Олег Пролесковский: Интеграция требует новых подходов в работе СМИ

Статьи

Участие Беларуси в интеграционных образованиях на постсоветском пространстве требует учета новых технологических и поведенческих моделей в работе СМИ, повышения конкурентоспособности журналистов государственных СМИ. Такое мнение высказал сегодня министр информации Беларуси Олег Пролесковский на проходящей в Минске международной научно-практической конференции «Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности государства», сообщает БЕЛТА.

Министр отметил, что открытость белорусского информационного пространства обусловлена тем, что Беларусь находится в центре Европы, на границе двух больших геополитических образований — Европейского союза и постсоветского пространства. «Эта открытость представляет собой важнейшую особенность, требующую своего осмысления и учета при выработке государственной политики в сфере информационной безопасности», — считает Олег Пролесковский.

«Беларусь является участником Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое уже в 2015 году должно стать основой нового интеграционного образования — Евразийского экономического союза. Специфика этого последовательного процесса «евразийской интеграции» состоит в том, что он осуществляется на рамочных условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, — пояснил Олег Пролесковский. — С юридической точки зрения это означает, что Беларусь, которая пока не присоединилась к ВТО, вынуждена в ближайшие годы либерализовать свое информационное пространство, при этом не получая соответствующей либерализации режима информационного обмена с третьими странами».

В настоящее время в Беларуси действуют 1 523 печатных, 89 телевизионных и 166 радиовещательных средств массовой информации. Подавляющее большинство печатных СМИ (1 113) негосударственные. На территории Беларуси распространяется около 4 тыс. зарубежных печатных СМИ, абсолютное большинство которых — издания Российской Федерации, а также печатные СМИ Украины, Казахстана, Германии, США, Великобритании, Литвы, Польши, Нидерландов, Италии, Латвии, Финляндии. Общий разовый тираж зарубежных печатных СМИ составляет около 1 млн. экземпляров. Распространяется более 130 зарубежных телеканалов, потенциальная аудитория которых — свыше 50% всех домохозяйств.

Олег Пролесковский также отметил, что на «этот геополитический вызов наслаивается вызов технологический», связанный с неуклонным ростом значимости Интернета как источника общественно и политически значимой информации для белорусской аудитории. Олег Пролесковский привел данные исследований ЦСПИ Белгосуниверситета, согласно которым, в 2005 году 47,6% белорусской аудитории предпочитали получать информацию по вопросам политики именно из печатных СМИ, по вопросам культуры и экономики — 44,1% и 39,5%, а из Интернета — всего 2,7%, 2,8% и 4%. «К 2012 году ситуация кардинально изменилась: Интернет опередил печатные СМИ — соотношение соответственно 34,8%, 33,1%, 27,1% у печатных СМИ и 34,9%, 33,4%, 34,9% по перечисленным темам у Интернета», — сказал министр.

Особенностью интернет-пространства, по мнению Олега Пролесковского, является абсолютная, даже порой избыточная свобода коммуникации как для потребителей, так и для производителей контента. «Поэтому обеспечение интересов национальной безопасности в этой сфере требует инициативной, опережающей политики государственных и дружественных им субъектов в работе с белорусской аудиторией. Невозможно отговорить интернет-аудиторию читать тот или иной сайт, можно лишь привлечь ее на свой сайт и таким образом повлиять на информационную картину», — считает Олег Пролесковский.

Он подчеркнул, что Беларусь сделала свой выбор в пользу информатизации общества, в пользу движения навстречу информационной революции и получения от нее максимальных выгод, а изменения в характере массовой коммуникации на территории Беларуси требуют глубокого теоретического и практического осмысления и выработки принципиально новой информационной стратегии государства, наступательной по своей сути.

«Никогда прежде в Беларуси не было востребовано такое количество разнообразных информационных продуктов: статей, фото-, видео- и аудиоматериалов, а главное — мировоззренческих и поведенческих матриц, внутри которых эти продукты генерируются, — сказал министр информации. — Как можно ответить на этот вызов? Может ли государство сформировать такое множество позиций? Каким иным субъектам должно принадлежать первенство в этой работе? Каков характер взаимодействия различных субъектов медиарынка в этих новых условиях?»

«Эти и другие вопросы настоятельно требуют сегодня своего решения. При этом крайне важно вопросы информационной безопасности, безопасности в области массовой информации и коммуникации видеть в контексте других видов безопасности», — подчеркнул Олег Пролесковский.

В работе конференции принимают участие представители спецслужб иностранных государств, академий наук, ведущих вузов и научно-исследовательских институтов Беларуси, России, Казахстана, Украины и Азербайджана. Организаторами мероприятия выступают Институт национальной безопасности Республики Беларусь во взаимодействии с Государственным комитетом по науке и технологиям при поддержке Аппарата Совета Министров, Министерства иностранных дел и Национальной академии наук.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *