На днях закончился пресс-тур представителей региональных СМИ России по Беларуси.
Мне довелось провести с российскими журналистами несколько дней, за которые открыл для себя довольно неожиданные параллели. После вполне понятных комплиментов о качестве наших продуктов и ухоженности городов и деревень поинтересовался мнением о развитии Союзного государства. Ответы очень удивили. Оказывается, самый успешный интеграционный проект на постсоветском пространстве у наших союзников до сих пор не нашел должного отражения в прессе и на федеральных телеканалах.
Возникают противоречивые ощущения относительно того, что его медийное сопровождение развивается в двух параллельных, практически не соприкасающихся друг с другом направлениях. В меньшей степени это касается белорусского информационного поля, в большей же верно для характеристики российского медиапространства.
Первая плоскость — это информационное сопровождение работы официальных органов Союзного государства, сведения о деятельности управленческих структур, встречах парламентариев, в общем, то, что укладывается в понятие официоза. По этой линии больших проблем, на мой взгляд, не существует, что, наверно, отражает качество работы пресс-службы Союзного государства.
Но если рассматривать общественное измерение интеграционного проекта, оценивать качество тех аналитических материалов, в которых, по идее, должны разъясняться важность и необходимость существования Союза, то здесь мы наблюдаем иную картину, которую сложно назвать позитивной. Прежде всего, отсутствует единая картина будущего Союзного государства: в чем его необходимость, какие позитивные изменения этот проект несет для населения, и главное — каковы перспективы по отношению к другим интеграционным модулям, например, Евразийскому экономическому союзу.
Если брать российскую аудиторию, то вопрос о необходимости дальнейшего развития интеграционных проектов по-прежнему относится к категории дискуссионных. Уровень знания о перспективах развития Союза достаточно низок. Многими проект воспринимается как бюрократическая инициатива, ему явно не достает элементов широкой общественной поддержки. А ведь, в конечном счете, информацию по деятельности Союзного государства можно уложить в три вопроса: почему, зачем и что дальше?
В одном из недавних своих интервью государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота совершенно справедливо отметил, что в решении вопроса о едином информационном пространстве есть два аспекта: качество и количество союзных СМИ и представленность Союза в средствах массовой информации. Мы потерялись на огромных просторах. Общественность плохо информирована о жизни своих ближайших соседей. Люди больше знают о жизни в Италии, Англии, чем в Беларуси или Казахстане. И это огорчает, подчеркнул Григорий Рапота.
Сегодня информационное пространство явно разобщено. Конечно, можно вспомнить, что существуют телерадиовещательная организация Союзного государства, газеты «Союз Беларусь—Россия», «Союзное вече», журнал «Союзное государство», приложение «Аграрный союз» раз в квартал выпускает «Белорусская Нива».
Но этого крайне мало. Со слов моих российских коллег убедился, что жители глубинки нашего могучего союзника о программах и задачах Союза осведомлены мало, если вообще знают о них. Сегодня, как мне кажется, нужна разработка комплексной программы имиджевого позиционирования Союзного государства. Это позволит серьезно продвинуться по пути его превращения в истинно общественный проект.
Александр ШЕВКО, Белорусская Нива