Энергично и звучно начался четвертый выпуск передачи, подготовленной Брестской телерадиокомпанией по заказу Белтелерадиокомпании. С февраля по субботам «Мозговой штурм» идет на телеканале «Беларусь 2». Длится 26 минут — и с первых же секунд настроенный на выходной мозг закипает от обилия информации. Передача посвящена выживанию человека в агрессивной социальной среде. Этакая инструкция по самозащите. Лицо «Мозгового штурма» — Павел Пчелкин. Ведущий с дипломом преподавателя иностранных языков.
— Павел, поздравляю. На мой взгляд, ты очень удачно вписался в телевизионный формат, что неудивительно с твоим опытом радийщика.
— Да, шел как-то на радио на работу и перепутал двери. Так попал на телевидение. Шутка, конечно. Авторы передачи «Мозговой штурм» пригласили меня на кастинг. Победил не я — выбрали другого. Но потом отчего-то передумали и, наконец, взяли меня…
Пчелкин не соглашается говорить только о себе. Долго представляет творческую группу, среди которой немало обладателей статуэтки «Телевершина». Скажем, автор идеи «Мозгового штурма» Александра Красько в прошлом году стала лучшим сценаристом за цикл «Брестская крепость-герой». Несколько лет назад еще один фильм — «Страсть и власть» (опять Саша Красько!) — взял «Телевершину» в номинации «Лучшая культурно-просветительская программа».
— У брестской студии есть опыт работы и с развлекательными программами. Передача «Женсовет» удачно шла по «Ладу» шесть сезонов подряд, теперь «Беларусь 2» показывает проект «Под грифом «Известные» Елены Дамиевой, — Павел продолжает раздавать комплименты команде, которая причастна к появлению в кабинете директора Брестской телерадиокомпании Ларисы Добродомовой шести статуэток «Телевершина».
— А тебя в «Женсовет» не приглашали?
— В то время я пробивался на радио.
Павел Пчелкин — «народный ди-джей». Был такой масштабный проект на радио «Брест». Паша — тогда еще студент 4-го курса Брестского госуниверситета им. Пушкина — стал победителем. Мог вылететь на первом этапе, но его вместе с конкурентом, набравшим такое же количество голосов слушателей, пожалели. Оставили. Это послужило толчком, чтобы задуматься: надо что-то делать. Например, долго и упорно работать вне штата. Затем — на полставки в утреннем эфире. После была защита диплома, но педагогическая деятельность, насколько я поняла, Павла вообще не привлекла. А на радио он становился по очереди ди-джеем, редактором, программным директором… Итого уже шесть лет в эфире!
— Как-то заболел ведущий на телевидении. Попросили выручить. Я стал вести ток-шоу «Ринг». После была попытка главного редактора сделать меня ведущим рубрики в утренней программе. А однажды я снялся в рекламе. Но об этом лучше не вспоминать (здесь Павел просит добавить слово «смеется». — Прим. авт.).
— В кадре «Мозгового штурма» ты в очках, с взлохмаченными волосами. Что за образ?
У Пчелкина моментальная реакция и хорошее чувство юмора:
— Мы так бурно обсуждаем и спорим, что возникают потасовки. А если серьезно, так решили редакторы.
— В творческой группе все гуманитарии. Не боитесь браться за технические и научные темы?
— Мы много читаем. Саша Красько заставляет ходить в библиотеку. А гуманитарное образование — это хорошо. Мы смотрим на мир с точки зрения человека, который пытается во многом разобраться. И разговариваем со зрителем простым языком.
— Как, по-твоему, обязательно ли журналистское образование, чтобы делать интересные передачи на радио или телевидении?
— Прежде всего необходимо быть грамотным человеком. Далее идет творческая составляющая и желание удивлять. И, безусловно, человек, будь он ведущим, редактором, а тем более режиссером или оператором, должен быть личностью со своим взглядом, которым он хочет и не боится поделиться. Вот тогда и получается интересно.
— Где ищете темы?
— Материал было собирать легко. Суть концепции — избавляться от информационной тухлятины. Для каждой передачи редакторы придумали рубрики, в которых мы рассказываем о самом интересном: о методике эффективного запоминания, черных дырах, зарождении Вселенной, Большом адронном коллайдере, о том, какие новые знания откроются человечеству. Словом, обо всем, что есть в научных журналах или школьных учебниках. Только мы подаем информацию интересно и захватывающе.
— А какие мифы развенчиваете?
— Самые популярные. Например, о 25-м кадре. Или кактусе возле компьютера. О том, что молния бьет сверху вниз. На самом деле электрический разряд исходит также и снизу, из земли.
— В одной из передач вы заталкивали вареное яйцо в бутылку. Во второй поджигали пакет с чаем. Эксперименты с первого раза получаются?
— Нет. Пришлось сварить три яйца. А вот пакетиков подожгли штук пятьдесят. Собирали по кабинетам, пока получилось. Выяснилось, что должно быть хорошим качество чая. А вот чайный напиток, который много рекламируют, не летал.
— Как зрители приняли новую передачу?
— Пока не знаем. А вот близкие и знакомые даже записывают наши выпуски. В восторге те, кто снимался в сюжетах. Слышал, что некоторые люди присаживались глянуть программу пару минут, но смотрели до конца. Приятно!
— А супруге Алесе, которая в свое время подвигла тебя пробиваться в ди-джеи, нравится твое новое амплуа?
— Она все время видит во мне какие-то недочеты. Критикует. На самом деле, как мне кажется, она просто переживает и гордится, просто вида не подает. Алеся — мой лучший зритель, так как даже самый искрометный эфир воспринимает спокойно, мол, так и должно быть. А это, как оказалось, самый действенный и мотивирующий метод для меня.
— Телезвездой тебя не считает, как я понимаю?
— Да все мы — звезды. Цинк, медь, селен, кобальт и прочие вещества, без которых мы бы не выжили и которые пульсируют в нашей крови, роднят нас со вспышками сверхновых, настоящих звезд. А не с продуктами медиаиндустрии. Так что каждое утро, просыпаясь, повторяйте себе: я — звезда. Такой совет даю всем телезрителям. А также читателям «СБ». С хорошим боевым настроем каждый день будет удачным.
Итак, вы еще сомневаетесь, что знание — это сила? Тогда «Мозговой штурм» идет к вам. В субботу очередной выпуск. Не пропустите.
Валентина КОЗЛОВИЧ, СБ-Беларусь Сегодня