Для них ОНТ — судьба. Многие годы авторы и ведущие популярных программ не сходят с экрана. Они любят свою работу. Их ценят зрители. Из «Наших новостей», «Контуров» или «Открытого формата» мы узнаем самые свежие новости, самые увлекательные подробности о событиях, происходящих в общественной и культурной жизни страны и мира. Нам сообщают не просто последние известия. Ведущие говорят со зрителями на понятном языке. Поэтому мы им верим. И кажется, будто они — не по ту сторону экрана, а приходят прямо к нам в дом, как долгожданные старые знакомые.
Александр Аверков, ведущий программ «Наши новости», «Контуры»:
«Это был карп»
— К 2002 году я довольно много успел поработать на телевидении, но в создании новой «кнопки» участвовал впервые. Между прочим, пробовался сначала на голос канала: озвучивать анонсы, социальные ролики. Но поскольку эти пробы записывались и на видео, руководители ОНТ решили: должен поучаствовать и в кастинге ведущих. Так случилось, что мне выпало вести первый эфир «Наших новостей».
ОНТ сразу выделялось среди других каналов, даже костюмами ведущих. Ничего черного! Первую программу я вел в пиджаке песочного цвета и красном галстуке. Уже через несколько месяцев стало понятно: ОНТ породило конкурентную среду. Спустя годы это скажется на всех центральных каналах и даже на региональных станциях.
Многие, наверное, помнят первый промо–ролик нашей «горячей линии». Я прыгал с самолета, куда–то нырял, выныривал с рыбой в руках, охотился за горячей информацией. Зрители живо интересовались: как это все снимали? Хорошо помню письмо, в котором зрительница делилась своими переживаниями: «Мы с мужем не разговариваем вторую неделю. Рассорились из–за того, что он утверждает, будто у вас в руках лещ, а я уверена, что карп». Спустя 10 лет раскрываю тайну: в том ролике я выныривал из Комсомольского озера с карпом в руке.
Евгений Лашковский, ведущий программы «Наши новости»:
«Научился говорить правду в глаза»
— Судьбоносной для меня стала фраза: «Здравствуйте, вы смотрите «Наши новости»!» Эти слова мне доверили произнести в конце июня 2002 года. Так вся жизнь и разделилась на «до» и «после» первого прямого эфира. Даже не представляю себя без этой главной программы. Да и как без новостей? Они ведь не только наши, но и мои.
Проект «Две звезды» научил меня говорить звездам правду в глаза. Руководитель ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко до сих пор вспоминает мои слова. На записи шоу во время интервью с народным артистом я позволил себе сказать, что, мол, зрители видели, как во время исполнения польки из Анатолия Ивановича сыпался песок — дескать, годы. Сказал, а сам подумал, что после такого он меня если не убьет, то покалечит. А он громко рассмеялся и заметил что–то про злые языки. Вот что значит настоящий артист!
Вячеслав Бондаренко, ведущий ток–шоу «Открытый формат»:
«Всегда есть о чем рассказать»
— Больше всего ценю в «Открытом формате» то, что эфиры не проходят зря — после них принимаются конкретные решения. Например, пересмотрели приказ о ликвидации одного из сельхозпредприятий Кобрина, и люди остались при своих рабочих местах. Более 57 тысяч звонков поступило на «прямую линию», которую мы организовали в помощь Республиканскому центру детской онкологии и гематологии — за час в прямом эфире собрали свыше 400 миллионов рублей. 17–летнему Роману Климову прямо в студии, на глазах у всей страны представители МВД вручили награду за задержание вооруженного преступника.
В 10–летие ОНТ вспоминаю себя в этом возрасте. Был я непоседливым, любознательным, всюду совал свой нос, не боялся никакой критики. Мне казалось, мир создан для меня. Именно такого восприятия жизни хочу пожелать и нашему телеканалу. Нам и вам, телезрители, всегда есть что сказать друг другу.
Алексей Михальченко, ведущий программы «Как есть»:
«Репортажи — с душой»
— Я люблю клецки. Это наше белорусское блюдо — вареные шарики из тертого картофеля с начинкой: оболочку называют «телом», а начинку — «душой». Единственное в мире блюдо, у которого есть «душа»!
В конце командировки на бурлящий каирский Тахрир я решил угостить коллег из других стран нашим душевным блюдом. Египтянина отправили за картофелем, а с его начальником (наполовину алжирцем, наполовину русским) пошли на поиски «души». Свинину в Каире купить можно у местных христиан — коптов. Но мы ограничились курятиной. Картофель в Египте большой — размером с кошку. Соковыжималка была со столь узкой горловиной, что каждую картофелину пришлось резать на двадцать частей.
Как только мы уселись за круглый стол, стали звонить телефоны. На Тахрире вновь начались столкновения. Труба звала журналистов в ночь. Каково же было мое счастье, когда российский коллега, а за ним француз и все остальные дружно сказали: «Пока не доедим, никуда не пойдем!» В тот вечер мир узнал новости из Египта с небольшой задержкой. Клецки превыше всего!
Руслан Поддубский, директор дирекции информационного вещания:
«Идей и кадров у нас хватает»
— Кажется, только вчера ОНТ открыло эфир первым вечерним выпуском новостей. Один раз в день. В 20.30. Но и это был прорыв. До 2002 года в Беларуси никто так не работал с картинкой, со словом и с чиновниками, как ОНТ. «Горячая линия» гремела на всю страну, были скандалы, ссоры с министерствами, оэнтэшников таскали по судам, но этот драйв только убеждал службу новостей в верности выбранного курса, добавлял крепости корпоративному духу и, конечно, повышал рейтинги.
Сейчас «Наши новости» в эфире каждые 2 часа. Коэффициент смотрибельности «Контуров» — один из самых высоких на белорусском ТВ. Расширяется аудитория «Открытого формата». Нет равных по популярности программе «Жди меня. Беларусь», трудно назвать страну, где еще не побывали репортеры «Дыхания планеты». Все это программы, которые делает дирекция информационного вещания.
Мы идем в Фейсбук, Твиттер, набираем подписчиков в Ютубе. Стараемся успеть к месту события, не считая километров, будь то Ливия или небольшая деревня на Полесье.
Выпускники ОНТ работают на ведущих телеканалах Москвы, Киева, Пекина. Их место занимают другие перспективные тележурналисты. С кадрами и идеями у нас никогда не было проблем.
Валерий Кащеев, ведущий программы «Наше утро»:
«Имидж — все»
— В 1981–м я работал на «Горизонте». Не так давно друзья обратили внимание: слово «Горизонт» заканчивается на «онт». Думаю, это символично. Правда, в то время я и не помышлял о работе телеведущего. А через 21 год был кастинг, и 27 июня 2002–го — первый эфир. Спустя два года мне предложили вести программу «Наше утро». Моей соведущей стала Наталья Немогай. И вот на одной из первых программ в качестве гостя в студию пришла одна из ветеранов новой для нас профессии. С режиссером Людмилой Михайловной Лезиной говорили о первых шагах телевидения в 50–е годы. Мы тогда спросили о требованиях, предъявлявшихся к ведущим. Гостья строго посмотрела на нас и сказала: «Ведущие должны быть с хорошей дикцией, с хорошим зрением, а мужчины — еще и гладко выбриты». У меня была легкая небритость, а Наташа — в очках. Имидж пришлось подкорректировать.
Понял со временем: интервью — большое искусство. В «Наше утро» заглянула как–то Гурченко. Уставшая. Кажется, ей тогда нездоровилось. Пока гримировалась и поправляла прическу, мы с Люцией Лущик пытались ее как–то разговорить. Но ничего не получалось. Думала Людмила Марковна о чем–то своем, отвечала односложно. Мы отчаялись получить интересную беседу, но все же спросили о родителях, военном детстве… И актриса встрепенулась. А когда заняла свое место в студии перед камерами, и вовсе преобразилась.
Ольга Богатыревич, ведущая программ «Наше утро» и «Эстрадный коктейль»:
«Мечты сбываются»
— Будучи семилетней малышкой, я усаживалась на стул и требовала от своих родных слушать программу передач, которую сама «вела». Это была детская мечта — работать на экране. И она сбылась. А свел меня с любимым телеканалом конкурс «Мисс Беларусь», в котором я участвовала в 2006 году.
Наталья Радина, ведущая программы «Наше утро»:
«Доверяйте профессионалам»
— На ОНТ у меня выработалась адекватная самооценка. Я чувствовала, что недотягиваю по голосу, ну тонковат он был у меня. И вот после съемок нашего проекта «Супермодель мира», который мне довелось вести, состоялся разговор с педагогом по сценической речи Диной Третюк. «Давно, — говорит, — за тобой наблюдаю, вижу в тебе перспективу. Хочешь, помогу поставить голос?» Вначале я засомневалась, а проснется ли во мне нужный тембр? «Поверь, — настаивала Дина Георгиевна, — если ты брюнетка, то низкий голос найдется». И началось. Целый год училась правильно дышать, настраивала речевой аппарат, кричала, пела, приседала, прыгала. Как же мы обе были рады, когда появились первые результаты. Но если бы сейчас меня попросили с кем–нибудь позаниматься, нет, не согласилась бы. Как у Третюк, у меня все равно не получится, потому что она — профессионал. Не нужно подменять профессионалов. Им нужно доверять и создавать условия для работы. На ОНТ это умеют делать.
Алексей Одаренко, заместитель директора дирекции специальных проектов, заведующий постановочной частью:
«Ради картинки готовы не есть и не спать»
— По образованию и первой своей работе я — пилот и штурман. Это у нас семейное: отец, старшие братья. 20 лет в «Белавиа» на всех международных направлениях. Но гены мамы–балерины все же дали о себе знать, и в 2002–м пришел работать в творческий коллектив. Начинали с постановки небольших программ в студии телеканала. Пришли к организации концертов и реалити–шоу: «Беларусь — это мы!», «Звездный цирк», «За Беларусь!», «Две звезды», «Великолепная пятерка», «Мисс Беларусь», «Я пою!».
Зрителю незаметны трудности, с которыми сталкивается наша команда. Всегда видна парадная сторона, а вот изнанка — и есть моя работа.
На «Мисс Интерконтиненталь» в сентябре 2009–го горячий норвежский парень из подтанцовки Саши Рыбака умудрился проломить фрагмент сцены в Минском футбольном манеже. Чтобы могли выступить следующие участники шоу, согнувшись в три погибели, наши постановщики и техники, словно атланты, держали на своих плечах этот участок.
«Музыкальные вечера в Мирском замке» на экране — это 10 — 12 часов красочного шоу. Для нас — несколько месяцев кропотливой работы. Прорисовать в 3D сценическую площадку, составить четкий график монтажных работ (вот где помогает авиационный опыт с его пунктуальностью), сформировать и за неделю до записи отправить в Мир караван со светом, звуком, «железом» и десятками людей, готовых ради дела не есть и не спать. Ну а жара, ливни и грозы — стандартный июньский набор погодных условий при монтаже сценического комплекса. Звучит команда «запуск» и понимаешь, что еще один проект состоялся. А завтра надо готовиться к новому.
Дмитрий Семченко, корреспондент, на «Телевершине–2012» признан лучшим репортером:
«Задаю неудобные вопросы»
— Работаю для людей. Помогаю им отстаивать свои права, бороться с несправедливостью и чиновничьим равнодушием. Задаю в высоких кабинетах неудобные вопросы.
Телекамера четко высвечивает и ум, и глупость, и ложь собеседника. Вот и получается: чем функционер компетентнее, искреннее, чем более оперативно и действенно он реагирует на людские проблемы, тем выше его шанс усидеть в своем кресле после общения с корреспондентом. Очень хочу, чтобы таких чиновников у нас было как можно больше.
Снимал репортаж о многодетной семье, которая жила в аварийном доме с провалившейся крышей. Мать троих детей несколько лет стучалась во властные кабинеты. Безуспешно. Эта семья получила новую квартиру на следующий день после моего репортажа, который, как мне сказали, увидел Президент и незамедлительно вмешался. Несколько высокопоставленных руководителей были уволены. Что, считаю, оправданно: сами довели ситуацию до накала. И вот один из уволенных, увидев меня, сказал: «Спасибо вам, Дмитрий. А кто теперь моих детей будет кормить?» Я ответил: «Когда вы не делаете свою работу, я делаю свою. Если в репортаже была неправда, готов публично извиниться». Может, это и жестко, зато честно. Собеседник ничего не возразил.
ОНТ — народный телеканал. И этим все сказано.
Светлана Кнутова, политический обозреватель:
«Поверила в себя»
— 7 лет назад майским днем я пришла на ОНТ. Мое руководство решило: раз я работала на региональной студии, значит, должна разбираться в сельском хозяйстве. Признать, что это не совсем так, гордость не позволила. Вот и пришлось разобраться. Помню, как с завистью смотрела на коллег: кто–то делает репортаж по звонку на «горячую линию», кто–то о выставке кошек, а я — в поля. Но о первой сельхозкомандировке ни капли не жалею. Видимо, так было надо — ради главного: осознания, что я многое могу. Конечно, для этого нужно, чтобы в тебя верили. Однако порой самое сложное — самой в себя поверить. ОНТ мне дало ощущение внутренней силы. Сейчас говорю с экрана об экономике и большой политике. Но все еще мечтаю когда–нибудь снять репортаж о выставке кошек.
Сергей Новиков, заместитель директора дирекции специальных проектов, главный оператор-постановщик:
«Вместе рискуем, вместе побеждаем»
— Вспоминаю апрель 2002–го. Мой первый контракт с телеканалом был под номером 7. Сейчас на ОНТ эти номера трехзначные.
Когда все начиналось, новые проекты, эскизы, даже самая маленькая межэфирная заставочка обсуждались всем коллективом. Мы были одержимы идеей начать новое вещание. Споры, находки, 18–часовые рабочие смены — и за 2 с половиной месяца (для запуска нового телеканала срок немыслимый) мы открылись.
Обкатка первой, пусть маленькой, но своей, передвижной телестанции, первый документальный сериал «Новейшая история» (работа была удостоена госпремии), первые масштабные концерты на площадках страны, зарубежья. Квалификацию и профессионализм нарабатывали «на марше».
Впервые в отпуск я пошел через 6 лет.
Люция Лущик, ведущая программы «Наше утро»:
«Невозможное возможно»
— Когда в начале 2008 года мне предложили работать на ОНТ, я почувствовала себя молодым футболистом, которому вдруг довелось играть в Лиге чемпионов. Мне повезло работать в команде лучших!
ОНТ всегда берется за самые смелые идеи и сложные проекты. Поняла это еще на «Звездном цирке», первом полномасштабном реалити–шоу в нашей стране. Сто дней мы жили в Белгосцирке. Летали под куполом, дрессировали хищников, жонглировали, становились фокусниками и клоунами. Зрители видели только красивую картинку, а за кадром были и слезы, и травмы. Я две недели репетировала и выступала на обезболивающих уколах.
Зачем идти на риск? А в этом, наверное, и есть секрет команды ОНТ — делать то, что на первый взгляд кажется невозможным.
Олег Лепешенков, ведущий программы «Наши новости», продюсер рубрики «У вас будет ребенок»:
«Даем шанс детям обрести семью»
— Белорусская версия рубрики «У вас будет ребенок» выходит «внутри» транслируемой на ОНТ популярной программы российского Первого канала «Пока все дома». Нам удалось ответить на волнующий зрителей вопрос: почему раньше мы видели в эфире только российских детишек, ожидающих усыновления? Теперь каждый зритель может принять участие в судьбе белорусских детей–сирот.
Екатерина Тишкевич, ведущая программы «Наши новости»:
«Чувствую на себе взгляды миллионов зрителей»
— На ОНТ я пришла с пятилетним опытом работы в новостях, но только тут по–настоящему почувствовала силу телевидения — когда после первых эфиров получила огромное количество звонков и сообщений со всех концов страны.
Каждый раз, выходя в эфир, напоминаю себе: «Нас смотрят миллионы». Не должно быть равнодушия к тому, о чем рассказываешь. Иначе до телезрителя просто не достучишься.
Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня