Чтобы продать товар, нужно знать, кому он требуется: сколько имеется потенциальных потребителей, есть ли у них деньги. В солидных компаниях выяснению этого вопроса уделяют много времени. И нет ничего удивительного, что на рынке впереди оказываются те, кто разбирается в людях и их потребностях. На туристическом рынке Беларуси ясности, кто такой, собственно, его величество господин турист, приезжающий в страну, нет. Принято считать, что это в массе своей россияне. Но факты убеждают: масса на самом деле толком не изучена.
Чтобы характеризовать массовые явления, нужно выяснить частности. А они таковы. В прошлом году, как сообщает МИД, наши посольства за рубежом выдали более 400 тысяч виз. В первую очередь разрешения на въезд просили и получили граждане Центральной Европы: Литвы, Польши, Германии, Чехии, то есть наши соседи из Евросоюза. Кроме того, консульства в США выдали более 5 тысяч виз.
Итак, налицо первая точная цифра: у нас побывало почти полмиллиона гостей из стран Запада. Это немало. И, таким образом, рушится стереотип о том, что в Беларусь из–за Буга не едут, что мы не интересны там никому.
Однако вот что любопытно. Официально туристов считают по отчетам турфирм. По ним выходит, что гостей из–за рубежа около 120 тысяч человек в год, в том числе чуть более 80 тысяч россиян. То есть получается, что остальных иностранцев всего 40 тысяч человек, в 10 раз меньше, чем выданных виз. Нонсенс!
К этому недоразумению стоит добавить, что Государственный пограничный комитет фиксирует ежегодно более 4 миллионов пересечений нашей границы гражданами других стран. Это в 10 раз больше числа выданных виз и в 100 раз больше количества зарубежных гостей, принятых через турфирмы.
Сотрудники фирм, эксперты Минспорта и туризма, Нацагентства по туризму пока не пришли к одному знаменателю, как считать прибывающих из–за рубежа. Одни говорят: если гость пробыл на нашей территории более 24 часов — он турист. Так делают в ЕС: фиксируют в гостиницах ночевки приезжих и, суммируя, получают число посетивших страну путешественников. Элементарно! Казалось бы… Но ведь не все ночуют в отелях, некоторые у друзей, на съемных квартирах.
Есть и другие нюансы, осложняющие процесс подсчета путешественников. Например, если иностранец приезжает отдохнуть в белорусский санаторий, то его не обязательно включат в число туристов. Потому что он прибыл подлечиться и вроде как не гость, а пациент. Однако тут уже дело в терминологии. А нам важно понять, насколько страна востребована за рубежом.
Рискну высказать свое предположение. Если иметь в виду, что 120 тысяч принятых турфирмами гостей — это явно далекая от реальности цифра, учитывая количество выданных виз (более 400 тысяч). Так как не все из более чем 4 миллионов пересекавших нашу границу оставались здесь хотя бы на сутки (пролетали или проезжали транзитом), то можно осторожно предположить, что туристов у нас побывало не менее миллиона.
Чтобы получить точные данные, нужно учесть определенные тенденции в современной индустрии путешествий. Люди все чаще ездят за границу сами, не пользуясь услугами фирм и останавливаясь не в отелях, а в съемном жилье. Их поймать практически невозможно, особенно если это граждане безвизовых стран. Но можно почувствовать туристский дух — на улице. Если вокруг слышна иностранная речь. Ведь какие бы цифры ни рисовали статисты, правдивую картину не создашь искусственно, а очевидное не скроешь.
p