Балет дешевле столовки

Блоги

Недавно с супругой и младшим сыном посетили балет «Спящая красавица» Чайковского в нашем академическом театре оперы и балета. Билеты брали почти за две недели, но достался только бельэтаж, да еще и последний ряд. Спектакль и музыка прекрасные, а вот со зрителями вокруг нас явно не повезло. Половину ряда заняла семья в составе бабушки, папы, мамы, дочки-подростка и совсем маленького мальчика. Может, проездом с вокзала, может, просто погреться, на экскурсию или перекусить эти люди пришли на балет. Исходя из того, что стоимость билета в этом секторе зала была 40.000 рублей (Ред. – 4 доллара), похоже, что посещение театра для них обошлось дешевле столовки.

Сразу после начала спектакля отец семейства стал литрами пить минералку, с соответствующим выходом газов… Видимо, спасал печень после вчерашнего. Мама начала распаковывать печенье, колбасу и сыр, дабы покормить младшего. Старшая девочка не вылезала из телефона, пила пепси и все время возмущалась затянувшимся спектаклем. Интеллигентнее всех оказалась бабушка. Она потихонечку доставала из пакетика, распаковывала из фольги конфетки и поглощала их одна за другой. На возмущение окружающих фольгу она начинала сминать медленнее, при этом оппонируя, что искусство, между прочим, принадлежит народу.

Действительно, после победы Октябрьской революции 1917 года появился лозунг: «Искусство должно принадлежать народу!» Обнаружил историческую справку, где Ленин в беседе с К.Цеткин, Н.К.Крупской и М.И.Ульяновой говорил: «Важно также не то, что дает искусство нескольким сотням, даже нескольким тысячам общего количества населения, исчисляемого миллионами. Искусство должно принадлежать народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Идея, в общем, красивая, хотя, как показала жизнь, и весьма спорная. С годами выяснилось, что интеллигентнее, порядочнее и культурнее советское общество в отношении к царской России и миру в целом так и не стало. Но о гегемонии пролетариата я уже писал.

Коль я обратился к истории, упомяну еще несколько фактов из архивов того времени. Самой яркой иллюстрацией попыток рабочего класса овладеть культурным наследием являются рабкоровские отзывы об опере и балете. Здесь действительно обнаруживается пропасть: «…зачем нам, рабочим, показывают вещи, которые отжили, да и ничему не учат? – возмущается рабочий после оперы Чайковского. – Все эти господа (Онегин, Ленский, Татьяна) жили на шее крепостных, ничего не делали и от безделья не знали куда деваться!»; «Нам кажется, что «Пиковая дама» по своему содержанию совершенно устарела и ее пора снять с постановки»; «Опера «Демон» навевает скуку. Многие рабочие недоумевают, кому служат наши русские театры и для кого играют заслуженные народные артисты?»

Прошло почти сто лет, поменялось ли что-то с того времени? Думаю, что да. В широком понимании образованности и информированности общества в целом, нежели в желании абсолютного большинства ходить на балет. От того, что классическое искусство стало доступнее, оно не стало более востребованным. Хотя, конечно, в погоне за общими показателями окультуренности населения можно отыскать проценты, свидетельствующие об увеличении интереса к классическому театру.

Вопрос другой: а нужно ли действительно всем подряд посещать оперу и балет? В конце концов, есть широчайший спектр развлечений: эстрада, народное творчество, мюзиклы, киноиндустрия, дискотеки, телевидение, радио, интернет… Почему же эта семья пришла именно на балет Чайковского? Можно, конечно, предположить, что были тому и глубоко духовные порывы, но мне так не показалось. Я специально в начале своего материала упомянул цену билета – 40.000 белорусских рублей. Пойти в кинотеатр на 3D-сеанс обошлось бы дороже. Тогда зачем делают такие цены на билеты в академический Большой театр оперы и балета Беларуси? В погоне за зрителями, из боязни полупустого зала, в угоду показателям культурной образованности населения страны? И это на фоне того, что на заезжих, да и на своих звезд стоимость билетов варьируется от 700.000 до 2.000.000 рублей. Мои постоянные читатели помнят блог «Дорогая наша Дженнифер Лопес!», где говорилось, что билет на эту диву стоил в Минске более миллиона рублей. Тогда к моему блогу наш читатель Леонид из Лондона написал интересный комментарий. Вот дословно: «Концерт Мадонны на площадке в Гайд-парке. Места у сцены — 140 фунтов. Чуть подальше — 75. А кто такая в шоу-бизнесе Дженнифер Лопес рядом с Мадонной? А вот какие цены на Хворостовского или Нетребко в Лондоне. В Альберт-холле, «Ковент-Гарден» или Барбекане. Партер – 750 –1.000 фунтов, галерка — 450…»

Только не обвините меня в том, что автор призывает сделать в оперный театр билеты по тысяче долларов. Мне в лондонском рассказе интересен сам подход и система расстановки приоритетов в обществе. Она более искренняя. Да, эстрада для всех. А еще есть пабы, где большая часть англичан заливается элем. И они даже не знают, где этот «Ковент-Гарден». И все общество от этого сильно не страдает. Так что не стоит белорусским «зоркам» взвинчивать на свои выступления цены. А балет пусть остается не для всех. Да и не хотели бы его все, если бы стоимость была адекватной. Мы это проверили на себе, когда взяли более дорогие билеты за 100.000 в партер на другой спектакль. Иные окружение, эмоции, лица, одежда и само восприятие спектакля. Вообще, поход в театр исторически был особым событием. Все готовились заранее, подъезжали на экипажах, дамы надевали украшения и лучшие платья, мужчины – смокинги и лаковые туфли. Виссарион Белинский писал: «Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!.. Вы здесь живете не своею жизнью, страдаете не своими скорбями…»

Понимаю, что мой блог весьма противоречив и породит различные мнения. Что ж, с удовольствием опубликуем ваше отношение к этому вопросу, пишите!



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *