Эгократия

Блоги

По роду деятельности много времени приходится проводить в Сети, знакомясь с высказываниями политиков, аналитиков и просто досужих комментаторов (коих всегда большинство).

Обсуждение практически любой темы в Байнете в обязательном порядке привлекает людей, которые умудряются свести к ее тому, как все плохо и неправильно в Беларуси (по принципу известного анекдота «а вот если бы вместо чешуи была шерсть, в ней водились бы блохи»).

У них всегда находятся к претензии к белорусским властям, белорусским товарам, белорусскому сервису, белорусским спортсменам… Пожалуй, единственные объекты в Беларуси, к которым у них нет претензий – это они сами.

Но грустно не это – в конце концов, право побрюзжать есть у каждого. Грустно то, что эта категория людей в своих высказываниях обнаруживает свое мировоззрение на отношения между гражданином и государством. Суть которого в том, что данный комментатор ничем не обязан своему государству, а вот государство имеет перед ним обязательства.

Получить образование за государственный счет для него нормально. Уехать потом работать за границу – тоже нормально. А попытка удержать его в стране хоть на пару лет через механизм распределения – жуткий произвол.

Периодически приезжать сюда из-за границы, чтобы воспользоваться бесплатными или дешевыми медицинскими услугами – в порядке вещей. Попытка приравнять такую категорию граждан к иностранным клиентам – произвол.

Невысокие по европейским меркам пенсии пожилых белорусов – укор власти. Но использовать серые зарплатные схемы и получать теневые доходы, лишающие пенсионный фонд финансовых ресурсов – это нормально. Ведь во всем виновато «жадное государство».

Милиционер, защищая жизнь и имущество граждан, должен идти под пули – это нормально. Пнуть его походя на форуме как «беспредельщика» и «цепного пса власти» – сам бог велел.

Любая попытка напомнить такому комментатору о гражданском долге перед своим государством заканчивается либо отправкой вопрошающего в пеший эротический тур, либо ссылками на Конституцию, права человека и вселенскую демократию.

Но демократия здесь поминается всуе.

Такое ее понимание не имеет ничего общего ни с греческими полисами, где впервые появилось это понятие, ни с просветителями XVIII века, ни с их последователями.
Это уже эгократия – «идеальная» модель общественного устройства для себя любимого, в которой я никому ничего не должен, а все мне кругом должны.

Должно ли общество воспринимать ее как норму и поощрять (в том числе и отсутствием своей реакции на такие слова и дела) тех, кто ее придерживается? На мой взгляд, если наш общественный организм не выработает иммунитета против этой инфекции – он будет обречен…



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *