На исходе марта в Речице пройдет республиканская летучка руководителей региональных СМИ, которую проводит Белорусский союз журналистов. Как сделать наиболее востребованными электронные версии изданий? Возможно ли в имеющихся условиях сохранить тиражи бумажных СМИ? Сквозной темой мероприятия станет ответственность журналиста за достоверность публикаций или информации.
Словом, состоится большой и заинтересованный разговор в форме дискуссий. Но, как участник семинара, я уже слышу вопрос из зала: «А стоит ли вообще печься о судьбе тиражей, когда все чаще эксперты говорят о том, что дни бумажных СМИ сочтены?»
Действительно, такие дискуссии на медийном поле то затихают, то вновь набирают обороты. В чем их суть?
Один из основателей польской платформы нано-платежей Webnaluct, которая создана для развития и поддержки качественной журналистики, Гжегож Линденберг на лекции в Минске предположил, что если тенденция продлится, то через семь лет будет продана последняя печатная газета. Одна из наиболее известных работ этого автора называется «Будущее в журналистике принадлежит не изданиям, а авторам».
Сделаем «засечку» на этой мысли польского эксперта, поскольку в ходе анализа еще вернемся к ней, и подольем масла в огонь высказыванием уже российского теоретика медиа и автора книги «Когда умрут газеты» Андрея Мирошниченко. По его версии, агония печатных СМИ начнется около 2017 года, а в 2035-м бумажная пресса перестанет существовать.
Приведу и более оптимистические прогнозы не менее авторитетных исследователей, а пока лишь замечу, что меня всегда настораживают предсказания типа скорого конца света. Особенно если речь идет о конкретных датах. В теоретических посылах обоих авторов меня лично смущает откровенная категоричность, а главное, отсутствие каких-либо данных, основанных на серьезных статистических исследованиях. Потому и ближе позиция Алексея Савина, шеф-редактора «Российской бизнес-газеты». Итак, слово практику: «По данным исследовательского центра PEW, более 99% фактов и статей, которые обсуждаются в блогах, взяты из традиционных источников — газет, журналов, ТВ. Даже в «Твиттере» подобной информации достаточно — более 50%. Кто-то говорит об оперативности блогосферы? Так вот, по данным того же исследования, только 5% из топ-5 тем, обсуждаемых в интернете, появились в СМИ на текущей неделе, остальные значительно старше. То есть в блогосфере пережевывают мало того что чужие новости, так еще и очень несвежие».
Согласитесь, неожиданный вывод! Заметим, что по духу своей публикации в «Известиях» Алексей Савин не выглядит этаким консерватором и гонителем интернета. Просто он четко и ясно отвечает на вопрос — почему люди, особенно молодежь, или, точнее, та ее часть, которая не любит себя утруждать анализом событий и фактов, потянулась в блогосферу. Цитирую: «Потребителям хочется, набрав в поисковой строке дурацкий вопрос, получить сотню таких же дурацких ответов. Вот эта гармония, этот легкий способ заткнуть дыру внутри себя и ставит интернет вне конкуренции».
Не скажу, что последнее из приведенных заключений автора разделяю целиком и полностью. Хотя бы потому, что в нем прослеживается некая попытка избавить газетных журналистов от кошмарных снов, в которых они лишаются своей работы. Об этом, по моему глубокому убеждению, следует беспокоиться всегда. Правда, без каких-либо кошмаров.
Не могу полностью доверять и приведенному ранее выводу польского эксперта Гжегожа Линденберга. Тут чувствуется некий рекламный привкус — унизить конкурента на медийном поле. Но вот в заключительной ремарке о том, что будущее в журналистике принадлежит не изданиям, а авторам, есть, на мой взгляд, добрая половина истины. Почему половина?
Во-первых, в свое время окончательную и близкую смерть предрекали театрам, кино и даже телевидению, которые якобы не выдержат конкуренции с интернетом. И что мы видим? Не пустуют залы кинотеатров. Самые яркие и интересные проекты рождаются сегодня именно на телевидении. Так почему же должны исчезнуть газеты и журналы? Да, не выдержат гонки многие, но не все… Потому что вступает в силу вторая часть истины. Будущее действительно за авторами. Точнее, за их профессиональным мастерством. Хорошую и умную аналитическую статью вряд ли встретишь в интернете. Там все делается наспех. А посмаковать ее в печатном издании — в самый раз.
В ощетинившемся, перевернутом мире сегодня меняется многое. Все очевиднее, что общество объединяют ныне не столько цели, сколько ценности. А это уже главное поле востребованности журналистики. Профессиональной журналистики, где одинокие блогеры или болтливые активисты с форумов выглядят, может быть, и необходимыми на данный момент, но сорняками. По всему чувствуется, что само медийное поле может быть в немалой степени трансформировано, но сузится — вряд ли. Толковым, думающим журналистам работы всегда хватит. Так что обойдемся без кошмаров.
Анатолий ЛЕМЕШЁНОК, председатель Белорусского союза журналистов