Cовременный телеведущий должен обладать энергетикой хорошего голливудского актера, чтобы в перенасыщенном информацией мире сразу захватить внимание зрителя. Мало иметь белые ровные зубы, необходима еще и голова на плечах. Когда впервые увидела на экране Дмитрия Бочкова в роли ведущего новостей, почему-то сразу ему поверила, так он убедителен и хорош. В нем нет отталкивающей вальяжности сноба, а лишь такт, чувство меры, доверительность тона и оценок. Когда Дмитрий стал вести ток-шоу «Форум», по-моему, ему удалось вдохнуть в программу новую жизнь, придать ей динамизма и скорости. Теперь всевозможные эксперты знают: придешь на программу к Бочкову — не удастся тихо отсидеться в кресле, выкладывай все, что знаешь, как на духу.
Пришло время узнать у самого Дмитрия, как ему удается справляться с порой инертными гостями студии и есть ли у жанра ток-шоу будущее?
— Дмитрий, в юные годы вы хотели создать себе имя?
— Помню, как-то случайно в школе обмолвился: «Когда-нибудь я буду работать на телевидении», и эта фраза вызвала бурный смех одноклассников, поскольку жили мы в районе Уручье — тогда молодом и забитом, и на телевидение смотрели, как на что-то из другой жизни.
— Но в БГУ на журфак вам не удалось поступить?
— В сочинении одну ошибку мне три раза засчитали. И не взяли в БГУ. Но я это пережил. Поступил на факультет журналистики в Институт современных знаний, где у меня были прекрасные преподаватели.
— В вашей биографии меня также смущает игра в КВН. Сложно представить вас, такого серьезного человека, в роли хохмача.
— Тем не менее и в КВН играл, и на радио работал.
— То есть язык был всегда подвешен?
— Да, что-то такое было: вел капустники, концерты, но к телевидению это никакого отношения не имеет. Я недавно посмотрел свой первый телеэфир семилетней давности — в программе «Дела семейные» на «Ладе» и поразился смелости руководителей, которые дали мне возможность вести этот проект. Меня там все не устраивает: от моего внешнего вида до голоса. Но как говорили обо мне опытные коллеги: «Пусть пробует. У него глаза горят».
— Вы гибкий человек? Готовы к кардинальным переменам?
— Если человек не меняется, то его место в мавзолее, на мой взгляд. В этом-то и состоит суть журналистской профессии — быть разным. Сегодня встречаешься с клоуном Полуниным, завтра — с прозаиком Прохановым, а послезавтра — с чемпионкой Цилинской. Понятно, что в каждом из этих трех интервью ты должен меняться, подстраиваться под собеседника.
— Что вы еще умеете делать, кроме ведения программ?
— На данном этапе — ничего. Но я могу научиться, допустим, чинить автомобили. Уверен, что, если жизнь потребует, смогу освоить любую профессию.
— После просмотра ток-шоу «Форум» у меня иногда возникает ощущение, что эксперты в студии что-то хотели сказать, но поленились сформулировать.
— Более того, я считаю, что ментально мы еще не созрели до формата ток-шоу. Очень немногие гости программы умеют грамотно выразить свою мысль. И в университетах, на мой взгляд, просто необходимо вводить курс риторики.
— Может быть, жанр ток-шоу морально устарел? Когда смотрела «Форум» о гастарбайтерах, например, не поняла, почему в студии не было ни одного работяги, попавшего в рабство. Не услышала живой истории, за которую можно было бы зацепиться.
— Мне часто телезрители выговаривают, мол, вы не Андрей Малахов и так далее. Думаю, не открою большой тайны, если скажу, что в России гостям ток-шоу платят деньги за участие в проекте, и они приезжают в студию из самых разных городов. Мы нашим героям предлагаем участвовать в программе бесплатно, и не всегда люди готовы откликнуться. Но вы правы, безусловно, в студии должны быть гости с настоящими историями, и мы к этому стремимся. Просто не всегда получается так, как хотелось бы.
— Какую часть подготовки ток-шоу «Форум» вы любите больше всего?
— Когда режиссеры говорят: «Стоп, снято». Запись каждого выпуска отнимает колоссальное количество энергии. Я много работаю над каждым текстом, пишу опрос, подводки-отводки, продумываю вместе с группой, как это все должно выглядеть. Ведь когда ты в кадре — всегда видно, если ты не в теме. И это для меня самое страшное. Стыдно прийти в студию неподготовленным.
— А бывали случаи, когда уважаемые эксперты отказывались прийти на ток-шоу?
— Чиновники иногда забывают о том, что надо уже к людям выходить, наконец. Не все, конечно, но многие закрылись в своих кабинетах, и на их столах, к сожалению, иногда погибают хорошие идеи. Допустим, невозможно говорить в студии о строительстве в Минске без представителей Министерства архитектуры и строительства. Но когда они не приходят, тогда я вынужден в программе сообщать о том, что мне в официальном комментарии отказали.
— И что? Ну не пришел, отсиделся, отмолчался представитель министерства. Наказывать его за это никто не будет.
— К сожалению. И до тех пор, пока официальные лица не будут нести реальную ответственность за отказ в комментарии журналисту, ситуация не изменится. Но есть и обратные примеры. Только ленивый у нас не ругает состояние дорог, правда? На одну из программ мы позвали начальника управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александра Головнева, так он получил от гостей студии просто шквал критики, резких вопросов и обвинений. Думали, больше никогда к нам не придет. Но, к удивлению, каждый раз, когда его приглашаем, — приходит, реагирует на критику и отвечает за то, чем занимается. Такой человек, безусловно, достоин уважения.
— Вам приходится сталкиваться с огромным количеством самых разных людей. Могли бы сформулировать белорусскую мечту?
— Нет. Вот это самое сложное. Сама история подталкивает нас к тому, чтобы искать ответ на вопрос, кто мы такие. И какова наша национальная идея. Могу сказать, каким я вижу белоруса, когда попадаю в любую другую страну. Это обязательно человек скромный, незаметный, которому всегда есть что сказать, но говорит он редко. И совершенно точно умеет делать свое дело хорошо. Нам свойственны сдержанность, толерантность.
— Из вашей анкеты я поняла, что вы еще и семьянин идеальный.
— Безумно люблю своих жену и сына. Без них у меня наверняка развился бы комплекс неполноценности, мне бы казалось, что я не сделал в жизни чего-то важного. А сегодня, когда ощущаю поддержку семьи, чувствую, что могу реализоваться в профессии еще больше.
— Вы карьерист?
— Наверное, да. Не в том смысле, что через 5 лет мечтаю стать большим начальником. Хочется каждую следующую программу сделать лучше предыдущей.
— Какие самые ценные качества в вас как в телеведущем?
— Искренний интерес к тому, что говорю. И огромное уважение к тем зрителям, которые нас смотрят.
— А самые худшие?
— Наверное, мягкость там, где нужна твердость. Еще точно знаю, что могу лучше вести ток-шоу, быть большим модератором, чем являюсь на данный момент.
Виктория ПОПОВА, СБ-Беларусь сегодня
Фото с сайта www.tvr.by
/strong