Николай Гиргель: Работу карикатуриста можно сравнить с театром

Статьи

Когда вы открываете газету, что в первую очередь бросается в глаза? Мне, например, фото и иллюстрации. Могу подолгу их рассматривать, размышлять над тем, что хотел сказать автор своей работой. Нередко пытаюсь догадаться, как именно фотожурналист или карикатурист добился того или иного эффекта. И вот у меня появился шанс узнать все тонкости «художественной» профессии у карикатуриста «Рэспублікі» Николая Сергеевича Гиргеля.

Сцена первая. Рисунок «без слов»

– Работу карикатуриста можно сравнить с театром, где обязанности актеров, режиссера, драматурга, декоратора исполняет один человек – художник. Карикатура – театр одной мизансцены. Рисунок сейчас становится все более стилизованным, интеллектуальным, рассчитанным на образованного, информированного читателя. Картинка «без слов» понятна не только нашему читателю, но и зарубежному, она становится по-настоящему интернациональной. Скажем, темы по экологии: истощение земных ресурсов, изменение климата, исчезновение многих видов животных и растений – эти вопросы волнуют читателей всех стран.

– Николай Сергеевич, однако не только от интеллектуального уровня читателя зависит понимание карикатуры. Как можно научиться рисовать доходчиво, но в то же время не элементарно?

– Искусству карикатуры невозможно научиться – карикатуристами рождаются и вне зависимости от полученного образования приходят к этому жанру. Можно оттачивать свой талант, добиваться мастерства. Я, например, изучал творчество известных художников – Кукрыниксов, Констанина Рогова, Германа Огородникова, Херлуфа Бидструпа, Жана Эффеля – и брал с них пример. Все эти авторы разные по манере исполнения рисунка, их сразу можно узнать по почерку.

– И все-таки, к кому может обратиться за помощью начинающий художник?

– Художник-карикатурист – редкая профессия. В этом жанре в Беларуси работают Сергей Волков, Олег Карпович, Олег Гуцол, Олег Попов, Петр Козич, Александр Коршакевич, Анатолий Гармаза и другие. Но по сравнению с количеством периодических изданий – это капля в море. Однако все они люди талантливые. Думаю, они не откажут в помощи молодому поколению.

– Художник газеты для иллюстрации полосы использует не только карикатуру, но и коллаж, фотографию. Чем берет карикатура?

– Иногда она лучше всего раскрывает, дополняет текст. Карикатура «на злобу дня» может быть как самостоятельным жанром на страницах газеты, так и ее украшением. Все зависит от профессионального исполнения.

Сцена вторая. Я и мы

– А когда карикатура дополняет текст журналиста, советуетесь с автором?

– Да, стараюсь. Если мнения совпадают, это гарантия хорошей иллюстрации. Будь то коллаж, рисунок, снимок. К тому же, в утверждении иллюстрации обязательно участвует ответственный секретарь газеты. А еще я всегда с удовольствием иллюстрирую материалы молодых журналистов в газете «Рэспублiка», мне интересно знакомиться с их творчеством. Это всегда что-то новое.

– Наверное, обидно, когда Вашу работу не пускают в газету. Думаю, у художников, скажем так, студийных такого не бывает…

– Обидно быть не может. Я же выполняю свою работу! А художники, которые работают в студии, – это совсем другое. Нам, газетчикам, важна повседневная жизнь, отклики на вызовы современности, нам нужно дать подсказку читателю, как реагировать на то или иное событие.

– Николай Сергеевич, а если работа в газете не сложилась, но рисовать картины для галереи не хочется, где еще может пригодиться талант карикатуриста?

– Если бы я не попал в газету, пробовал бы иллюстрировать детские книги, искал бы место в сборниках юмора, сатиры. Но я очень рад, что работаю именно в печатных СМИ!

Справка

Гиргель Николай Сергеевич родился в 1946 году в деревне Тимошково Миорского района Витебской области. Его первый рисунок был опубликован в газете «Витебский рабочий». Карьеру художника начинал в журнале «Вожык». Затем много лет работал в фотохронике БелТА. В 1992 году перешел в «Рэспублiку». Сотрудничает с «Вестями потребкооперации» и «Юридической газетой». Николай Сергеевич – член Белорусского союза журналистов, член Союза художников Беларуси, участник и призер выставок карикатуры, плаката, шаржа. Его работы публиковались в сатирических изданиях СНГ, Болгарии, Польши, Бельгии.

Евгения ФИЛИМОНОВА, студенческая газета Института журналистики БГУ «ЖурФАКТЫ»



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *