Первый номер газеты «Белорусская нива» вышел 15 января 1921 года. За более чем 90-летнюю историю у крестьянского издания было более десятка главных редакторов и семь названий. В свое время газета выходила как «Белорусская деревня», «Беларуская вёска», «Калгаснік Беларусі», «Савецкі селянін», «Колхозная правда», «Сельская газета». При этом неизменными оставались задачи и целевая аудитория. А в субботу, 19 мая, читатели будут держать в руках уже 20-тысячный номер «Белорусской нивы». Впечатлениями от подготовки юбилейного номера, а также планами на будущее поделился главный редактор «Белорусской нивы» Сергей МИХОВИЧ.
— Сергей Григорьевич, что значит для вас 20-тысячный номер? Каков будет праздничный контент и какие подарки готовите для читателей?
— Выход юбилейного номера — знаменательное событие в истории главной крестьянской газеты страны. Почти за век существования она вместила на своих страницах летопись Советского Союза и, с 1991 года, нашей молодой суверенной республики. В каждом из 19 тыс. 999 номеров газеты отражена жизнь и судьба многих поколений — так было и в 20-е, и в 40-е, и в 60-е годы прошлого века… Мы продолжаем писать летопись страны в XXI веке. Коллектив много, активно и креативно работает, по сути, над теми задачами, которые поставлены Президентом и правительством Беларуси перед всем агропромышленным комплексом.
А специально для 20-тысячного номера наши корреспонденты проехались по некоторым старым адресам из газетных подшивок и узнали, насколько кардинально изменилась та или иная ситуация с момента написания материала, как сложились судьбы героев наших публикаций. Мы решили спроецировать происходившее в прошлом веке на современную Беларусь с ее стремительно развивающейся сельской экономикой, агробизнесом. Один только пример. В 50-е годы прошлого века за выращивание кок-сагыза на Любанщине многие аграрии удостоились звания Героев Социалистического Труда. Как живут они сейчас?..
Но «Белорусская нива» известна не только своими традициями. С ней сотрудничали, начинали здесь творческое становление многие известные личности Беларуси. Возьмем один из архивных номеров «Беларускай вёскі», где размещена заметка за подписью «Селянін Кандрат». Кто бы, вы думали, скрывается за псевдонимом внештатного корреспондента газеты? Будущий классик белорусской литературы Кондрат Крапива.
Юбилейный номер газеты выйдет обычным рабочим тиражом. К сожалению, тиражи газет сейчас не так велики, как хотелось бы. Скажем, когда-то у «Сельской газеты» было 170 тыс. читателей, сейчас — менее 30 тыс.
— Вы затронули тему сравнительно небольших тиражей республиканских изданий. Сейчас в Беларуси много говорится о возможном решении этой проблемы — объединении газет в медиахолдинги, что позволит исключить пересечение читательской аудитории, оптимизировать затраты на выпуск печатной продукции и даст возможность пишущей братии проявить себя во всей красе по различным тематическим направлениям. Вы как главный редактор газеты хотели бы, чтобы ваше издание объединили с каким-нибудь еще?
— Как главный редактор я должен сохранить газету с ее сегодняшними задачами, сохранить славные традиции и трудовой коллектив. И, по возможности, увеличить ее аудиторию. «Белорусская нива» — это сельская газета о сельской жизни, а в Беларуси, как известно, более 2,5 млн. человек живут в провинции, и они — наши реальные и потенциальные читатели.
Другое дело, что создание медиахолдингов — требование времени. В начале прошлого века или даже в его середине об этом никто не говорил. Сегодня выпускаются газеты на любой вкус, бурно развиваются интернет-технологии. Печатные СМИ понемногу уступают телевидению и Интернету медиапространство, и бумажные СМИ, понятное дело, менее популярны, чем электронные. Но это вовсе не означает, что газеты, история которых насчитывает 80-90 лет, должны пропасть, раствориться в укрупненных медиаструктурах.
Холдинги, которые, возможно, будут создаваться в перспективе, призваны сконцентрировать потенциал и минимизировать затраты, связанные с производством государственных газет. Ведь на все издания, порой, просто не хватает читателя. А перед редакциями в свою очередь стоит задача не только писать статьи и верстать газеты, но и считать деньги. И больше того — эти деньги зарабатывать! Газеты должны стремиться к самоокупаемости и не сильно зариться на республиканский бюджет. Поэтому создание медиахолдингов по каким-то оптимальным направлениям, на мой взгляд, вполне оправдано. Если бы меня спросили, в каком тандеме могла бы солировать «Белорусская нива», я бы ответил: в агромедиахолдинге.
Однако при создании укрупненных медиаструктур важно не перегнуть палку. Мы знаем примеры создания холдингов, и не только в медийном пространстве, которые заканчивались не слишком удачно.
— У «Белорусской нивы» есть свой интернет-музей. Что он из себя представляет, какими экспонатами наполнен? И займет ли в музее почетное место праздничный 20-тысячный номер?
— Ранее существовал классический, так сказать, музей газеты. К ее 90-летию был создан новый интернет-сайт, на котором размещено много контента, в том числе наш виртуальный архив. Любой посетитель странички в Интернете может узнать историю «Белорусской нивы», познакомиться с редакторами, эпохой, публикациями и их авторами. Это удобно и современно. Конечно, 20-тысячный номер нашей газеты обречен на попадание в собственный интернет-музей.
— Министр информации Беларуси Олег Пролесковский не раз обращал внимание на тот факт, что на своей страничке в Интернете СМИ должны представлять новости, репортажи, а в печатных версиях следует размещать как можно больше аналитических материалов. Как обстоят дела с аналитикой у вашей газеты?
— Всецело согласен с позицией министра и министерства, которое постоянно поддерживает нас и помогает. Не могу сказать, что мы идем впереди всего отечественного медийного пространства, но приняли к сведению и стараемся учитывать это требование времени. В структуре редакции создан отдел интернет-проектов и издательской деятельности. Мы наполняем свой сайт новостями, а газету — аналитикой. Кроме того, при поддержке Постоянного комитета Союзного государства совместно с российской газетой «Сельская жизнь» мы издаем отдельное газетное приложение «Аграрный союз». А одноименный интернет-сайт «Аграрный союз» размещен на сайтах всех трех участников проекта, обслуживается он редакцией «Белорусской нивы» и служит общему делу — реализации программ Союзного государства Беларуси и России.
Уверен, мы с вами будем читать и 30-тысячный номер «Белорусской нивы». Правда, пока еще не рассчитали точно, как скоро это произойдет. Может, лет через 20-30. Не думаю, что читательское признание к тому времени оставит нашу газету. И нынешний трудовой коллектив газеты, и будущие просто не позволят этого сделать и будут укреплять дружбу со своими читателями.
Татьяна ПАСТУШЕНКО, БЕЛТА