У директора Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании Кирилла Казакова новый заместитель — известный журналист Иван Михайлов. Обживаться в просторном кабинете на шестом этаже бывшему ведущему программ «Спорт–кадр» и «Сфера интересов» помогает Наталья Кирсанова — коллега по телеэкрану и супруга в реальной жизни. «Первым делом Наташа принесла в кабинет вот этот полосатый кофейный набор, — кивает Михайлов в сторону чашек. — На этом и мой, и ее энтузиазм несколько поутихли. Когда–нибудь, конечно, найду применение голым стенам и пустым полкам, но, если честно, времени на благоустройство не хватает. Кресло руководителя обязывает постоянно находиться в самом центре рабочего процесса».
— На этой неделе АТН запустило в эфир второй сезон документального проекта «Судьба гигантов». На этот раз вы рассказываете зрителям истории известных советских «съедобных» брэндов. Признайтесь честно, тоже скучаете по сырку «Дружба» и мороженому за 20 копеек?
— Не то слово. Помню, как покупали с ребятами на рубль пять стаканчиков мороженого и съедали все за раз. Казалось, что ничего вкуснее на свете просто не существует. И знаете, что самое интересное? Технология производства этого мороженого за 20 лет совершенно не изменилась.
— А мне вот кажется, что у современного пломбира совсем другой вкус, не такой, как у того мороженого из детства.
— Журналисты съемочной группы тоже спросили у технолога, почему раньше мороженое было вкуснее. Ответ удивил всех: «Рецептура лакомства осталась той же. Просто раньше вам было 5 лет, а сейчас 35. Изменился не вкус мороженого, а вы сами». А ведь так оно и есть. Вспомните, например, сельдь иваси, шоколад «Аленка», рижские шпроты, «Киевский торт», «Советское» шампанское, чай со слоном… Их вкус любили все жители когда–то большой страны, но они исчезли с прилавков гастрономов вместе с самими гастрономами. «Судьба гигантов–2» — это путешествие в такой магазин, которого сейчас не найдешь ни в одном городе. Спустя десятилетия канал «Беларусь 1» вновь накрывает новогодний стол в советском стиле. Это не дань моде и не просто праздник в стиле ретро — это ностальгия. За каждым из этих атрибутов праздничного стола — жизни людей и технологии, которые значительно старше, чем каждый из авторов проекта.
— Вы ведь тоже стали автором одной из серий?
— Да, я расскажу телезрителям о том самом легендарном чае со слоном. К сожалению, плохо помню его вкус, потому что в 80–х цейлонский чай был в большом дефиците, семья могла себе позволить его только по большим праздникам. Специально для съемок я съездил в Шри–Ланку, где традиции сбора чайных листьев не меняются уже более сотни лет. И очень удивился, узнав, что самый знаменитый в мире чай появился там случайно: английские колонизаторы забавы ради привезли на Цейлон пару кустов. А они размножились и со временем принесли Шри–Ланке славу ведущей чайной страны мира. Вообще для меня каждая серия стала маленьким открытием. Вот вы, например, знаете, зачем в «Докторскую» колбасу раньше добавляли селитру?
— Думаю, для того, чтобы выглядела в витрине поаппетитнее.
— В точку! Без селитры колбаса имела серый цвет вареного мяса, а чтобы колбасные изделия выглядели розовыми и внешне привлекательными, в них добавляли нитрат натрия. В нынешнем производстве селитру давно не используют, заменяют ее другими пищевыми добавками. Какими именно — зрители узнают в одной из серий «Судьбы гигантов–2». Кроме того, наши журналисты расскажут, почему пиво «Венское» появилось в магазинах под названием «Жигулевское», откуда вышла первая бутылка шампанского под маркой «Советское» и как оно стало непременным атрибутом новогоднего застолья. Почти два десятка заводов открыли свои двери для съемочной группы и рассекретили рецепты своих самых популярных продуктов.
— Судя по рекламе и размаху, АТН в этом году рассчитывает на еще одну «Телевершину»?
— То, что в прошлом году первая часть цикла взяла Гран–при и была признана лучшим телевизионным проектом прошедшего сезона, ко многому обязывает. Не скрою, по–прежнему рассчитываем на оценку и признание не только со стороны зрителей, но и со стороны профессионалов медиасферы. Загадывать еще рано, дайте отдышаться. Будем следить за рейтингами, а там посмотрим.
— Ток–шоу «Форум» теперь тоже перешло под ваше руководство?
— Да, и с нового сезона, кстати, мы немного изменим концепцию программы, сделаем ее более интерактивной. Ведущий Дмитрий Бочков будет обсуждать с гостями не только серьезные резонансные темы, но и более легкие.
— Это какие, например?
— В данном случае я говорю о так называемых ностальжи–выпусках. Будем готовить эфиры, посвященные людям, вместе с которыми ушла целая эпоха: Стефания Станюта, Михаил Пташук… Интерес к этим персонам не только не угасает, а, наоборот, увеличивается с каждым годом.
— А как же главная «фишка» «Форума» — проблемы, аналитика, аргументы? Или сами зрители уже диктуют новый формат?
— Появление ностальжи–выпусков вовсе не означает, что народу перестали быть интересны цифры и аналитика. Как показывает практика, и те и другие эфиры имеют в равной степени одинаковый интерес со стороны зрителей. Разница лишь в самой аудитории. За счет изменения концепции мы попытаемся ее расширить. Аналитика из «Форума» никуда не уйдет.
— Руководитель российского Первого канала Константин Эрнст недавно заявил, что аналитическая журналистика стремительно теряет свои позиции. Мол, в эпоху глобальной и повсеместной информатизации людям нужны лишь факты, а дать им оценку умный зритель/читатель способен самостоятельно.
— Любое мнение имеет право на существование.
— Но вижу, что вы с Эрнстом не согласны.
— На мой взгляд, сегодня аналитика актуальна как никогда. В качестве примера приведу недавнее республиканское совещание по решению проблемных вопросов в строительной области. Президент поставил задачу: стоимость квадратного метра жилья по госзаказу не должна превышать среднемесячную зарплату по стране. Интернет–форумы мигом накрыла волна вопросов: как может «квадрат» стоить чуть более пятиста долларов? А мы в эфире объяснили, почему может, плюс подробно рассказали, исходя из каких факторов рассчитывается стоимость квадратного метра. То есть политическое заявление — это одна часть вопроса, а его экономическое обоснование — другая. Как ни крути, аналитика по–прежнему нужна нашему обществу.
— Правда, что со следующего сезона еще один проект АТН — информационно–аналитическая программа «В центре внимания» — уходит в долгосрочный отпуск?
— Информация эта и верная, и неверная одновременно. Место итоговой информационно–аналитической программы «В центре внимания» в воскресной сетке вещания займет новый проект «Главный эфир». То есть сам формат никуда не денется, итоговая программа, подводящая черту событиям уходящей недели, останется по–прежнему на первой «кнопке». Всех секретов, в том числе, кто станет ведущим «Главного эфира», раскрыть пока, увы, не могу. Следите за новостями.
Юлиана ЛЕОНОВИЧ, СБ — Беларусь Сегодня