В начале нынешнего века Бард и Зодерквист предсказали наступление нетократии – нового общественного устройства, при котором медиа и информационные сети из инструмента в руках власти превратятся в единственную реальную власть.
О том, бродит ли по миру призрак нетократии и каковы признаки ее грядущего торжества, можно рассуждать долго. Но когда смотришь новости основных мировых медиаресурсов (CNN, BBC, Euronews), складывается ощущение, что из зеркала мировых катастроф и катаклизмов они постепенно превращаются в их заказчика.
Уподобившись Паниковскому из «Золотого теленка», упорно твердящему «когда же мы будем делить наши деньги», репортажи гигантов медиаиндустрии последние полгода формируют свой «социальный заказ» — «когда же мы начнем бомбить Сирию».
Создается впечатление, что они играют в затейливое медийное буриме: на одном телеканале новоизбранный президент Франции говорит о том, что для начала военного вмешательства он созрел, нужна лишь резолюция Совбеза ООН, на другом Обама вручает медаль Свободы Мадлен Олбрайт (основному организатору бомбежек Югославии), на третьем штатные правозащитники из «Международной Амнистии» проводят тематический пикет с плакатами символично желтого цвета.
Поскольку серьезные рассуждения на эту тему некоторые наши либеральствующие соотечественники тут же объявляют «пропагандой идеологов режима», предлагаю вместо них несколько отрывков из художественного произведения – футурологического романа известного российского писателя Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» (повествование ведется от имени работника медиаиндустрии будущего, совмещающего функции военного пилота и оператора теленовостей):
«На самом деле над каждой войной работает огромное число людей, но их усилия не видны постороннему взгляду. Войны обычно начинаются, когда оркские власти слишком жестоко (а иначе они не умеют) давят очередной революционный протест. А очередной революционный протест случается, так уж выходит, когда пора снимать новую порцию снафов (новостей – А.М.). Примерно раз в год. Иногда чуть реже. Многие не понимают, каким образом оркские бунты начинаются точно в нужное время. Я и сам, конечно, за этим не слежу – но механика мне ясна… Даже не надо посылать к ним эмиссаров. Довольно, чтобы какая-нибудь глобальная метафора – а у нас все метафоры глобальные – намекнула гордой оркской деревне, что, если в ней проснется свободолюбие, люди придут на помощь. Тогда свободолюбие гарантированно проснется в этой деревне просто в видах наживы… Самым убедительным и неоспоримым видеоповодом для войны в сегодняшней визуальной культуре, как и века назад, считается так называемая “damsel in distress”… не просто «дева в печали», как переводится это выражение… “damsel in distress” предполагает, с одной стороны, угнетенную чистоту, а с другой – нависшее над ней тяжеловооруженное зло. Сгенерировать подобную картинку с любым разрешением – пять минут работы. Но такими вещами корпорация занимается только в развлекательном блоке. То, что попадает в новостные ролики, должно действительно произойти…».
Вам это что-нибудь напоминает?