Оправдывают ли белорусские СМИ общественные ожидания?

Статьи

Повышенное внимание, которое уделяют средствам массовой информации и государство, и общественные институты, вполне объяснимо. Пресса, телевидение, радио, а сегодня и интернет-сайты играют ключевую роль во всех сферах жизни современного общества. Трудно переоценить роль СМИ в информировании населения о событиях, происходящих в стране и за рубежом, в аналитическом осмыслении текущих политических и экономических процессов, в идеологическом обеспечении успешного проведения государственной политики.

Но у СМИ, и об этом в последнее время не единожды говорилось на самом высоком уровне, есть еще одна важнейшая функция – они обязаны стать источником точной и правдивой информации не только для населения, но и для органов власти. Как и чем живет в данный момент народ, какие проблемы прежде всего волнуют людей, какие болевые точки нашего бытия должны в первую очередь привлечь внимание органов исполнительной и законодательной власти, особенно на местном уровне? Это, безусловно, крайне важные вопросы для белорусского социума, поставившего перед собой задачу построить «государство для народа». И это как раз те вопросы, которые, безусловно, должны найти свое отражение в СМИ. Отсюда очевиден и общественный, и государственный интерес к высокому качеству белорусского медийного продукта.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БЕЛАРУСИ

Обращаясь к участникам V Белорусского международного медиафорума, прошедшего в июне нынешнего года в Минске, Президент Александр Лукашенко отметил: «Журналистов недаром называют четвертой властью. От вашего профессионального мастерства и таланта, а главное, принципиальности и правдивости зависит и развитие целых государств, и достижение взаимопонимания между различными нациями и народами. Убежден, информационное пространство не должно становиться ареной разжигания межгосударственной, социальной или религиозной вражды. В условиях открытости благодаря информационным технологиям медийного поля сегодня, как никогда ранее, обществом востребована созидающая роль журналистов, их возможность и способность позитивно влиять на качество жизни современного человека».

Такое понимание роли и места средств массовой информации в современном обществе является принципиальной основой развития информационного пространства Беларуси, практики взаимодействия органов государственного управления со СМИ.

По состоянию на 1 июля 2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1308 периодических печатных изданий, в том числе 657 газет, 605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Зарегистрированных информационных агентств – 8. Более чем две трети прошедших регистрацию изданий – негосударственные. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других языках. В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 – государственной формы собственности.

С целью интеграции Беларуси в международное информационное пространство с 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем и телеканала «Мир».Информационная продукция белорусского производства распространяется также в сетке вещания Телерадиовещательной организации Союзного государства, через интернет-сайты средств массовой информации. 

 С 8 февраля 2009 года правовую основу деятельности СМИ в нашей стране определяет Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации». Данный нормативный правовой акт разрабатывался с учетом законодательств и опыта стран СНГ, Германии, США, Великобритании, Австрии, Норвегии, Нидерландов, Швеции, Франции, а также на основе широкой правоприменительной практики, полученной отечественными юристами за годы независимости Беларуси.

Новый закон обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации, исключает цензуру и закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь. Важнейший из этих принципов – принцип достоверности информации. То есть закон требует, чтобы средства массовой информации распространяли лишь объективную и правдивую информацию, полностью соответствующую действительности, без искажений и домыслов.

Еще один безусловный принцип – уважение законов страны. Иными словами, информация, распространяемая СМИ, не должна противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь. Принцип равенства подразумевает, что средства массовой информации нашей страны исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации.

Базовым для СМИ является и принцип уважения прав и свобод человека. То есть средства массовой информации обязаны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства страны. Кроме того, они должны придерживаться еще одного ключевого принципа – принципа многообразия мнений. Это означает, что белорусские СМИ обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе. Несомненно, актуальным в нынешнем глобализирующемся мире является принцип развития национальной культуры.

Иными словами, закон предусматривает обязанность средств массовой информации всемерно содействовать распространению и популяризации национальных культурных ценностей. В этом же ряду – принцип защиты нравственности. Средства массовой информации не должны допускать распространения информации, посягающей на нормы общественной нравственности. Наконец, закон требует соблюдения норм профессиональной этики журналистов и общепринятых норм морали.

Еще один важнейший нормативный правовой акт в информационной сфере, о котором нужно вспомнить в данном аспекте, – Указ Президента Республики Беларусь № 65 от 6 февраля 2009 года «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации». Указ определяет порядок предоставления государственными органами информации журналистам и вводит в государственных органах и организациях должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ. Документом предусмотрена персональная ответственность руководителей госорганов и организаций за состояние работы со СМИ.

Создание и активизация работы пресс-служб и пресс-секретарей позволяют сделать взаимодействие со СМИ максимально открытым, конкретным и адресным, поскольку теперь информационным обеспечением вопросов своей деятельности занимается, прежде всего, сам госорган, который непосредственно эту деятельность осуществляет.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1625 от 29 октября 2008 года создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации. В его задачи входит координация взаимодействия органов государственного управления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере массовой информации; обеспечение правильного применения норм Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и иного законодательства в сфере массовой информации; рассмотрение спорных вопросов, возникающих при применении данного закона и иного законодательства в сфере массовой информации.

Важно отметить, что в состав Совета вошли руководители ведущих СМИ страны – как государственных, так и негосударственных, а также лидеры Белорусского союза журналистов и Белорусской ассоциации журналистов.

Важной вехой в развитии национального информационного пространства стало принятие Президентом Республики Беларусь 1 февраля 2010 года Указа № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Этот документ направлен на защиту интересов граждан, общества в целом и государства в информационной сфере, а также на повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента Сети.

Как показывают результаты соцопросов, проведенных Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, средства массовой информации для граждан Беларуси остаются главным источником информации о событиях в стране и за рубежом. Абсолютным лидером в данном отношении является телевидение (91,8 %). Велика также роль газет и журналов (48,9 %, что на 14 % меньше, чем в прошлом году), радио (36,1 %) и Интернета (24,3 %).

РОЛЬ СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗ И С НАСЕЛЕНИЕМ

Функция средств массовой информации – не просто отражать реальность, объективно информировать граждан о происходящем и не только убеждать в правильности той или иной точки зрения. СМИ – это, прежде всего, посредник в отношениях власти и общества, обеспечивающий прямую и обратную связь между ними. Поэтому государство и граждане ждут от средств массовой информации объективного и полного освещения текущих событий, ответственной позиции и конструктивной настроенности при обсуждении проблем белорусского общества и отдельных групп граждан.

Безусловно, важнейший источник информации о проблемах, с которыми сталкиваются жители Беларуси, – обращения самих граждан в СМИ. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» юридическое лицо, на которое возложены функции редакции СМИ, по своему усмотрению отбирает и распространяет в этом средстве адресованные ему письма. При этом допускаются редактирование и сокращение текста писем при условии, что не искажается их смысл.

В случае необходимости редакция средства массовой информации пересылает письма тем государственным органам, политическим партиям, другим общественным объединениям, иным юридическим лицам и их должностным лицам, к компетенции которых относится их рассмотрение.

В целях создания эффективного механизма обратной связи власти и населения в 1997 году Президентом Республики Беларусь был подписан Указ «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации». Данный указ обязывает руководителей госорганов и организаций в месячный срок реагировать на полученные от СМИ уведомления об опубликованных критических материалах.

Принятая главой государства Директива № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» определяет порядок действий СМИ и органов государственного управления в отношении случаев невыполнения работниками этих органов требований законодательства по работе с гражданами.

В частности, подпункт 1.8 пункта 1 директивы предписывает государственным средствам массовой информации в трехдневный срок уведомлять государственные органы об опубликованных в этих периодических изданиях либо о прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах соответствующего содержания. В свою очередь,

руководители государственных органов обязаны в месячный срок рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также привлечь виновных в этом к ответственности.

Министерством информации ведется мониторинг подобных публикаций в крупнейших массово-политических изданиях и мер реагирования на них органов государственного управления. Его результаты показывают, что благодаря заложенному в директиве механизму СМИ стали мощным средством информирования органов государственного управления о вопросах, вызывающих обеспокоенность у граждан. Так, во II квартале 2010 года в четырех ведущих

массово-политических государственных республиканских газетах было опубликовано 45 материалов критического характера, в основе которых лежали обращения граждан. По этим материалам в трехдневный срок со дня опубликования редакциями были направлены уведомления государственным органам и организациям для принятия мер, в том числе в газетах «Советская Белоруссия» – 15, «Звязда» – 3, «Народная газета» – 8, «Белорусская нива» – 19. Ответы о принятых мерах в отношении всех таких публикаций были даны своевременно (в течение месяца).

Отметим, что эти показатели остаются стабильными на протяжении двух прошедших кварталов 2010 года. При этом количество обращений граждан в республиканские печатные и электронные СМИ возросло во II квартале на 12 %. Это говорит о высоком авторитете республиканских изданий и их эффективности как канала обратной связи между населением и госорганами.

Следует подчеркнуть, что особые требования в отношении освещения проблем, с которыми сталкиваются граждане, предъявляются к региональным средствам массовой информации, о чем неоднократно заявлял и Президент. Такая требовательность к региональным СМИ объясняется тем, что они находятся ближе к людям. А значит, в силу самого этого факта должны быть «глазами» и «ушами» власти, выявлять проблемы, волнующие население региона.

На практике же по ряду, в основном, субъективных причин государственные региональные СМИ зачастую занимают позицию, слишком лояльную по отношению к местным органам власти. В результате то, что могло бы быть обсуждено в конструктивном ключе, упоминается вскользь либо замалчивается, что порой становится основанием для спекуляций и откровенно «черных» публикаций в так называемых независимых медиа. Такое положение дел не раз становилось предметом критики со стороны главы государства.

Существует практически неизменный стандартный набор «проблемных» сфер, которые постоянно генерируют информационные поводы для публикаций негативного характера. Это, прежде всего, события в конкретных регионах: недостатки в работе жилищно-коммунального хозяйства, непопулярные решения местных властей, экологические проблемы местного характера, недостатки в деятельности здравоохранения, социальных служб, недостаточное внимание властей к нуждам слабо защищенных граждан, случаи бюрократизма и т.д. И хотя подавляющее большинство изданий придерживаются взвешенной позиции и объективно освещают соответствующие события и ситуации, следует отметить, что недоработки в этом направлении существенно снижают привлекательность изданий для читателя, а значит, и их конкурентоспособность.

СМИ – КАНАЛ ОБЩЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Развитие национального информационного пространства на современном этапе характеризуется возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий, существенно изменяющих характер взаимодействия государственных органов с гражданами, а также граждан друг с другом. В настоящее время во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 1 февраля 2010 года «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», а также в рамках государственной программы «Электронная Беларусь» проводится огромная работа, направленная на развитие информационного пространства нашей страны.

Важным аспектом этой работы и одной из ключевых ее целей провозглашен перевод максимально возможного количества административных процедур из «реального» пространства в «виртуальное», то есть предоставление гражданам возможности осуществлять их автоматически, без непосредственного контакта с чиновниками. Фактически уже к концу четвертой пятилетки каждый гражданин страны, имеющий доступ к Интернету, будет иметь возможность осуществлять широкий спектр административных процедур, что называется, не выходя из дома. Кроме того, подобные изменения в работе госаппарата должны сделать ее более «умной», поддающейся более полному учету, анализу и коррекции.

Возрастание роли информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии граждан и госорганов, рост количества и роли прямых контактов между ними определяют, пожалуй, главную тенденцию в работе средств массовой информации, направленной на освещение проблем, волнующих население. Вероятно, значение СМИ как института, через который можно «достучаться» до высоких должностных лиц, будет снижаться, поскольку это все легче будет сделать напрямую. Соответственно, менее важной станет чисто «информирующая» роль СМИ, в рамках которой они просто сообщают о проблеме (ситуации).

Одновременно с этим будут набирать силу еще две важные тенденции.

Во-первых, будет увеличиваться общественная роль медиа, связанная с тем, что именно СМИ будут определять публичную повестку дня. Все более справедливым будет становиться расхожее суждение: чего нет в средствах массовой нформации, то в социальном и политическом плане не существует вообще.

Во-вторых, все более востребованной будет проектная роль СМИ, их способность разбираться в причинах негативных явлений и тенденций и предлагать пути их устранения, внося, таким образом, прямой вклад в повышение качества жизни граждан. Глубокая аналитика, организация содержательного экспертного комментирования событий и ситуаций, консультирование и ориентировка читателей в освещаемых темах – все это уже сегодня становится настоятельным требованием времени.

А еще через некоторое время, когда в повсеместную практику войдет постоянное взаимодействие редакций с читателями через сайт, без этих элементов вообще невозможно будет представить работу СМИ.

Как показывает анализ белорусского информационного пространства, в настоящее время не все медиаструктуры пока еще готовы к таким подходам. Сегодня, к сожалению, зачастую бывают ситуации, когда журналист, освещающий какую-либо тему или событие, слабо представляет предмет своей работы, не обладает необходимыми знаниями в данной фере.

Нередки и поверхностные, сугубо формальные комментарии экспертов, ничего существенного не дающие читателю или зрителю. Эти недостатки, весьма значимые для полноценной качественной работы, в ближайшем будущем белорусским СМИ необходимо преодолеть.

Всестороннее изучение явлений с использованием широкого спектра источников информации, внедрение новых коммуникативных технологий, использование активных форм журналистской работы (круглые столы, «мозговые штурмы» и т.д.), «продюсирование» экспертов, то есть качественный выбор специалистов-комментаторов и их популяризация – вот те направления деятельности, которые позволят белорусским СМИ и далее уверенно шагать в ногу со временем. А значит, оставаться в авангарде работы с проблемами, вызывающими беспокойство граждан. От способности серьезно, ответственно подойти к решению этих задач будут во многом зависеть перспективы дальнейшего развития средств массовой информации страны.

Лилия АНАНИЧ, первый заместитель министра информации Республики Беларусь

Справка

АНАНИЧ Лилия Станиславовна.

Родилась в д. Леоново Борисовского района Минской области. В 1982 году окончила Белорусский государственный университет. После окончания БГУ работала фотокорреспондентом минской районной газеты «Шлях камунізму», затем старшим редактором НИИ средств автоматизации (г. Минск). В 1992–1996 годах – редактор, главный специалист, заместитель начальника управления средств массовой информации Министерства культуры и печати Республики Беларусь. В 1996–2001 годах – заместитель начальника, начальник информационно-аналитического управления Государственного комитета Республики Беларусь по печати. С 2001 года – заместитель министра информации, с 2003 года – первый заместитель министра информации Республики Беларусь.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *