Проходившая мимо по неширокому тротуару девица так шваркнула меня по одежде висящей на плече черной сумкой, что на моем пальто осталась несмываемая и не отчищаемая полоса. А как-то целый год лечила ногу из-за того, что другая девица наступила в транспорте острым каблучищем. И при этом даже не извинилась. Едва не лишилась глаза из-за пряжек на расстегнутой куртке парня, пробиравшегося к выходу в маршрутке. А вот и вовсе курьезный случай, его рассказываю друзьям в лицах, почти как Елена Воробей со сцены. Дорога домой превратилась однажды в пытку из-за того, что впереди стоящая девица ухватилась за штангу и прямо у моего лица оказались ее наклеенные и накрашенные зеленым лаком острые ногти. А если бы автобус резко затормозил…
Спросите, о чем это я? Вовсе не о необходимости беречь себя, хотя ее никто и никогда не отменял. Я о свободе, о той, которую ощущаешь тогда, когда сам никому не мешаешь. У вас что было по логике в вузе? Вы ее вообще не изучали? Но, думаю, следующая логическая цепочка не требует специальных знаний. Я никому не мешаю, ты никому не мешаешь, значит — мы никому не мешаем и никто не мешает нам. И потому мы свободны — у нас расправлены плечи, мы улыбчивы и доброжелательны. Я видела таких людей, и не где-нибудь, а в очереди. На теплоход, который увозил на уик-энд к чудному острову в Тихом океане. Занять лучшие места хотели все, такова человеческая природа, но при этом никто не толкался, очередь извивалась длинной лентой, расстояние в метр-полтора между людьми не менялось. Мест в салоне нам не досталось. Но как же сладостно было кутаться в куртки на открытой палубе, утирать с лица соленые брызги и ощущать абсолютную свободу тела и духа.
Философы определяют свободу как осознанную необходимость. В прикладном значении это выглядит так: ты осознал, что мусорить в общественном месте так же плохо, как и у себя дома, и ты как свободный человек несешь свою обертку от конфет или мороженого в ближайшую мусорку. Ты точно знаешь правило: не подходить к впереди стоящему у банкомата ближе чем на два метра, и ты свободно и с удовольствием делаешь это… Да мало ли что еще можно делать с большой радостью и с удовольствием, дыша свободно всей грудью, если ты уважаешь себя и тех, кто вокруг. Кстати, в таком выражении свободы ярче всего проявляется самоограничение, которое гениальный русский актер Сергей Юрский рассматривает в контексте общей культуры человека.
А писательница Татьяна Устинова, детективы которой я, признаюсь честно, терпеть не могу, но обожаю ее манеру излагать мысли глубоким грудным голосом, считает, что наши люди совершенно не умеют держать себя в руках и не воспитывают в себе чувства собственного достоинства. Отсюда собачьи какашки у нас под ногами, хамство напропалую… Она даже определение свое дает чувству собственного достоинства: когда не заставляешь окружающих страдать или огорчаться из-за тебя. Вот так все просто.
А вы уже научили своего сынишку пропускать девочек вперед и подавать им пальто?