“Но в этой бездне шепотов и звонов / Встает один, все победивший звук…” — так писала Анна Ахматова о муках творчества, собственного и не только. И однажды этим единственным звуком стал голос незабвенной Галины Вишневской, исполнявшей вокализ. Его уже немолодая и часто хворающая поэтесса услышала по радио, лежа на койке в Боткинской больнице. Услышала и написала стихи, столь же прекрасные, как и то, о чем пела без слов певица.
Так столкнулись два таланта и две страсти, явив миру громы и молнии своей души. И как же мы благодарны им за это!
С чего это я вдруг о страсти, да еще в контексте таланта? Во-первых, обещала этой темой закончить рассказ о приезде в Минск и встрече с читателями популярной писательницы Дины Рубиной. Во-вторых, “страстный талант” неожиданно увиделся в совсем земном происшествии: российский путешественник Федор Конюхов, мужчина уже немолодой, все же пересек на лодке в одиночку Тихий океан и благополучно причалил к австралийскому берегу. И вряд ли история личных рекордов одержимого переменой мест человека на этом закончится. Такова уж природа талантливых и страстных.
“Я благоговею перед талантом и страстью”, — сказала Дина Рубина, отвечая на вопрос о том, как она ищет и выбирает героев своих романов, повестей и рассказов. При этом ее истории очищаются от ненужных деталей, бездарно прожитого времени, лишних людей. У ее героев нет ощущения, что они совершают совсем не те поступки, которые им надо совершить, — то, что нас постоянно преследует в жизни. Новый роман писательницы “Русская канарейка”, третью книгу которого будем ждать нынешней осенью, тоже результат встречи с талантливой и страстной личностью и подтверждение тезиса: жизнь — черновик литературы. Однажды на читательском вечере поклонник Рубиной вместо того чтобы попросить автограф, оставил презент — собственную книжицу. Это была, скорее, брошюра о многолетних наблюдениях за жизнью птички, русской канарейки. И когда Дина, которая, по ее же словам, все подбирает, улавливает, подглядывает, чтобы потом художественно переработать, полистала эту книжонку в гостинице, уже через несколько страниц поняла: название у эпохального романа есть!
…Те, кто видел, как дирижирует оркестром Владимир Спиваков или как играл на виолончели Мстислав Ростропович, кому повезло побывать на концертах других отечественных и зарубежных знаменитостей или увидеть о них передачи воочию, что называется, лицезрели объединение таланта и страсти. И благодаря этому начинали верить, что, возможно, музыка — действительно все, что осталось нам от рая.
Впрочем, только ли поэзия и музыка рождаются страстью и талантом? А живопись, танец! Про иных и вовсе говорят — живет талантливо. Еще умеют талантливо и страстно любить, причем созидающей, а не разрушающей любовью. Где-то прочитала недавно: талант дается чистым помыслами и душой. Хорошо бы всегда так было!
А вам попадались в жизни талантливые и страстные люди?