и сестру. Ночь проплакал, утром в городе гранатой подрывает машину с фашистами, а его убивает немецкий офицер. Миколка держит васильки в руках, смотрит в небо и улыбается с чувством выполненного долга: он все-таки отомстил за родных. Мария Николаевна читала и плакала. Дети вместе с ней не могли сдержать своих чувств. Учительница не так, как обычно, просила писать сочинения. Ей важно было пробудить в учениках стремление к творчеству. Поэтому темой был, скажем, не «Образ героя…», а «Дальнейшая судьба героя…» Тут уж точно не спишешь с учебника, а подключать станешь собственное мышление. Уже тогда на уроках литературы у Эмилии зародилось уважение к слову, написанному большим мастером. Оно героя могло и поднять с колен, и ранить, и даже сломать. Может быть у девочки как раз на этих уроках и появилось желание стать журналистом. А может это были ее статьи в школьной газете, которые заставляли учителей « ранять слезу» и долго еще их вспоминать. Ведь, окружение школьницы, далекое от журналистики, никак не могло повлиять на выбор ее профессии.
Но Эмилия Луканская на отделение журналистики филологического факультета БГУ поступила без особых проблем: имела медаль да и на творческом собеседовании своими ответами просто поражала эрудицией маститых акул пера в комиссии. Однокурсники Геннадий Буравкин, Михаил Стрельцов, Николай Гилевич, Василий Зуенок уже в студенческие годы удивляли своими талантливыми печатными работами. И ей не хотелось от них отставать: много читала, писала, печаталась в «Чырвонай змене».
После окончания университета попала в газету «Знамя юности». Рядом оказались журналисты мудрые, опытные, готовые с молодыми коллегами делиться идеями и советами, предлагать темы и адреса, оберегать от ошибок и поспешных шагов. Там был любой газетчик — личность из когорты «шестидесятников». Ведь, в жизни СССР наступил момент, когда от сталинских тисков, творчество переходило в хрущевскую «оттепель». Конечно, это не было какой-то, скажем, анархией, вседозволенностью: в каждом уже на генном уровне притаился редактор, если хотите, цензор. Все-таки каноны соцреализма довлели над всеми, но у пишущих уже были как бы «развязаны руки». Они получили свободу творчества. Причем, осознанную и доброжелательную. Полезную свободу. И для выпускницы университета «знаменка» стала настоящей школой практического становления, ускоренным процессом приобретения профессионального мастерства.
Там главный редактор Александр Зинин своих журналистов разделял на «трудовых лошадок» и «голубую кровь». Ему сразу же приглянулась эта способная молодая журналистка за работоспособность, за зрелую не по годам публицистику, за образное мышление, за умение отстаивать собственное мнение, главное, за любовь и преданность выбранной профессии. А у Александра Кондратьевича уже тогда было удивительное чутье: он мог безошибочно определить кто подходит для газеты, а кто – нет. Поэтому Эмилия Луканская недолго ходила в звании корреспондента, вскоре заняла кресло заведующего отделом рабочей молодежи. Ее принимают в Союз журналистов СССР. И вскоре она стремительно пошла вверх по творческой карьерной лестнице.
Сначала Эмилию Луканскую пригласили в «Комсомольскую правду»: почти десять лет была собственным корреспондентом по Белоруссии этой ведущей и всеми любимой молодежной газеты огромной страны. Потом два десятка лет стояла за штурвалом республиканской детской газеты «Зорька», которая стала стартовой площадкой для юных талантов, для поиска новых и отзывчивых друзей, настольной книгой для лидеров детских организаций. Главное, там всегда были ответы на интересующие вопросы. Газета могла оказать поддержку и помощь, дать нужный совет в трудную минуту. Как раз на плечи Эмилии Луканской легла забота определить и заложить славные «зорьковские» традиции.
В республиканский журнал для детей «Качели» перешла заместителем главного редактора. Когда возглавила этот небольшой творческий коллектив, «Качели» стали для детворы в возрасте от 9 до 14 лет не просто любимым журналом, но и настоящей школой воспитания нравственности, гражданского и патриотического формирования, начальной подготовки будущих журналистов. Увеличился его тираж, в корне изменилась форма подачи, стали проводиться творческие конкурсы – юных книгочеев, поэтов, художников, краеведов. Все журнальные клубы, рубрики, заставки были задуманы так, чтобы поощрять в юных читателях культ знаний, активного отношения к жизни, прививать любовь к родной земле, интерес к истории своей страны.
Более шестидесяти лет Эмилия Петровна Луканская носит гордое звание – журналист. И до сих пор не разочаровалась в своем выбранном еще в школьные годы ремесле: никогда ему не изменяла и не предавала его. Для нее журналистика – давным-давно уже не профессия, а образ жизни, это – судьба. Она считает, что настоящий журналист работает всегда, даже когда просто идет по улице. Она уверена, что интернет никогда не заменит чтение книг, газет и журналов. Только в процессе чтения текстов человек концентрируется, у него пробуждается воображение, он учится думать, анализировать, создавать свои образы. Она считает, что не может стать хорошим журналистом человек, не испытывающий любопытства ко всему вокруг себя, и в котором нет жажды узнавать, понимать, творить, рассказывать. Ведь, именно это все и есть ключевое понятие нашей профессии.
Думается, Эмилия Петровна до своего зрелого возраста задержалась в журналистике потому, что ее никогда не покидал интерес к жизни: старалась как можно больше увидеть, узнать, расширить круг общения. Журналистика – это постоянные встречи с интересными людьми. Журналистика позволяет много перемещаться и знакомиться с новыми городами, историческими местами, удивительной архитектурой. Ей повезло побывать во Франции, в Польше, Болгарии, Монголии, на Кубе. Добралась и до самой уссурийской тайги, повидала Дальний Восток. Журналистика – это возможность «творить чудеса своими руками», совершать добрые дела, просто помогать людям. Да-да, именно способность к милосердию и состраданию, отзывчивость и порядочность – в журналистском мастерстве стоят на первом месте. Ее жизненным кредо стал девиз: «Делай то, что любишь, и люби то, что делаешь, если хочешь быть успешным в профессии».
Будучи еще в «Знаменке», Эмилия Луканская рассказала интересную историю. Леня Рашковский из Борисова в свои 19 лет остался инвалидом. У него вдруг отнялись ноги. Приговор врачей был окончательным и обжалованию не подлежал – рассеянный склероз. Она ехала на встречу с утешительными словами. А увидела человека-оптимиста, у которого много друзей и, к счастью, не из жалости к больному, а потому что это был интересный, начитанный, творческий человек. В своих лирических и романтических стихотворениях он никогда не упоминал о злодейке-судьбе, а о болезни даже и намека не было. Эмилия Петровна долго дружила с этим удивительно светлым человеком, писала ему, познакомила со своими друзьями. А иногда ставила его в пример нытикам, у которых были и руки, и ноги, но они оказались душевными «инвалидами».
Помнится, приехала Эмилия Петровна в деревню к героине в ее, как той показалось, почти безнадежный жизненный период. Эта красивая Мария Жарко из хорошей трудовой семьи была трактористкой, передовиком производства, участвовала во всесоюзной передаче «А ну-ка, девушки!» В общем, гордость села. Накануне свадьбы кто-то, может из ревности или из зависти, распустил грязные слухи и жених от нее отвернулся. Злопыхатели радовались, мол, все — «наконец-то, закатилась ее зорочка». Она осталась одна с двухлетним ребенком. И вздумала поставить крест на своей жизни, затаив в душе обиду. В хате были и блины, и шкварки, и доверительные разговоры с родными. А вот ночью Марийка лежала и в темноте рассказывала о себе, читала стихи. И перед журналистом раскрылся умный, искренний, но глубоко ранимый и страдающий человек, которому на самом взлете пытались подрезать крылья. Потом опубликованный в «Комсомолке» очерк откликнулся для Марии спасительным эхом. Ее избрали делегатом съезда комсомола, подарили именной трактор. За труд «посыпались» награды. Она закончила институт и стала агрономом. Вышла замуж, пошли один за другим детки…
Такие жизненные встречи многому учат, делают пишущего еще мудрее. Но вот детская журналистика – это особый пласт в профессии, это – сродни искусству. И за него Эмилии Петровне почему-то всегда приходилось бороться. У некоторых уже со студенческой скамьи явное пренебрежение к детским изданиям, хотя на экзаменах цитируют известную фразу, что «для детей надо писать, как для взрослых, только еще лучше». А потом на работу в детскую редакцию арканом не затянешь. И совсем тревожно становится, когда закрываются издания для детей. Эмилия Луканская уверена, что будущее взрослых изданий как раз в руках детской журналистики, которая уже с малых лет закладывает культуру чтения и образного мышления. Конечно, не каждому дано природой общаться с детьми. Тут, прежде всего, надо их просто любить. Значит, придется углубляться и в возрастные, и в психологические особенности юных читателей. Потом надо уметь с ними на равных общаться, уметь писать для них просто, доходчиво, образно, увлекательно, уметь показать им свою индивидуальность, чтобы эти маленькие фантазеры поверили и «зауважали» автора. И еще. В детской прессе нужны журналисту организаторский талант и оперативность в работе. Эти качества вырабатываются годами. А у молодых для этого, как им кажется, просто нет времени. Им надо Бога ухватить за бороду «здесь и сейчас».
Эмилия Петровна Луканская – настоящий гуру белорусской журналистики десятилетиями учила начинающих журналистов уважительно относиться к любому человеку, будь то министр, мальчик или девочка, которые только что попали в Книгу рекордов всего лишь своего двора. А гуру – это духовный учитель, наставник, передающий свои богатые знания. Его цель — привести своих учеников к самореализации. Конечно же, это не какой-то там диктатор, а всего лишь влияющий на учеников только своими мудрыми решениями и полезными действиями, то есть личным примером. Слово «гуру» означает: достойный, важный, утвердившийся в истине, тяжелый. Тяжелый не по своему весу, а в смысле – отягощенный знаниями, опытом, великими поступками.
Понятно, что у такого человека, как Эмилия Петровна Луканская, много учеников, которые внесли заметный вклад в белорусскую журналистику, возглавляли газеты, журналы, издательства. Чтобы они были журналистами успешными, она им частенько напоминала о самых простых «чудесах» профессии: видеть, слышать, чувствовать, говорить, думать, радоваться, любить. Советовала чаще открывать лучшее в самом себе, щедро делиться своим талантом, знаниями, опытом, радоваться жизни и ценить любой прожитый день. Ну, а те, кто решал посвятить себя детской журналистике, должны стать немножко учителем, немножко родителем, немножко психологом, немножко ребенком. А вообще, быть для детей просто – обычным волшебником.
Думается, для Эмилии Петровны приятно то, что по ее журналистским стопам пошли и дочь, и внук. Сегодня она с улыбкой вспоминает, как дочка еще в начальных классах категорически отказалась быть журналистом. Конечно, у собкора «Комсомолки» могли складываться такие ситуации, которые одним телефонным звонком могли перечеркнуть задуманные накануне детские планы: неожиданная срочная, скажем, командировка по письму. Она возмущалась: «Не буду я журналистом, как ты, потому, что тебя с самого утра жалобщики уже ожидают». А в девятом класса Катя вдруг сообщила: «Буду поступать «на журналистику». Мама тут же посоветовала сотрудничать с каким-либо изданием, чтобы изнутри почувствовать атмосферу будущей профессии. И вот как-то после открытия детской кофейни, куда она попала по заданию редакции, говорит: «Как хорошо быть журналистом! Меня там угостили разными вкусными блюдами, позволили купить шоколадных сырков…». И тут же всю семью развеселила: «Вот бы еще и писать ничего не надо было».
Катя давным-давно уже стала Екатериной Эдуардовной Дубинской, известным белорусским журналистом, руководителем издания. Ее талант, конечно же, чуточку от Бога, чуточку от своего трудолюбия, но, думается, в основном – от мамы-волшебницы, которая была и остается флагманом детской журналистики, которую и сегодня еще уже давным-давно взрослая «детвора» боготворит.
Эмилия Петровна Луканская неоднократно становилась победителем многих творческих конкурсов. Она автор сценариев нескольких документальных фильмов и книг. Отмечена наградами ЦК ВЛКСМ, Почетными грамотами Министерства информации и Мингорисполкома. Имеет нагрудный знак «Выдатнік друку Беларусі», носит звание «Заслуженный работник культуры Беларуси». А совсем недавно ей присвоено еще одно высокое звание «Заслуженный журналист Белорусского союза журналистов».
Владимир Ландер, Председатель Минской городской организации ветеранов журналистики.