Скажу по правде, я такого не ожидал. Чемпионат мира по хоккею, к которому Беларусь готовилась столько времени, не просто удался, а стал событием, оставившим глубокий след в новейшей истории нашей страны.
Не случайно организаторы приурочили старт Чемпионата к 9 мая – Дню Победы. Все семнадцать дней соревнований прошли под знаком больших и малых побед, достижений, новых рекордов, успехов буквально во всем: от количества болельщиков, посетивших матчи, до качества продемонстрированной хоккеистами игры.
Несмотря на скепсис некоторых экспертов и болельщиков, хорошо выступила сборная Беларуси. Да, не стали чемпионами и в финал не попали. Но бились достойно, по-спортивному. А победа досталась сильнейшим – сборной России. И это наш совместный успех. Ведь наши две страны образуют единое Союзное государство.
И все же главное – это удивительное национальное единение, которое продемонстрировали белорусы во время Чемпионата.
На время первенства выпал еще один государственный праздник – 11 мая мы отмечали День Государственного герба и Государственного флага, установленный в честь памятного референдума 1995 года. Уже не раз подчеркивалось, что Чемпионат мира стал настоящим фестивалем национальных символов. Наше гордое красно-зеленое знамя реяло повсюду. Белорусы не стеснялись демонстрировать гордость за свою страну, свою столицу. Но вели себя при этом как приветливые, радушные и хлебосольные хозяева.
Различные группировки, настроенные в той или иной степени, по той или иной причине оппозиционно, нудно рефлексируют по поводу торжества современной белорусской государственности. Оно и понятно. Ведь это они призывали не позволять Беларуси провести Чемпионат мира. Ведь это они требовали перенести его в другое место. Это именно они настаивали на бойкоте. Почему? Да просто потому, что прекрасно понимали: когда в нашу страну приедут десятки тысяч иностранных болельщиков, то будут в пух и прах разбиты те стереотипы, которые годами создавались западной пропагандой не без помощи местных «доброхотов». Так и получилось.
Но эти люди никак не могли предположить той степени единодушия и сплоченности белорусов при подготовке и проведении первенства.
Наиболее прозорливые из них, пусть и с зубовным скрежетом, но признали успех Чемпионата и выразили готовность присоединиться к национальному торжеству. Будем надеяться, что это прозрение искреннее. Хотя и напоминает поведение Васисуалия Лоханкина, повторявшего во время порки, устроенной ему соседями: «Может быть, так и надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда».
Прочие (не раскаявшиеся) – выдают тексты, в которых сплошное нытье и брюзжание. И символы им не те, и язык какой-то не такой, и повод для праздника – совсем не подходящий. Ну да что про них? Их удел – маргинальное существование, вдалеке от нужд и интересов белорусской нации. На каком бы языке они ни брюзжали и ни ныли.
Отдельные из этих нытиков попытались даже спровоцировать некую антироссийскую волну. То запускали дезу о мифическом «русском марше», потом не менее «правдоподобную» инфу о его разгоне милицией. Белорусы на такие низкопробные провокации не поддаются! И это лишний раз подчеркнул тот карнавал, который случился в центре Минска по поводу победы сборной России. Впрочем, такая атмосфера всеобщего братания царила в Беларуси все последние дни.
Чемпионат действительно стал историческим событием, которое далеко перешагнуло границы простого спортивного соревнования, пусть и планетарного масштаба. И дело здесь не только в рекламе страны, нашем имидже на международной арене, количестве приехавших туристов. Дело в нас самих. Белорусы сами себе доказали, что мы единая нация. У нас нет никаких расколов. Мы делаем общее дело. У нас общие символы, которые признаются подавляющим большинством белорусского народа. Мы – современная, уверенная в себе и гордая нация, которой по плечу решение любых проблем. По степени влияния на наше общество, самоидентичность Чемпионат мира по хоккею можно сравнить с легендарными событиями – Фестивалем молодежи и студентов 1957 года или Олимпиадой-80.
Белорусы показали, на что они способны. Теперь мы вправе ожидать, что мировое спортивное сообщество доверит нам проведение новых стартов. Можем это сделать самостоятельно, а можем и вместе с братской Россией. Такие «спаренные» соревнования нынче в моде.
Но опять же только от нас самих зависит, сможем ли мы сохранить, не растерять, а лучше приумножить тот потрясающий энергетический заряд, который принес в Беларусь Чемпионат мира. Уверен, что нам это под силу!