Накануне 20-летнего юбилея «Рэспублiкi» мы решили выяснить, есть ли еще в мире газеты с таким же названием. И что же? Отыскался, как минимум, десяток изданий, несущих это гордое имя на самых разных языках. Мы созвонились лишь с некоторыми из них и, тем не менее, выяснили много любопытных фактов из жизни наших коллег на разных континентах.
Первым делом, конечно же, связались со знаменитой итальянской «La Repubblica». Это крупнейшая газета страны, подарившей миру Колизей, пиццу и комиссара Каттани. Ее тираж ни много ни мало 460 тысяч экземпляров, а число читателей зашкаливает за 3,3 миллиона в день.
Замредактора цифровой версии «La Repubblica» Рафаэлла Меничини вспомнила о связях между Беларусью и Италией многое. Например, о том, что в 2009 году Сильвио Берлускони стал первым за долгое время европейским премьером, посетившим нашу страну.
— Экономические контакты между итальянцами и белорусами всегда были тесны, — добавила она. — Еще одна область, где мы связаны, — помощь детям-сиротам и детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС. Многие из них были усыновлены итальянскими семьями или приглашались в гости на лето.
Зная, что итальянцы помешаны на футболе, мы не могли не спросить о спортивных контактах. Не зря же БАТЭ не так давно чуть не выиграл у именитого «Ювентуса»! Но здесь нас ждал сюрприз — оказывается, итальянские женщины, так же, как и белорусские, совсем соккером не интересуются:
— Ох, я не тот человек, у которого про спорт спрашивать надо! Хотя, насколько слышала, вы, ребята, в футболе сильны…
Зато Рафаэлла поведала любопытный анекдот, связанный с названием «La Repubblica».
— Этот случай произошел с нашим корреспондентом в Лондоне несколько лет назад. Попав на аудиенцию к королеве, он постеснялся произнести название газеты «Республика» (все-таки монархи всегда питали некоторое недоверие к республиканской форме правления. — Прим. авт.) и представился Елизавете репортером журнала «Лошади». Не знаю, легенда это или факт, но такая история ходит по нашим кабинетам.
В США газета с нужным названием тоже нашлась. Ею оказалась «The Republic» из города Колумбус, штат Индиана, называемый еще почему-то штатом верзил. Трубку поднял заместитель редактора Гарри МакКоули:
— Я знаю, пожалуй, лишь то, что Беларусь — одна из бывших постсоветских республик, но вот что дальше…
— А если мы подскажем, что столица — Минск?
— Ах да, вы еще сыграли большую роль во Второй мировой войне.
— Так точно!
Как выяснилось, американская «The Republic» очень старая газета. Она публикуется аж с 1872 года, и на протяжении всего этого времени ею владела одна и та же семья.
— Первоначально газета называлась «Вечерний республиканец», поскольку была рупором республиканской партии. Но в 1969 году было решено придать ей более независимый статус, и имя изменили на «Республику». Любопытно, что когда мы это сделали, то сразу же потеряли большое число читателей, которые на нас обиделись. Они, само собой, были членами республиканской партии.
Один из самых звездных моментов «The Republic» пережила совсем недавно — в 2008 году, во время наводнения местной Белой реки. Вода нанесла городу огромный ущерб: например, целых 6 месяцев пришлось обходиться без больницы — ее полностью затопило.
— Все это время наша газета продолжала бесперебойно освещать события как в печатной, так и в онлайн-версии, сообщая людям важную информацию, где найти медпомощь, как кипятить воду… За помощь в преодолении последствий катаклизма мы получили ряд наград — как штата, так и национальных.
Напоследок мы поинтересовались у Гарри, часто ли к ним поступают такие звонки, как наш.
— Нет, конечно! Я очень рад, что вы позвонили. На самом деле, это своего рода момент откровения какой-то… Никак не ожидал, придя с утра на работу. Вы, можно сказать, «сделали» мой день.
— Спасибо.
— Удачи с празднованием!
Дозвониться в Южную Осетию, где с 1995 года издается газета «Республика», оказалось еще труднее, чем за океан. Мы многократно набирали телефоны редакции, других газет и даже местного комитета печати и информации — то длинные гудки, то «набранный номер не существует». Наконец трубку сняли в информагентстве «Осинформ». Там же нам и подсказали мобильный телефон редактора «Республики» Андрея Кочиева.
— Удивляться нечему. В Цхинвал всегда было нелегко дозвониться, а после августовских бомбежек 2008 года тем более. В большей части города еще не восстановлена телефонная связь. На машине по центру не проехать: многие улицы перекопаны, строители ведут новые коммуникации, — описал по нашей просьбе происходящее Андрей Алверович. — Город восстанавливается и напоминает огромную стройплощадку. Вот и под окнами редакции вырос молодежный спортивный комплекс.
Мы решили узнать, какой материал выйдет в ближайшем номере «Республики» на первой полосе.
— Статья будет посвящена проблеме снабжения Цхинвала питьевой водой, — ответил редактор. — Три года назад во время бомбежек был разрушен водовод. Так или иначе, большинство тем связаны с войной. Мы же до сих пор, выезжая за город, пользуемся картами, на которых отмечено, где нет неразорвавшихся снарядов. Сама газета родилась в войну, 16 лет назад, а с 1989 года в регионе постоянный конфликт.
Тираж южноосетинской «Республики» — 3 тысячи экземпляров. Не так и плохо для еженедельника, если учесть, что в регионе живет всего 90 тысяч человек.
В конце разговора мы поинтересовались у Андрея Кочиева, что в газетах пишут о Беларуси.
— Мы знаем, что ваше сельское хозяйство — одно из лучших на постсоветском пространстве. Но если не принимать во внимание Интернет, то объективной информации о Беларуси сюда доходит совсем немного.
Последней в нашем списке медиатезок стала самая крупная газета южноамериканской Колумбии — «La Republica». Она, кстати, как и белорусская, специализируется на экономической тематике. И, между прочим, отмечает в этом году свое 70-летие.
— Никогда не был в Беларуси, зато два раза был в России, — рассказал шеф-редактор «La Republica» Рикардо Моралес. — Но сейчас, узнав, что у вас тоже есть газета «Республика», мне бы очень хотелось приехать к вам в гости. Дело в том, что существует газета с точно таким же названием и в Гондурасе, мы с ней подружились и сотрудничаем, а теперь могли бы расширить географию.
— Сложно ли быть журналистом в Колумбии?
— В общем-то, нет. Пять курсов университета — и вперед. Журналистика очень хорошая стартовая площадка. Многие затем становятся писателями, как, например, Габриэль Гарсиа Маркес. Наша страна вообще знаменита кадрами для массмедиа. Очень много колумбийцев работает на телекомпанию CNN, на китайское Синьхуа, на СМИ Великобритании, Франции, Испании… В России, например, у нас трудится выдающийся журналист Педро Плабихо.
— Недавно в Беларусь с концертом приезжала ваша певица Шакира…
— Кроме Шакиры, есть и другие представители Колумбии, несущие миру положительный заряд. Есть, например, еще такая группа «Хуанес». Плюс нашу страну знают по спортсменам, особенно футболистам.
— Вы уж извините, но не можем не спросить о проблеме наркотрафика…
— Да, к сожалению, Колумбия — один из самых крупных поставщиков наркотиков в мире. Хотя надо сказать, что в основном трафик проходит не через простых колумбийцев, а через мафию, в том числе и через европейскую, русскую, африканскую. И государство, и общество борются с проблемой, и мы много пишем о ней. Но в этом бизнесе крутятся очень большие деньги, и уничтожить его пока не получается.
Понятно, что обзвонить все «Республики» мира мы не могли. Газет с таким названием достаточно много. Например, издаются они еще в Аргентине, России, Бразилии, Индонезии, Коста-Рике, Литве и Перу… В общем «наши» есть по всему земному шару. Исключая, наверное, лишь Антарктиду. Но, кто знает, может, позвонить?..
Николай ГРАДЮШКО, Владимир СТАТКЕВИЧ, Рэспублiка
На снимке: заместитель редактора «The Republic» (США) Гарри МакКоули был рад получить по почте белорусскую «Рэспублiку».
Фото: Джо ГАРПРИНГ, «The Republic»
Авторы благодарят за помощь в подготовке материала Каролину ТАРАСЕВИЧ