Мы будем лучше ориентироваться в современном мире, если станем чаще вспоминать о том, что термины – это не действительность, а инструменты, используемые людьми для ее описания.
В стремительно меняющемся мире люди часто продолжают описывать события с помощью старых терминов – и это мешает им разобраться в происходящих изменениях и обсуждать их друг с другом. Мы остаемся пленниками постепенно ветшающих метафор и игнорируем возникающие в связи с этим парадоксы.
Так, никто не спорит с тем, что именно Запад раньше других частей мира вступил в процесс перехода к информационному, сетевому обществу. А, значит, именно там процессы формирования сетевого социального уклада идут максимально интенсивно и глубоко.
Это означает, что на условном «Западе» мы сегодня сталкиваемся со сложным полицентричным сетевым социальным организмом, у которого по определению не может быть общей цели и общей позиции по отношению к «не-Западу». И все призывы к таковым – просто декларации, апеллирующие к тем самым ветшающим метафорам из прошлого.
Если западные сети и способствует формированию сетевых структур вовне, в незападных обществах, взаимодействуя с ними – то не оттого, что у них есть некий согласованный глобальный план на сей счет, а потому что они таки являются сетями. А сети не признают межцивилизационных границ – поскольку возникают, расширяются и взаимодействуют на основе общности интересов, а не ценностей.
Когда Госдеп США или корпорация Google способствуют продвижению сетевых технологий в мире, они делают это не ради неких мифических абстрактных «западных ценностей», а преследуя конкретные интересы – сетей или сетевых альянсов, к которым они принадлежат.
Когда мы называем интернет-сети оружием Запада, обращенным против не-западных обществ, мы забываем о том, что он сам уже давно «жертва» этого оружия. Которое породили не Пентагон, ЦРУ или Госдеп, а экономические изменения и их социальные последствия.
Просто в силу того, что западные общества, породив этот феномен, столкнулись с ним раньше других, они смогли изучить его и вооружить свои правительства и корпорации необходимыми знаниями по управлению процессами в сетевом обществе. И пока они в этом отношении опытнее тех стран, где сетевые общества находятся на стадии формирования.
Сетевые технологии в инструмент гегемонии западных организаторов сетей может превратить лишь одно – неготовность к умелому обращению с ними в незападных странах.
Так что если не все, то очень многое здесь зависит от нас самих.