Впервые в истории Института журналистики БГУ прошла открытая лекция посредством компьютерной программы Skype. 21 ноября студенты и преподаватели факультета смогли пообщаться со шведской журналисткой Анной Ларсен на тему «Гендерное равенство в СМИ. Женское, мужское – общее в журналистике». Представляем читателям краткое изложение занятия.
О себе
Мой стаж в журналистике – 20 лет. За эти годы довелось работать и в местной прессе, и в крупных общенациональных газетах. Вопросы равноправия и гендерного равенства всегда проходили в моей профессиональной деятельности красной нитью. Последние 10 лет я веду колонку в одной из крупнейших шведских внутренних национальных изданий. И у меня полная свобода творчества. В этой колонке я могу писать обо всем. Но так получается, что чаще всего в ней я затрагиваю именно вопросы гендерного характера.
О гендере на простых примерах
Итак, что же такое гендер? В разных языках терминология и понимание немного отличаются. Слово «гендер» имеет два значения – биологический пол и разделение полов. Гендер – это и есть роль в поведении. Разделение этих понятий можно наблюдать с самого рождения человека. Надо сказать, что существует масса различных исследований, которые показывают различия или сходства, существующие между девочками или мальчиками. Что касается мозговой деятельности, то здесь у новорожденных никаких различий нет: они совершенно одинаковы. Но что касается отношения людей к мальчикам или девочкам, именно к младенцам, то здесь можно увидеть огромную разницу. Когда родителей просят описать своих детей-девочек, они говорят, что их девочки нежные, хрупкие, у них утон ченные черты лица. А когда просят описать мальчиков, то, как правило, говорят : «Он у меня такой крепыш, у него такие мужские черты лица, настоящий мужик». А педиатры говорят, что разницы между мальчиками и девочками совсем нет.
Женщина как личность
Хочу перейти к конкретному примеру из моей журналистской практики. Как мы можем изменить жизнь в сложившейся ситуации? Приглашаю совершить путешествие во времени и вернуться в 1991 г. В этом году в Швеции прошли парламентские выборы. Статистика показала, что количество женщин-депутатов снизилось с 38% до 33%. Наша страна всегда считалась страной, где царит равноправие между женщинами и мужчинами, но тогда произошло что-то невероятное: в шведском парламенте стало работать меньше женщин, чем раньше. Сразу же возникло женское движение, требующее равноправия. Оно объявило, что если не получит поддержки, то женщины создадут собственную политическую партию. Все это отразилось в шведских СМИ. Две крупнейшие газеты решили расширить свою читательскую аудиторию за счет женщин лет 35-40. В это время газета «Aftonbladet» запускает проект, который связан с женщинами и с гендером. Но описывает она эту тему очень просто, в первую очередь для привлечения большого количества женщин и повышения газетного тиража. Мы готовили по 26 полос в неделю. Главной задачей было показать женщину как личность и как важный элемент развития общества, донести до читателей, как именно женщина может помочь повлиять на что-либо в обществе. А неформальной целью стало стремление поднять тиражи и обогнать конкурента по количеству проданных экземпляров газет. В проекте работало 10 журналистов. Я сама начинала там работать в качестве журналиста, но к моменту закрытия проекта была его главным редактором. Приложение выходило в течение 10 лет. За это время мы столкнулись с многочисленными трудностями. Если говорить об информации, то поначалу только 20% было связано с женщинами. Мы намеренно отказались от традиционной информации о моде, красоте, кулинарии. Пришлось выработать собственные методы. Таким образом мы пришли к «женскому ракурсу» – описывать всё глазами женщин, независимо от темы. В конце лекции Анна рассказала об успехе проекта и получении массового резонанса от читающей аудитории.
Темы в СМИ, которые раньше можно было увидеть только в форме небольшой заметки, стали подаваться в виде развернутых материалов, с подробным анализом. Домашнее насилие, анорексия, стрессовые ситуации – все это стало в большей степени обсуждаться в обществе, и борьба уже не кажется такой непосильной, а приносит результаты.
Влада КАРСЮК, студенческая газета Института журналистики БГУ “ЖурФАКТЫ”