Она приходит без спроса в каждый дом, ее беспрерывно цитируют и ругают, за нее платят большие деньги. Она — это реклама. Многие из нас смирились с неизбежностью ее существования, многие приспособились зарабатывать на ней неплохие деньги. Но есть еще те, кто пытается ее регулировать. Речь идет о законодателях. Они решили в очередной раз уточнить правила игры в рекламном пространстве.
Стремительное развитие рекламного рынка не дает возможности законодателям почивать на лаврах, единожды приняв толковый закон. Действующий закон о рекламе датируется 2007 годом. Он уже четыре раза претерпел изменения. Последние — в 2009-м. Сейчас законодатели снова готовятся внести поправки: на рассмотрении в Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей находится очередной законопроект с поправками в некоторые законы по вопросам рекламы.
Изменения и дополнения, которые намерены принять парламентарии, продиктованы самой жизнью, правоприменительной практикой. По мнению депутата Татьяны Филимончик, разработчики документа постарались максимально учесть интересы двух заинтересованных сторон: производителей, изготовителей, заказчиков рекламы — с одной стороны, ее потребителей — с другой.
ПОЧТАЛЬОНЫ ПРОТИВ СПАМА
К категории потребителей, пожалуй, можно отнести каждого из нас. Ведь попытки оградиться от воздействия рекламы (порою весьма назойливой) чаще всего обречены на провал. Так или иначе реклама устремляется в наше сознание через радио- и телеэфир, норовит попасть на глаза с экранов билбордов и компьютеров, со страниц газет и вообще изыскивает все более изощренные пути проникновения в личное пространство человека.
Встать на защиту потребителей решили законодатели. Например, ввиду массовых жалоб граждан на громкость рекламы предлагается понизить уровень громкости звука рекламы. «Он должен быть на один показатель ниже, чем средний уровень звука той программы, которую прерывает реклама. Это закреплено в проекте закона», — пояснила депутат. В случае принятия законопроекта Совету Министров будет поручено разработать соответствующие требования технических нормативных актов, которые будут обязательными для соблюдения.
Многим из нас не раз приходилось буквально выгребать из почтовых ящиков горы рекламной продукции. Наконец мольбы жильцов избавить их от почтового спама достигли властных кабинетов. Для решения проблемы разработчики законопроекта предлагают закрепить за операторами почтовой связи исключительное право по доставке рекламных материалов (кроме рекламных СМИ) в абонентские почтовые шкафы и индивидуальные почтовые ящики. При этом каждый владелец ящика вправе прийти на почту и написать заявление с просьбой прекратить доставку рекламы в его адрес. Почта обязана будет это сделать.
ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНЕТ ЯВНЫМ
В законопроекте предприняты попытки усложнить задачу для недобросовестных рекламодателей по «навешиванию лапши на уши» доверчивым потребителям. С этой целью разработаны две поправки.
Одна из них касается сносок, уточняющих рекламную информацию. Не секрет, что сейчас отдельные рекламодатели пользуются отсутствием четких требований, например, к размеру шрифта сноски. И предлагают предсказание судьбы по телефону, делая размытую, практически не читаемую приписку о баснословной стоимости минуты разговора. «Законодательный пробел решено устранить и зафиксировать, что сноски должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не менее половины наибольшего размера шрифта основного текста рекламы», — уточнила Татьяна Филимончик. Иными словами, если текст рекламы набран 14-м шрифтом, то сноски должны быть не менее 7-го. Отдельное требование предусмотрено для сносок в рекламе на радио, телевидении и мультимедийной рекламе. В радиоэфире такая информация должна обязательно озвучиваться, а на ТВ и экранах мультимедиа — демонстрироваться не менее 5 секунд.
В интересах потребителей разработана и вторая поправка — по поводу рекламы о предлагаемых кредитах, привлечении денежных средств во вклады. Тем, кто пытается заманить людей для участия в различного рода финансово-экономических операциях, предлагают не темнить и сразу выкладывать все карты на стол. А именно, в рекламе банковского вклада банки обязаны предупредить, например, о том, что банк может в одностороннем порядке снижать проценты по вкладу. В рекламе о предоставлении кредита банки обязаны наряду с размером процентов по нему указать также размер платы банку за пользование кредитом (комиссионные и иные платежи).
А ВДОЛЬ ДОРОГИ… ЩИТЫ С РЕКЛАМОЙ СТОЯТ
Некоторым может показаться, что законопроект предусматривает сплошные «драконовские» меры по отношению к заказчикам, изготовителям, производителям рекламы. Однако это впечатление неверно. Такие меры действительно предусмотрены, но только для недобросовестных рекламодателей. Для законопослушных — наоборот. Законопроект содержит ряд новых положений, создающий более благоприятные условия для развития рекламного рынка.
Думается, многие представители рекламного бизнеса вздохнут с облегчением, узнав, что в Беларуси собираются упростить процедуру согласования наружной рекламы и расширить возможности для ее размещения. Так, после принятия законопроекта будет достаточно один раз получить согласование наружной рекламы у местных властей (не обязательно только областного или Минского городского исполкомов, как сейчас), чтобы потом размещать ее на территории любых других административно-территориальных единиц без повторного согласования.
Станет проще также получить разрешение на размещение рекламы на транспорте. Больше не потребуется согласовывать рекламу с областными или Минским городским исполкомами. Разрешение будут выдавать местные органы власти с согласия ГАИ.
Помимо этого всем желающим разрешат претендовать на размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог. В настоящее время это запрещено действующим законом «О рекламе». В результате рекламными плакатами пестрят только улицы населенных пунктов. А вдоль автодорог плакаты с рекламой не стоят. Разрешив наружную рекламу в полосе отвода дорог, разработчики рассчитывают придать дополнительный импульс развитию придорожного сервиса. При этом пространство самой дороги и над ней по-прежнему останется свободным от рекламы.
По настоянию телеорганизаций планируется снять запрет на рекламу одного и того же объекта более двух раз продолжительностью более 2 минут в течение одного эфирного часа.
СРАВНЕНИЯ НЕУМЕСТНЫ
Судя по законопроекту, есть основания рассчитывать на повышение качества рекламы. Хочется верить, что воспринимать ее станет легче после того, как рекламодателям разрешат не указывать в наружной рекламе, рекламе на транспорте и посредством сотовой связи свое полное наименование, учетный номер налогоплательщика, реквизиты лицензии.
Законодатели также собираются снять табу на использование иностранных слов в рекламе. По проекту закона, допускается написание в рекламе наименований товаров, творческих псевдонимов, оригинальных названий творческих коллективов, произведений, доменных имен сайтов на иностранном языке. По действующему закону, реклама в Беларуси может быть только на русском или белорусском языках, за исключением общепринятых иностранных терминов, рекламы в СМИ, нацеленных на зарубежную аудиторию, а также рекламы зарегистрированных товарных знаков или знаков обслуживания.
Вместе с тем законопроект наряду с некоторыми поблажками содержит и дополнительные меры для усиления контроля за качеством рекламы. Например, планируется расширить понятие неэтичной рекламы. К ней будет причислена та реклама, где сравниваются одни объекты с другими. Например, собственная «честная, беспроигрышная» лотерея с «мошеннической» лотерей конкурентов.
Одновременно станет легче бороться с распространением ненадлежащей рекламы. По действующему закону, решение о признании рекламы таковой должен принимать коллегиальный орган местной власти, который собирается, как правило, не чаще одного раза в месяц. В новом законопроекте правом выносить предписания об устранении нарушений в рекламе наделяется Министерство торговли и местные органы власти.
Время покажет, как в действительности изменится рекламный рынок Беларуси после принятия поправок в некоторые законы по вопросам рекламы. Но уже сейчас одно можно сказать точно: рекламы меньше не станет.
Екатерина НЕЧАЕВА, БЕЛТА