Сугубое торжество

Блоги

В этом году совпадают два крайне важных для нас юбилея – 1150 лет славянской письменности и 1025 лет Крещения Руси. Эти исторические даты тесно связаны между собой. Их значение далеко превосходит рамки только церковной или же литературной истории.

Кем были славянские народы до привнесения в мир болгарскими братьями Кириллом и Мефодием новой азбуки, получившей название кириллицы? Разноплеменными варварами, жившими на Востоке Европы. Обретение собственного алфавитного письма, при помощи которого наши предки приобщались к Церкви, а через нее и к европейской культуре, стало как бы днем рождения славянства. Поэтому не удивительно, что братья почитаются как равноапостольные и на Западе, и на Востоке. Их имена хорошо известны даже среди тех славянских народов, которые сейчас используют при письме латиницу. Чехи, словаки и поляки гордятся тем, что имели отношение к Великоморавской державе, для которой, в том числе, и создавалась та азбука.

Нечто подобное произошло и с Крещением Руси. Практически каждый европейский народ годовщину своего обращения к христианству отмечает как начальный этап полноценной государственности. К 988 году великий князь Владимир создал огромную державу, но у нее не было связующей идеи. После Крещения и принятия христианства разрозненные восточнославянские племена полян, вятичей, кривичей, радимичей, дреговичей, древлян, тиверцев и другие получили единый литературный язык, общие правила государственной и церковной жизни. Появилась единая культурная традиция. Не зря тогда христианство называли «книжной верой».

Конечно, христианство приживалось на Руси тяжело и долго. Но и здесь есть любопытная особенность, которую в свое время подметил академик Александр Панченко: «Для новообращенных народов можно считать почти правилом появление «Юлиана Отступника», когда государь, наследующий первому христианину из правящей фамилии, пытается реабилитировать и восстановить язычество. Так, например, было в Болгарии, в Польше, так было и в Швеции XI века после падения династии Инглингов. Но Русь являет собою исключение из этого правила». Наверное, иначе и быть не могло. Ведь в тот памятный 988 год в днепровской купели родилась не только Русская Церковь. По большому счету, на свет появилась и сама Русь.

Благодаря Крещению был заложен единый историко-культурный код, который затем так и не смогли разрушить никакие сторонние влияния. Единая Церковь, наряду с общей исторической памятью – это то, что до сих пор сближает и притягивает русских, белорусов и украинцев. Поэтому Церковь, как и наша история, подвергается многочисленным нападкам. Даже само торжество некоторые пытались превратить в очередную фазу выяснения отношений: кто и куда поехал праздновать, правильная ли сама дата и т.д., и т.п. Все это напускная пена, подымающаяся уже не в первый раз. И цель одна – найти хоть малейшую трещинку, чтобы раколоть, развести братские народы.

Одним из примеров таких попыток является раскрутка в публицистике предания, будто Полоцк крестил не Владимир Святой, а норвежский викинг Торвальд Кодранссон. Но в данном случае имеет место явная манипуляция фактами. Действительно, некоторые исландские саги, которые не подтверждаются другими источниками, повествуют о том, что этот путешественник получил у византийского императора Василия II грамоту на проповедь в наших землях. Но даже в сагах не сообщается, что Торвальд обратил в христианство все местные племена. Кроме того, даже в этой версии подчеркивается этническая близость восточнославянских народов, поскольку Торвальда отправили к «русским князьям в страны Восточной Балтики». В любом случае и Полоцкая, и Туровская епархии возникли как часть Киевской православной митрополии, что подтверждает факт Крещения из одного источника.

Принятие христианства в 988 году – это то событие, которое раз и навсегда ставит крест на любых спорах о степени родства русских, белорусов и украинцев. Наши народы – крестные братья.

И церковные, и государственные деятели во время празднеств подчеркивали, что в эти дни мы отмечаем еще один юбилей – четверть века ворождения православия на Руси. Действительно, в свое время празднование 1000-летия Крещения стало отправной точкой полноправного возвращения религии в жизнь нашего общества. Даже на памяти моего поколения вполне реальные запреты приносить пасхальные яйца в школу, наставления в учебниках, будто бы законы физики опровергают религиозные догмы. Все это уже в прошлом, но какой долгий путь мы прошли!

И весь период возрождения Церкви тоже звучали голоса скептиков, утверждавших, что не нужно спешить, не надо привносить «старину» в современный мир. Я отлично помню, как «Радио Свобода» и другие прозападные и либеральные масс-медиа шумно доказывали нецелесообразность восстановления храма Христа Спасителя. И где сейчас эти «доброхоты»? Даже имен их никто не помнит. А храм стоит, как стоят тысячи и тысячи храмов, наполненных людьми по всей Руси.

Священный Синод Русской Православной Церкви призвал руководство стран, которые находятся в сфере канонической ответственности Русской Православной Церкви сделать день Крещения Руси государственным праздником, а там, где это возможно, и выходным днем. Конечно, эту инициативу можно только поприветствовать. И вновь скептики могут возразить: Беларусь, дескать, страна не только православная. Верно, не только. Но прежде всего православная. И об этот не стоит забывать…

В тот день, когда в Минске под открытым небом совершалась Божественная Литургия, верующие увидели над своими головами крест из облаков. И в самом деле праздник 1025-летия Крещения Руси получился каким-то особым, будто бы посреди летнего зноя наступила Пасха.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *