После практики от многих студентов то и дело доводилось слышать «Мы никому не нужны…», «Мой текст порезали», «Не дали вести эфир», «Разрешили только варить кофе»… Жалоб столько, что можно целую книгу издавать. Но всегда ли они оправданы? Ведь сотрудникам редакций, принимавшим практикантов, тоже есть на что пожаловаться.
Чаще всего студенты сетуют на безразличное либо негативное отношение журналистов, мол, пришли неопытные, неумелые, а у нас тут и своих дел хватает. Как это было, например, у Татьяны Огур, студентки 3 курса (специальность «аудиовизуальные СМИ»):
– Практиковалась в дирекции информационного вещания СТВ. На студентов никто там не обращал внимания, мало кто из журналистов хотел брать кого-то с собой на съемки. За весь месяц удалось сделать только два полноценных сюжета – о дифференцированной оплате за обучение и о конкурсе «Мисс Минск-2011». С утра каждому штатному корреспонденту раздавали темы, поэтому самой что-то предлагать было бессмысленно. Иногда приходилось просто сидеть в редакции и ничего не делать: домой не всегда можно было уйти, а работать не давали. Лишь единожды мне удалось договориться с корреспондентом сделать совместный материал для программы «Дежурный по городу». А своего куратора я видела только пару раз – при знакомстве и в конце практики, когда она зашла и спросила, все ли нормально.
В прошлом году у меня была очень насыщенная практика – я сама делала сюжеты, монтировала их, писала для них тексты, договаривалась с оператором. И мне потом не было стыдно показать наработанный материал руководителю по практике в университете. В этом году я ожидала чего-то подобного, но все вышло совсем наоборот.
Вторая по частоте упоминания жалоба – непечатание материалов либо вообще неприятие тем, предлагаемых студентами. С этим столкнулось немало журфаковцев. Среди них – Екатерина Казак, студентка 2 курса (специальность «печатные СМИ»):
– Практику проходила в назете «Гродзенская праўда». Всего в редакцию в этом году направили четырех практикантов. Двоих из БГУ и еще двоих из ГрГУ. Так получилось, что я пришла позже всех. Мне сразу сказали, что устали от неоперившихся журналистов, и объяснять мне, что к чему, ни у кого нет желания.
Спросили, о чем бы я хотела писать, но сразу же добавили, что всех практикантов уже закрепили за определенными темами, а мне осталась экономика. Поэтому направили к журналисту, освещающему экономические и политические вопросы. Естественно, что никаких заготовок на новоявленную тематику у меня не было, да и мне никто не спешил на помощь. Сказали написать что-нибудь (какая четкая задача) и сдать через неделю. Я принесла несколько материалов, все они были экономической направленности, но ни один не понравился. Затем нужно было написать материал в рубрику «История любви». Ее смысл в том, что молодожены, заплатив 45 тысяч рублей, рассказывают свою историю, а ты пишешь о них материал. Именно во время выполнения этого задания меня и отправили куда подальше. Что немудрено – у людей в голове торжество, а тут я со своими вопросами. Потом еще по заданию редакции довелось взять интервью у директора заведения, где находятся люди без определенного места жительства.
Несмотря ни на что, отношение моего куратора ко мне было по-матерински заботливым, а вот остальные журналисты при любом удобном случае пытались сказать пару слов о неопытности и вообще полном непонимании мной профессионального мастерства. Всего я написала девять материалов, а опубликовали только два – оба только по заданию редакции.
***
Не спорю, есть и те, кто вполне до¬волен практикой. Но ведь и недовольных немало. А разобраться стоило бы с последними. Ведь не из пустоты появляются рассказы об урезании материалов, выполнении курьерских поручений вместо написания текстов или заданиях «напиши что-нибудь, принеси когда-нибудь». Может, так происходит, потому что редакциям тоже есть на что пожаловаться в отношении студентов-практикантов? Чтобы это выяснить, я обзвонила несколько столичных редакций, где, конечно, опровергли все жалобы и… тоже пожаловались. Если коротко, то студенты «приходят с направлением и пропадают на месяц», «ничего не предлагают или предлагают заезженные темы», «не умеют писать (снимать)», «не хотят работать». Наглядное подтверждение этому – слова Натальи Кривец, обозревателя «Комсомольской правды» в Белоруссии»:
– В этом году в нашу редакцию пришло огромное количество студентов – около пятнадцати человек. Всех их направили ко мне. Но по имени я сейчас могу вспомнить только троих. Все практиканты должны были влиться в коллектив и работать, но не смогли сами. Было решено выделить им куратора. Но ждать от куратора, что он каждый день найдет по теме для 15 человек, глупо. Да и не в этом его задача. Если оценивать уровень практикантов, то он невысок. Поражает, что студенты-старшекурсники беспомощны во всем – в поиске тем, в их разработке, в умении выстроить материал. Когда приходит первокурсник, понятно, что ему нужно объяснять очевидные вещи: какие вопросы задавать собеседнику, как искать темы, где добывать информацию. Когда это нужно объяснять студентам 4-5 курсов, я в недоумении.
Газета газете рознь. В нашем издании высокие требования. И я не считаю правильным возиться со студентами 5 курса – человек уже должен быть готов к работе хотя бы процентов на 80. А когда сидит пятнадцать студентов на планерке, идет обсуждение номера, и на вопрос выпускающего редактора «Кто возьмет эту тему?» не слышно ни одного «я», – грош цена таким практикантам.
Я получала удовольствие от работы только с тремя студентами. Они либо приносили темы и готовые материалы сами, либо ловили на лету задания, писали заметки так, что не нужно было ничего переделывать, звонить еще несколько раз собеседникам с дополнительными
вопросами.
Такое ощущение, что половина студентов приходит на практику только потому, что положено в сентябре-октябре это делать, никакого интереса к профессии у них нет. А журналистика – определенный образ жизни, профессия, в которой нужно гореть и в которой нет рабочего дня с 9.30 до 15.00.
***
И подобных историй, как говорится, вагон и маленькая тележка. Но откуда у проблемы груз, который тянет ее к земле и заставляет стоять на месте, – из аудиторий журфака, где практически нет учебных пресс-конференций, а одна учебная газета делается три месяца? Из редакций, где надо делать все так быстро, что некогда заниматься какими-то практикантами? Читатель, как же в этом разобраться? Ждем твоего мнения.
Вероника МОЛОКОВА, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»