Почему в белорусских СМИ мало инфографики и интерактивной визуализации?

Статьи

Найти хорошую инфографику в белорусских СМИ – редкая удача. Иногда попадаются статические картинки в интернет-журналах или печатных изданиях. Изредка проскальзывают запоминающиеся примеры, которые создаются скорее по велению случая и вдохновения. Что уж говорить про интерактивную визуализацию данных. Она пока для редакций – непозволительная роскошь. На один такой проект может уйти от недели до нескольких месяцев.

«Сейчас в интернете появляется много интерактивных инфографик, – рассказывает Игорь Луцкий, первый замдиректора информационного агентства БЕЛТА. – Но флэш – дорогостоящая вещь, и перед редакциями встает вопрос коммерческой выгоды таких проектов. Поэтому в Беларуси сложно найти тех, кто занимается интерактивной инфографикой. Если посчитать, какую зарплату нужно платить команде и сколько рисунков в день они могут создавать, можно себе представить, сколько это стоит».

Тем не менее БЕЛТА – одно из немногих СМИ в нашей стране, которое регулярно работает с этим видом информации.

«Мы не делаем таких масштабных инфографик, как крупные зарубежные холдинги или информагентства. Наша задача – быстро и наглядно представить информацию. Когда инфографика нужна здесь и сейчас, завтра она уже неинтересна. И для того чтобы она не успела устареть к моменту своего выхода, нужно планировать и прогнозировать. Большие компании используют библиотеки данных и визуальных образов и собирают инфографики быстро, мы это делаем медленнее, каждая инфографика — продукт творчества. К тому же у нас нет особой специализации на этом виде, чтобы затрачивать много ресурсов. БЕЛТА старается сопровождать графикой самые важные темы и те, которые пользуются популярностью у людей. Например, пару лет назад нашу инфографику по гриппу распечатывали и вывешивали в аптеках и магазинах».

Затрачивать большие ресурсы на создание картинок белорусским редакциям и правда невыгодно. Особенно когда в интернете появляется все больше ресурсов для построения диаграмм и графиков и их автоматического встраивания на сайты. Справится даже школьник. Но в любом случае хорошая инфографика – это хорошо подготовленные данные. Если ты посмотрел на картинку и все стало понятно без описания, тогда работа удачная. А для такого результата нужно специальное образование. К слову, профессия «Аналитик данных» — это, по мнению журнала Harvard Business Review, одна из самых дефицитных профессий будущего.

«Журналистика данных занимает достаточно много времени, и немного есть желающих заниматься ею серьезно, однако в перспективе это дает конкурентное преимущество как для редакций, так и для журналистов. Сейчас специалисты по работе с данными востребованы, в том числе и в нашем агентстве», — рассказывает Игорь Луцкий.

Это перспективы, а пока главный тренд 2013 — 2014 годов в журналистике проходит мимо нашей страны. Но мы всегда можем воспользоваться чужим опытом и применить его по-своему. Сейчас редакциям СМИ невыгодно тратить ресурсы на инфографику, но ее развитием могли бы заниматься другие институты. Например, образования.

Не секрет, что для многих педагогов новые технологии становятся настоящим кошмаром. Дети сидят на уроках со смартфонами и планшетами, не обращая внимания ни на что происходящее вокруг. И можно бы списать неуспеваемость за всю эту технику и интернет, но разве в этом дело? У детей теперь другое мышление, другое внимание, другой способ восприятия. Проводя почти все свободное время в социальных сетях, где информация подается картинками, роликами и сжатыми историями, очень сложно потом браться за учебники с необъемными параграфами, множеством букв и ничего не объясняющих иллюстраций. Хотя клиповое мышление – беда не только школьников, но всего нового поколения, больше всего страдают именно они. И неудивительно, что от года к году все меньше детей успевают за школьной программой. Но попросите любого «отстающего» рассказать о чем-нибудь интересном – и он тут же выложит вам десяток фактов про животных или Антарктиду, о которых даже не все учителя будут знать.

Как это связано с инфографикой? Готова спорить, что любой школьник с ходу запомнит все ключевые события Первой мировой, если узнает о них не из учебника, а из небольшой флэш-игры. И поймет, чем ДНК отличается от РНК, если это будет нарисовано в стиле комикса на картинке. Чем переписывать каждый год учебники, меняя в них несколько абзацев, лучше бы потратить это время, например, на совершенно новый подход к иллюстрациям текстов. И найти для этого хороших дизайнеров сегодня – совсем не проблема.

Юлия ЛИЖ, www.sb.by



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *