Владимир Волчков: Терроризм – очень сложная для обсуждения в СМИ тема

Статьи

Всем хорош Интернет. Достаточно в нем и интересных, и полезных данных. Но, самое ужасное, одновременно он развязал всем языки на правах относительной анонимности. Каждый «лупит» словами, не задумываясь ни об их смысле, ни даже печатности выражений.

О полезности глобальной сети написаны несметные тома, в большинстве своем правдивые. Но любое техническое достижение можно извратить до неузнаваемости, даже при добросовестных изобретателях. В мирных устоях отцов-основателей Всемирной сети сомневаюсь. Многие пользователи уже и не знают, что Интернет зародился в недрах американского военного ведомства: в 60-е там решили объединить «проводами» несколько серверов. Потом эта локальная информационная система пошла в «гражданский» тираж. И накачала самой разнообразной информацией весь мир.

Взрыв на станции метро «Октябрьская» буквально взорвал информационное пространство. Любая трагедия, а тем более теракт, требует обсуждения. Общество обязано реагировать на такие угрозы. Но освещение терактов – очень тонкий момент, требующий серьезного этического подхода и осмысления ситуации. Ведь цель любого подобного действия, независимо от заказчиков, исполнителей и их мотивов, — наделать побольше шума. Причины могут быть различными: дестабилизация общества, создание очагов напряжения, привлечение через трагедию внимания к деятельности определенных организаций. А иногда же цель террориста — доказать свою значимость, показать собственную силу, власть… Такой способ самовыражения может зародиться только в достаточно воспаленном мозгу. Тем не менее такие люди встречаются в обществе. Но эти социальные изгои желают, чтобы о них говорили, об их поступках писали, чтобы картинки трагедии преподносились как можно страшнее и красочнее. Вспомните хотя бы мотив убийцы Джона Леннона, который на суде заявил: он просто хотел прославиться, написать свое имя на скрижалях истории. Пускай и кровавой.

Поэтому терроризм – очень сложная для обсуждения тема, требующая соответствующей подготовки от журналистов. Увы, некоторые коллеги по цеху оказались не готовы к освещению таких событий. Одни сделали упор на натуралистичность, сфокусировались на кровавости событий, что отражали отдельные кадры. В некоторых странах, сталкивающихся с проявлением терроризма часто, публикация подобных фотоснимков считается пособничеством преступникам, ибо служит достижению их целей – посеять страх в обществе.

Например, в Израиле пресса и телевидение договорились: не снимать место трагедии ближе чем на 10-метровом расстоянии, ни в коем случае не показывать трупы, особенно изуродованные. И такие подходы не мешают освещать события, но вносят в репортажи общественный конструктивизм, без циничной беготни за сенсациями.

Заниматься высасыванием «новостей» из пальца некоторые издания продолжали всю неделю. Особенно извращались в этом направлении «свободолюбивые» порталы. И если в публикациях еще пытались соблюсти хотя бы видимость этичности, то в форумах мало кто выбирал выражения. Немало нашлось пользователей, которые почувствовали себя специалистами в вопросах расследования терактов. Начали «обсасывать» вопрос: возможно ли было вычислить бандитов за столь короткий срок? Господа, перед тем как писать комментарии, не постесняйтесь почитать хотя бы учебник по криминалистике и оперативно-розыскной деятельности. Поэтому разглагольствовать о правильности действий правоохранителей в расследовании событий 11 апреля, выдвигать пустые версии – заниматься целенаправленным нагнетанием обстановки. Досужие домыслы имеют право на жизнь, но лучше их оставить для кухонных дискуссий и не выносить на общественный суд.

Террорист не имеет личных мотивов ненавидеть пострадавших. Поэтому буквально каждый подвергается опасности. И для предотвращения таких злодеяний, кроме целого комплекса различных мер, необходимо обеспечить неотвратимость наказания подобных злодеяний. Или даже косвенного в них участия. Безосновательное же муссирование версии о «назначенных козлах отпущения» создает вокруг задержанных ореол мучеников.

Любая трагедия воздействует на умы. Одних повергает в шок, у других вызывает агрессию. И она подогревается различными инсинуациями. А люди-то в Интернет разные заходят. В том числе и с неустойчивой психикой, которых иные «интересные» мысли способны подтолкнуть к каким-либо действиям.

Чего только стоят стремления некоторых журналистов «рассекретить» задержанных. А какая цель? Во-первых, люди, которые находятся в СИЗО, пока только подозреваемые. И причастность к событиям 11 апреля каждого из них должно выяснить следствие, а потом и суд. Разбирательство по делу пока ведется только вторую неделю. За это время практически невозможно восстановить всю картину подготовки преступления, выяснить все связи подозреваемых… Раньше времени публиковать фамилии задержанных – провоцировать в обществе очередную волну насилия.

Пытаться придать событиям 11 апреля хотя бы слабую политическую окраску – создавать нить накала. И вести разговоры о приверженности задержанных определенным политическим идеям вредно в принципе. Недаром в России, в которой, увы, теракты не редкость, вывели формулу: преступники должны быть обезличены – без национальности, партийной принадлежности и других признаков.

Наверное, пишущей братии (имею в виду не только профессиональных журналистов, но и активных посетителей различных интернет-ресурсов) целесообразнее сконцентрироваться не на выстраивании «дутых» версий, а осмысливать произошедшее. Выпустить очередную версию, предположение, теорию не проблема. Вопрос, как любой, даже неумышленный, информационный вброс способен отразиться на читательской и зрительской аудитории. Терроризм страшен не только многочисленными жертвами, но и своим влиянием на моральное состояние общества. И тогда информационный фактор становится превалирующим в борьбе с этим злом. И, естественно, каждый, кто берет в руки камеру или садится за клавиатуру, должен осознавать персональную ответственность: каким катализатором могут сработать его измышления, заправленные «острым перчиком»…

Владимир ВОЛЧКОВ, Рэспублiка



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *