Шведский FOJO принял в гости уже более тысячи белорусских журналистов

Статьи

За десять лет сотрудничества Шведского института FOJO с факультетом журналистики БГУ на курсах повышения квалификации на Скандинавском полуострове побывало более тысячи человек. Как же туда попасть и что там можно увидеть?

– Во-первых, нужно хорошо учиться и активно участвовать в жизни факультета, – поясняет Елена Ивановна Кононова, заместитель директора Института журналистики по международным связям. – Во-вторых, обязательное условие – посещение тематических лекций и образовательных семинаров, которые проводятся шведскими журналистами. Ближе к концу года мы проводим тщательный отбор студентов для образовательной поездки в Швецию, опираясь на их заслуги и наши возможности.

Никита Найдёнов, 3 курс:
В этом году тема программы была «Современные СМИ Швеции». Мы жили там целую неделю, побывали в шведских газетах, на общественном телевидении, радио, в самом институте FOJO, съездили в шведскую «районку». Каждый день встречались с разными журналистами. Самый известный из них — Эрик Фихтелиус. Программа была хорошо спланирована: нам, кроме того, что все оплатили, выдали проездные и деньги на мелкие расходы, провели экскурсию по Стокгольму и учли все наши пожелания – так мы попали на шведское радио и встретились с веб-редакторами. Понравилось, что сначала новость публикуется на сайте и только на следующий день, когда эта новость уже не новость, она появляется в газете в качестве основы аналитического материала. У нас был переводчик, который владел и шведским, и английским языками. В Швеции вообще многие разговаривают на английском. Порази¬ло то, что немало людей там говорит по-русски. Например, приезжаем в газету, а редактор нам заявляет: «Я плохо говорю по-русски». И начинает целую лекцию читать на русском языке. А в городе Эскильстуна начальник политического отдела Алекс Воронов и вовсе выходец из России.
Удивило, насколько остро там стоит гендерный вопрос. Например, в шведском парламенте обязательно должно быть 43 % женщин. Доходит до того, что считают количество изображений мужчин, женщин, детей в газете.

Максим Зайцев, 4 курс:
– Было интересно посмотреть на уровень шведских телеканалов, газет. Он значительно выше, чем в Беларуси, России или на Украине. Модель шведских СМИ уникальна. Она разительно отличается от СМИ бывшего Советского Союза или Запада. Главное отличие – социальная направленность. Есть чёткое разделение на общественные и частные медиа. Причём по рейтингам и качеству первые не уступают вторым, они не зависят ни от органов власти, ни от каких-то организаций или частных лиц. Есть управляющие фонды. Вся прибыль редакций идёт туда, а затем возвращается обратно. То есть получается замкнутый цикл. Но никто на этом не зарабатывает, и государство не вмешивается.

Дмитрий Горский, 4 курс:
– Меня впечатлил уровень региональной газеты Эскильстуна – Eskilstuna-Kuriren. Само издание полностью цветное, с отличной версткой и множеством приложений. У газеты есть свой сайт, который может дать фору сайтам наших ведущих газет. Удивил и тираж в 30 тысяч экземпляров, хотя в городе живет всего 100 тысяч человек, то есть газету выписывает каждый третий. Сама редакция находится в многоэтажном здании и напоминает собой медиацентр. Там мы познакомились с корреспондентом, который раньше работал в самой популярной шведской газете Expressen. На вопрос, почему ушел оттуда, он ответил, что устал от таблоидной журналистики. В своё время ему предложили поработать в Eskilstuna-Kuriren – он согласился и переехал. Уровень жизни и журналистики в региональных городках не уступает столице.

В одной из редакций был интересный момент, когда наш проводник сказал: «К сожалению, журналисты не могут сейчас уделить вам внимание. Дело в том, что наш конкурент нашел сенсацию, и надо что-то быстренько придумать, иначе мы потеряем читателей». Мы видели, что в редакции всё спокойно, хотя на самом деле идет напряженная работа.

Удалось узнать для себя и кое-что новое: для нас провели интересную лекцию по медиаграмотности. Её суть заключается в том, что журналист должен выдавать аналитику, а не сухую информацию. Ведь информацию можно почитать и в интернете. Задача журналиста – стремиться к объективности, рассматривая вопрос с разных сторон. На самом деле это очень сложно и требует определённых навыков, которые вырабатываются только на практике.

Андрей СНИГУР, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *