Дмитрий Костин: Добиться накала страстей в белорусском ток-шоу очень сложно

Статьи

Ниша общественно-политических ток-шоу на национальном ТВ довольно скромная. До недавних пор выходил лишь «Открытый формат» на ОНТ. Но теперь по понедельникам любители острых дискуссий собираются на «Форуме» — это новый проект телеканала «Беларусь 1». Беседу с ведущим программы Дмитрием Костиным я начал с вопроса о том, чувствует ли он профессиональную конкуренцию с Вячеславом Бондаренко. В результате наш диалог перерос в увлекательное ток-шоу в газетном формате.

— В понедельник зрители смотрят сначала меня, потом «Открытый формат» и сравнивают, что лучше. Это нормальная конкуренция. Она чувствуется. И она нужна. Но мы с Бондаренко не соперники. Потому что позиционируем себя по-разному. «Форум» затрагивает глобальные темы. В перспективе хотелось бы, чтобы беседы в нашем ток-шоу помогали управленцам принимать правильные решения.

— Цель вашей программы — дискуссии по актуальным и серьезным темам. Какие сейчас из них самые насущные?

— Интересно обсудить, выгодно ли нашей стране участие в Едином экономическом пространстве? Или: для кого пишут наши писатели? Ведь не секрет, что белорусы почти не читают даже тех своих авторов, которые издаются и известны в России!

— Наверняка ваши собеседники готовы спорить часами, доказывая свою правоту. Часто приходится играть роль рефери?

— Проблема в другом: как зажечь гостей студии, разговорить. В споре ведь рождается истина. Но чтобы приглашенные эксперты начали дискутировать, их еще нужно раскачать. Добиться накала страстей, какой случается на ток-шоу Андрея Малахова, очень сложно. Белорусы по характеру толерантные и спокойные. Они привыкли взвешивать свои слова. Поэтому на нашем ТВ так мало показушной скандальности, театральности.

— Не преувеличиваете ли вы роль «национального характера»?

— За кадром все собеседники говорят много и эмоционально. Но как только начинается запись в студии, они ведут себя сдержаннее, не давая выхода чувствам. Впрочем, бывали и исключения. Накануне «ЕвроФеста» в ток-шоу я пригласил всех финалистов и психолога, попросив специалиста описать характер каждого исполнителя. Эксперт сделал вывод, который многих обескуражил: «Я вижу неуверенных в себе людей, которые не готовы пожертвовать всем ради победы».

— Интересно, как отреагировали на такое «обвинение» сами певцы?

— Один весьма эмоционально, и он так же вел себя в финале «ЕвроФеста». Другой сдержанно не согласился. Остальные промолчали или что-то буркнули в ответ.

— Бывало ли, что после дискуссии ваше мнение по какой-либо проблеме менялось?

— Незначительно. Изучая тему до начала программы, я, как правило, ее достаточно подробно разбираю — до деталей. Так работает, наверное, каждый журналист. Зато после «Форума» менялось мнение о людях. Некоторых я открывал для себя с лучшей стороны.

— Любите ли вы сами спорить?

— Заводить людей на спор люблю. Но доказывать свою правоту — нет. Хотя в жизни высказываю собственную позицию открыто и порой за это получаю. В любом случае убежден: нет неразрешимых проблем, однако есть неприятные решения.

— О вкусах спорят?

— Нет. Так же, как и о творчестве, которое не может быть плохим или хорошим, оно у всех разное.

— Но есть же еще безвкусица!

— К этому «жанру» я причисляю тех, кто не просто подвергает существующие каноны красоты и правила приличия сомнению, а разрушает их. К таким причисляю Леди Гагу, хотя по таланту эпатажа она номер один в мире.

— Вы ощущаете на себе, что голос тележурналиста в эпоху экспансии интернета звучит все слабее в сравнении с блоггерами?

— Интернет — это еще одно средство массовой информации, коммуникационный канал. Соцсети создают другую реальность, параллельную той, которая существует в действительности, за окном. Если уже появляется социальная реклама с призывом «Отключись от фейсбука, оглянись по сторонам!», значит, опасность соцсетей существует. В первую очередь многие дети становятся интернет-зависимыми, а на Западе — и их родители.

— Почему люди уходят в параллельную реальность?

— Так проще скрывать свои мысли и в то же время быть вроде бы у всех на виду. Но платой за это становится одиночество, но не в виртуальной сети, а в реальной жизни. Я заметил, что нынешние молодые люди не умеют знакомиться на улице, хотя в интернете у них может быть по 100 — 150 «фрэндов». Меня разочаровывает это поколение. Я вижу по своему старшему ребенку — 19-летней Илоне: ей легче завести друзей по интернету в Австралии, чем пойти с однокурсниками в кафе поболтать о жизни.

— Ну а как тогда спасти вашу дочь и других молодых людей того же поколения?

— На «Форуме» эту проблему обсуждали сразу 8 экспертов. Однако они смогли только резюмировать: мы должны следовать прогрессу, но при этом контролировать себя. Не зря интернет-зависимость связывают с алкоголизмом, наркоманией. Все эти беды — от внутренних слабостей человека.

— Вы согласны с тем, что известность и авторитет журналиста пропадают, как только он уходит из кадра?

— Жизнь телезвезды, как и звезды на небе, кратковременна: вспыхнула, просияла и упала. Тележурналист остается в памяти людей лишь в том случае, если кому-то помог или насолил. Я работаю так, чтобы вечером ложиться спать со спокойной совестью.

— Кроме журналистики, вы преподаете в Академии управления при Президенте — пиар и работу со СМИ, а также в академии искусств — на отделении телерекламы. Зачем вам это?

— Важно общение с молодежью. Прежде всего пытаюсь понять, чего хочет новое поколение, как оно мыслит. Кроме того, я сам учусь — в аспирантуре исследую современную телерекламу. Хочу доказать, что сейчас это один из видов искусства.

— Первый ваш выход в эфир датирован 1 января 1992 года — 20 лет назад. Что такое белорусское телевидение сегодня?

— Есть мнение, что БТ неинтересно. Но в Латвии, где я побывал накануне в командировке, «Беларусь-ТВ» — в пятерке лидеров местного телеэфира, впереди Би-би-си! Белорусский канал наши соседи включают, чтобы получить не только информацию, но и определенное настроение. Если сказать другими словами, наши журналисты занимаются пиаром своей родины. И то, что мы делаем, срабатывает. У Беларуси имидж привлекательной страны.

— Какие репортажи вы подготовили из Риги?

— Главный материал — о языковой проблеме. Она не так проста, как может показаться с подачи зарубежных СМИ. В Латвии выросло поколение, которое может одинаково свободно говорить и на латышском, и на русском языках. На рынке труда востребованы больше те, кто знает латышский и русский, чем те, кто владеет, например, латышским и английским. Неграждане не могут участвовать в выборах и голосовать. Зато Россия сделала для них безвизовый въезд на свою территорию и Евросоюз предоставил такие же права. Получается, что быть гражданином в Латвии даже порой неудобно: нужно открывать визу в Россию. Думаю, наши соседи решат свои проблемы. Но многих из них можно было избежать, если бы 20 лет назад на волне восстановления независимости политики принимали более взвешенные решения.

— Вы уже более 10 лет работаете спецкором Белтелерадиокомпании в странах Балтии. Есть ли у вас обратная связь с тамошними зрителями?

— После того как на канале «Беларусь-ТВ» вышел мой фильм о белорусах Латвии, мне до сих пор звонят из Риги, Даугавпилса, Вентспилса. Зрители сами подсказывают новые темы, сообщают об интересных личностях, о которых стоит рассказать. Из разговоров с людьми рождаются и новые темы ток-шоу «Форум».

Кстати

27 февраля в программе «Форум» пойдет речь о земле. Выпуск ток-шоу называется «Что нам стоит дом построить». Гости студии обсудят Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков». О судьбе льготных земельных участков под строительство коттеджей, о том, чем отличаются дачи от садовых товариществ.

Виктор КОРБУТ, СБ — Беларусь Сегодня



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *