Кастрюля нашла свою крышку

Буря! Пусть сильнее грянет буря! Хотя бы в стакане воды или в нашем шоу-бизнесе. Тем более что уже замечено усиление скорости ветра и волнение на Минском море. Однако шутки в сторону. Дело-то серьезное.Продюсеры Максим Алейников и Владимир Кубышкин грозят Александру Солодухе судом за то, что певец сделал «ужасную и безграмотную» пародию на их хит «Там, где зреет виноград». Не берусь судить о юридической правоте сторон (для этого живут адвокаты, специализирующие в области авторского права), а вот о морально-ироничном аспекте конфликта пару слов замолвить стоит.

Сразу скажу, что не являюсь поклонником Солодухи и тоже считаю, что телевизионщики сварганили пародию действительно бездарно и пошловато. В школе по поводу таких недалеких текстов шутили: «шили утром рано кафтанчик для барана». Но причем здесь вторая супруга Зевса, она же Фемида, с завязанными глазами?

В искусстве и филологии есть понятие интертекстуальность. Чтобы не утомлять ухо излишними квазинаучными подробностями, объясню просто: в наш информационный век на каждом шагу натыкаешься на заимствования из чужих произведений – романов, музыки, кинофильмов, речей и т.д. Когда журналист дает заголовок «Батальоны просят рубля» — имеет право возмутиться Юрий Бондарев, найдя эту аллюзию оскорбительной для большого мастера слова. А еще может обидеться Лев Толстой на неудачную, с его точки зрения, экранизацию «Анны Карениной». Причем сразу на всех режиссеров – начиная от Мориса Мэтра и заканчивая Джо Райтом. А еще могут обидеться Корней Чуковский и Эдвард Григ. На российского барда Тимура Шаова, обнаружив в его произведении близкие сердцу реминисценции. А затем в бой пойдут те, кто давно точит зуб на кавээнщиков, пародистов, мимов и иже с ними. Вот, говорят, Александр Серов уже было собрался нести иск в суд на Алексея Чумакова за то, что увидел однажды на российском телевидении своего клона с узнаваемой ямочкой на подбородке. Но умные люди провели с ним сеанс психотерапии, объяснив, что делать этого не стоит. И Серов согласился! Ведь если вдруг в один момент творческие люди, оглянувшись вокруг и прислушавшись к голосу ущемленного эго, станут негодовать по поводу трансформации их бесценных шедевров, земля сойдет со своей орбиты — и всем нашим звездам будет полный, как вы догадываетесь, капец!

Удивительно, что Кубышкин и Алейников даже не скрывают, что кавер-версия «Винограда» стала их особенно раздражать после грандиозного успеха Солодухи на «Минск-Арене». Именно тогда, похоже, дуэт решил: поборемся за чистоту искусства, а заодно и заработаем.

Мне эти веселые разборки музыкантов напомнили историю с Музеем советской скульптуры, который расположен недалеко от Друскининкая. Сюда ныне приезжают тысячи туристов со всего света. А в начале 90-х директор музея подбирал экспонаты с помойки и самостоятельно их реставрировал. Авторы в то время сторонились творений школы соцреализма как черт ладана: ну как же – Ленин, Сталин… Мол, сами мы бы не ваяли, нас заставили…

Прошли годы, музей стал приносить большую прибыль и… миру явились некогда горделивые скульпторы, которые, забыв о «брезгливом» советском прошлом, заявили о нарушении авторских прав. И потребовали поделиться денежкой. Директор защищается: с этими ваятелями Минкульт СССР уже давно рассчитался, выплатил гонорар, но те настаивают: процентов шесть от проданных билетов нужно отстегивать! Что это? Ревностная охрана результатов своего творчества? Или банальный расчет. «Расчет, расчет, приятель, от поминок холодное пошло на брачный стол», — ответил бы герой Шекспира.

Солодуха – эдакая белорусская скромная «кавер-версия» Филиппа Бедросовича – еще тот трудяга. Он числится в первых строках рейтинга  популярных певцов белорусской эстрады. Однако не боится уронить корону, и ему не в лом попросить помощи у того же директора завода о проведении концерта. Говорят, когда-то он даже квартиру заложил, чтобы записать клип. Он готов впустить журналиста в дом и пообщаться на любые теме. Надо – покажет новенький костюм «Канали» (вещь, однако!), раскроет тайну, сколько это удовольствие стоит, поведает о том, как в свое время, дабы сводить концы с концами, подрабатывал в украинских ресторанах. Да попроси его порассуждать о выращивании рассады, сроках посадки и пикировки – он согласится! А заодно и споет «в тему» на камеру: «Там, где зреет виноград зеленый»… Александр действительно неутомимый, шустрый, чудаковатый, озорной и… нескучный, в отличие от других пресных и бледных «звездолетов» нашей эстрады. Результат – тысячи поклонников, стопроцентная узнаваемость, и если не аншлаг, то полуаншлаг в самом огромном развлекательно-спортивном комплексе страны «Минск-Арена».

…Скорее всего, никаких судов не будет, все закончится дружескими посиделками в предложенном Кубышкиным и Алейниковым престижном ресторане «Фальконе». Скорее всего, за счет Солодухи. Посидят мужчины, поболтают и, может быть, предложат «жаркому мачо с идеальным слухом» еще один свой шлягер. Вместе – они сила, или, как пошутили бы на Востоке, тот случай, когда кастрюля нашла свою крышку.

Популярность: 1% [?]

Нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.