— Значит, мебель и все домашние вещи мы разделим поровну безо всяких скандалов. Ты согласна?
— Конечно.
— И давай договоримся, что мы сохраним нормальные человеческие отношения. Если встретимся, спокойно поздороваемся.
— Обязательно.
— И во время самого развода мы будем вести себя корректно, без всяких выпадов и упреков. Согласна?
— Согласна.
— Ну и прекрасно. Осталось решить, на какой день мы назначим свадьбу.
Шутки шутками, а в жизни порой как в анекдоте. Статистика говорит о том, что практика заключения брачных договоров в Беларуси с каждым годом получает все большее распространение. Однако цифры пока не слишком впечатляют. Две тысячи с небольшим – такое количество брачных контрактов регистрируется в Беларуси ежегодно. С одной стороны, это, возможно, практичный деловой подход к жизни и определенные гарантии. Но, с другой, есть в этом какая-то нотка недоверия друг к другу. Получается, ты заранее настраиваешь себя на то, что любовная лодка разобьется о быт.
Брачный договор уместен, когда в загс идут люди, которым есть что терять, если вдруг грянет гром….Ну, к примеру, Роман Абрамович и Дарья Жукова решили прописать в контракте, кому в случае развода достанется половина острова Сент-Бартельми…Здесь все понятно и логично. А когда два молодых создания, у которых в наличии лишь «хрущевка» или подержанная иномарка, то не стоит и заикаться о таком документе. Зачем портить друг другу нервы и сеять зерна недоверия? На пороге ЗАГСа совсем не хочется думать о разводе и его результатах. А предложение второй половины заключить брачный договор может быть воспринято как признак недоверия или даже корысти. Смешно выглядят молодожёны, венчающиеся в церкви, в то время как на брачном договоре еще не высохли чернила. Выходит, любовь любовью, а табачок врозь.
Страховка – это почти всегда хорошо. Однако когда мы заключаем договор страхования – КАСКО или страхование домашнего имущества — речь идет о сугубо материальных объектах (разбил машину — получил компенсацию). А заключая брачный договор, мы будто бы хотим возместить потерянные чувства деньгами. Но сделать этого, увы, невозможно. Осадок, как в том анекдоте, все равно останется.
Кроме того, каким же изощренным юристом в душе нужно быть, чтобы, заключая брачный договор, заранее спрогнозировать возможные варианты развития негативных событий?!… Я, например, верю, что мысль и образы, которые часто рождаются в сознании, могут материализоваться, а в таком случае возможность «страхового случая» увеличивается в разы.
Немецкий философ Кант утверждал, что концепция договора ни в коем случае не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду что-то временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается смертью людей. Правда, Канту было легко такое заявлять, ведь он женат не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел.
Нельзя, конечно, отрицать того, что действительно случаются ситуации, когда жалеешь, что не подстелил соломку, прежде чем упасть. Недавно знакомая риэлтор рассказала о том, что часто сталкивается с проблемой раздела имущества. Вот недавний сюжет из практики. Семья имеет двоих детей. В собственности – «двушка». Родители жены купили ей однокомнатную квартиру, оформили на нее одну. И вот пара разводится. По закону (а так муж впоследствии и делает) он имеет право на долю и в «двушке», и в однокомнатной. Если все это «хозяйство» сложить и поделить, то ОН и ОНА остаются в скромных однокомнатных «хрущевках». Мужчину, возможно, такой вариант устраивает. А каково женщине с двумя детьми на руках?
«Конечно, в этой ситуации мужчина должен был поступить как джентльмен, уйти с чемоданчиком, — считает риэлтор. — Но когда дело доходит до раздела имущества, все человеческое в супругах затухает, как правило. И тут уже не до жиру…. Мелкие склоки, как известно, порождают большие пороки. А когда молодые связывали себя узами Гименея, делить было нечего, думали, что жить будут долго и счастливо и помрут в один день… Если бы был договор, можно было бы оговорить, что имущество, купленное родителями одному из супругов, остается за ним при разводе. А теперь приходится извращаться и искать пути в законе, как сделать так, чтоб было более-менее справедливо».
Согласна, последнее дело обидеть женщину, мать твоих детей, и заставить жить в крохотной квартирке, где даже коту места мало. Но мы чаще печемся о женщинах. А я видела, как развелся мой кузен. Ушел, оставил все, только, как говорится, фикус забрал. Пришло сие великовозрастное дитя в 35 лет к мамке жить. Шесть лет понадобилось, чтобы приобрести себе квартиру, и все эти годы он ни с кем не заводил серьезных отношений. Да, забыла сказать, он также исправно платил алименты, причем немалые. Кабала – иначе не скажешь. Но разве в его случае брачный договор помог бы? Ведь закон капитально защищает мать с малолетними детьми. Особенно в квартирном вопросе. Ну отсудил бы братец несколько метров полезной площади, а дальше что? Они ему погоды все равно не сделали бы.
Моя подруга говорит: «Брачный договор — штука полезная, потому что люди ненадёжны по своей природе. И ты никогда не сможешь предугадать, как изменится твой муж через десять или двадцать лет и как сложится твоя жизнь. А кушать хочется всегда… Хотя когда представляю, что мой Петр, «законнорожденный» супруг, в свое время стал бы настаивать на брачном договоре… Это очень обидно. Даже больно, пожалуй».
На мой взгляд, брачный договор – это не простая бумажка, которую вы подписали и забросили в дальний ящик. Это документ, который ежедневно напоминает одному, что его «бабки» надежно защищены, а второму — что он в положении приживалы… Как вам кажется, это способствует сохранению брака?
Если цель замужества или женитьбы — получить материальные блага, то защититься до конца брачным контрактом все равно не получится, хотя, несомненно, что-то в таком случае «отбить» можно.
…Те, кто переживал развод, знают, как это больно! Начинают делить сервизы, вилки, ложки, кружки, хотя на самом деле понимают, что это мелочь. Привкус от самого развода остается еще долго. Что поделать, не научились мы еще цивилизованно расставаться. «После меня хоть потоп» — с такой установкой некоторые отправляются в суд для «разбора полетов». И брачный договор сохранить лицо не поможет. Плавали, знаем…