Чтобы описать будни журналиста-международника, одной газетной полосы недостаточно. Но редактор отдела внешней политики газеты «СБ – Беларусь сегодня» Нина Васильевна РОМАНОВА поделилась некоторыми секретами журналистской кухни и «рецептами» профессионального успеха. Жизнь Нины Васильевны полна новых открытий, смелых шагов, интересных знакомств, встреч и впечатлений. В 1985 году она окончила факультет журналистики БГУ, затем поступила в Академию управления при Президенте РБ на факультет внешней политики и дипломатии. Со школьных лет учила немецкий по страницам Neues Leben, в 25 уехала учить английский в Москву. Побывала в штаб-квартире НАТО, встречалась с политиками из разных стран, стала обладательницей медали Франциска Скорины, «Золотой литеры» и «Золотого пера».
Цель – европейский уровень
– С чего начиналась международная журналистика в «СБ»?
– Долгое время в белорусских газетах был советский подход к освещению политики, международного отдела не существовало, в лучшем случае внешнеполитическая тематика сводилась к интервью с послами. Но жизнь показала, что нам, как гражданам суверенного и независимого государства, нужно иметь свой взгляд на все то, что происходит в мире. Своеобразной вехой формирования международной журналистики я считаю 2002 год, когда праздновался 75-й юбилей “СБ”, и редакцию посетил Президент. Перед нами была поставлена задача –делать газету европейского уровня. Изменился формат, стало гораздо больше полос, так как это принято в качественных европейских изданиях, где каждый читатель находит интересующий его раздел, от политики и экономики до спорта и досуга. Но самое главное – изменилось содержание. В частности, европейский уровень предполагает сильный отдел международной политики. С этого «европейского крещения» все и начиналось. Я стала первым редактором отдела внешней политики и остаюсь им уже 10 лет.
– С какими трудностями столкнулись на первых порах?
– Я видела, что зарубежные издания освещают международные события, базируясь на «трех китах»: новости, аналитика и экспертные мнения. Новости в изобилии поставляет интернет, главное – чувствовать градацию поступающих сообщений, что в них главное, а на что не стоит обращать внимания. С этим не было проблем. Опыт колумнистов лучших международных изданий также был для нас постоянным примером. А вот что касается экспертных оценок, то нам тогда такой призмы не хватало. Политология отсутствовала как класс, был дефицит квалифицированных кадров. Я привлекала кандидатов исторических и филологических наук, которые с нашей легкой руки гордо именовались политологами. Тогда это было в диковинку, а сегодня многие из наших авторов сделали неплохую карьеру на этом поприще.
– Вы строгий руководитель?
– Я считаю, что «вертикальное» управление в современном мире неэффективно. Сегодня востребован творческий подход, командный дух, креативность, умение мыслить по-новому. Разговор на жестких тонах и давление бесполезны. Если давишь – развивается комплекс неудачника. Единственное, что имеет значение, – мотивация. Это волшебная кнопка. Если человек достаточно мотивирован и при этом не ошибся с выбором профессии – тогда он сам заинтересован в успехе. Конечно, при этом поначалу ему требуется поддержка и помощь. Тексты своих первых учеников я правила вместе с ними. Энергозатратный, но очень эффективный процесс. Мои подопечные наблюдали процесс правок в режиме on-line, понимали логику исправлений, соучаствовали в поиске более точных логических конструкций… Должна признаться, что при искреннем желании помочь в ответ получаешь такую же искреннюю признательность. Если же надо прилагать пресловутую «строгость», значит, что-то в корпоративном менеджменте не так. Думаю, настоящий руководитель не столько «ест» подчиненных, сколько вкладывает себя в развитие другого человека. Правда, делать это стоит только тогда, когда видишь потенциал и хорошую мотивированность ученика.
Срочно в номер!
– Как новости попадают в газету?
– Международные отделы всех газет получают в основном информацию из интернета, а также от своих собственных корреспондентов. Наша задача – фильтровать и вычленять главные события. На первую полосу чаще всего попадают самые горячие международные новости. Далее материал распределяется, в зависимости от важности, либо в колонку колумниста, она у нас называется «в мире», либо в общую полосу, где представлена вся информационная картина планеты. Важно отобрать все, что было самым интересным, и не стоит забывать о читабельности.
– Каждый журналист в отделе выбирает тему сам?
– Для распределения тем существуют планерки с сотрудниками. Каждый журналист рассказывает, что интересного увидел, а я расфасовываю темы по градации. Что-то попадает в рубрику «Ну и ну», что-то в «Актуальный комментарий». Форма определяет содержание. «Геополитика» предполагает серьезный разбор ситуации.
– Бывают ли случаи, когда сроки поджимают, а материал еще не готов?
– Для таких случаев существует девиз нашей редакции: «Нет материала – сам ложись на полосу!» Но на самом деле это добрая ирония, которая всегда помогает сдать работу в срок.
Заразить своим видением
– Как изменилось Ваше отношение к журналистике с течением времени?
– Говоря о самореализации в профессии, я бы выделила несколько этапов. Поначалу это было осознание фантастической силы нашей профессии. Представьте, я, еще совсем юная девчонка, на втором году работы написала очерк о женщине, которую оклеветали. Там, в маленьком поселке, откуда она была родом, жить с этим было невыносимо. И когда справедливость была восстановлена, она пришла ко мне и сказала, что я изменила ее жизнь. Тогда я впервые почувствовала, что могу влиять на судьбы людей. Но затем, когда в твоем творческом досье накапливается несколько таких историй, когда надо спасать людей от несправедливости, обид, унижений, начинаешь мыслить не отдельными судьбами, а схватываешь социальные срезы камней преткновения. Начинаешь задумываться об истоках проблем. Я поняла: важно знать процессы не только социума, но и политики. Стала кандидатом в депутаты Верховного совета, участвовала в дискуссионных клубах, училась прогнозировать, что будет главным завтра. Собственно, стремление к аналитике, понимание, что Беларуси придется пройти свой трудный путь развития европейского государства, и привело меня в международную журналистику.
– На кого из журналистов следует равняться?
– «Не сотвори себе кумира» – я придерживаюсь этой библейской заповеди. В то же время пример такого феноменального журналиста как Павел Изотович Якубович, и его влияние на белорусскую журналистику – это, как говорится, объективный факт в карьере любой более или менее состоявшейся медийной персоны в нашей стране. Но, конечно, читая различные издания, невольно сравниваешь себя с другими авторами. Что-то берешь от солидной Financial Times, а что-то и от простоватой Bild. К счастью, во времена глобализации исчезают рамки и границы для информации. Поэтому стараться быть похожим на кого-то, наоборот, говорит о непрофессионализме. Не стоит выстраивать застывшие ориентиры – они меняются. А планку для достижения высокого результата каждый ставит себе сам.
– Какой профессиональный навык поможет журналисту-международнику достичь этого результата?
– Сейчас выигрывает тот, кто знает больше. И в международной журналистике также. Сразу вспоминается девиз одного популярного немецкого журнала: «Читатели Spiegel знают больше». Тем не менее настоящий журналист не только специалист и знаток тонкостей дипломатии. Он еще должен уметь привлечь читателя, заразить своим видением. Распространенная болезнь среди начинающих международников – дилетантизм. Выпускники факультета международных отношений работали и приживались в нашем отделе лучше. Но это лишь стимул к тому, чтобы добирать недостающие знания.
Романтика не для политики
– В каком из СМИ, на Ваш взгляд, журналист-международник сможет наиболее ярко реализоваться в профессии?
– В зависимости от того, какую цель он ставит перед собой. Если ты хочешь денег и популярности – иди на телевидение. Но имей ввиду, что это не надолго, ибо работодатель заинтересован в раскрутке новых лиц, постоянной смене имиджа. Если же ты хочешь глубокой самореализации, иди в аналитическую журналистику, ибо процесс познания, как я уже сказала в самом начале нашего разговора, бесконечен. А значит, тебе никогда не будет скучно. К тому же, заметьте, тем, кто знает больше других, тоже неплохо платят. Политический консалтинг, а именно к нему рано или поздно приходит настоящий международник, возьмите хотя бы Александра Рара, весьма востребованная в современном медиапространстве вещь.
– С каким цветом, животным и растением у Вас вызывает ассоциации международная журналистика?
– Цвет – красный, который символизирует энергию. Все в мире течет, все меняется, за всем надо поспевать уследить, и не только уследить, но и влиять, формировать действительность. Ведь международная журналистика отражает современную дипломатию, а в дипломатии слово является главным рабочим инструментом. И оно должно быть не пассивным, а активным. Животное… Ну на этот вопрос уже блестяще ответил великий флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли, который сказал: «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». Это касается и международной журналистики, если учесть, что она анализирует действия «государей». Важно не быть в освещении международной политики романтиком. Нужно быть реалистом. И понимать, что отстаивать свои интересы нужно умом и хитростью – это символизирует лиса. Но в то же время, безусловно, важна и сила убеждения, воплощенная в образе льва. Что касается растения, то ничто не символизирует стремление к истине лучше, чем бамбук. Тех, кто становится на его пути, он пробивает насквозь. Помните, была такая старая китайская казнь, когда провинившегося клали спиной на росток бамбука, и за ночь он прорастал сквозь тело несчастного. Так что будьте осторожны с фактами – если вы их попытаетесь скрыть, замаскировать, фальсифицировать, то в одно прекрасное утро вы будете пригвождены истиной, вырастающей стремительно и неумолимо, как росток бамбука…
Алиса СКОМАРОВСКАЯ, студенческая газета Института журналистики «ЖурФАКТЫ»