НАВСТРЕЧУ ПОБЕДЕ
Было раннее утро 8 мая 1945 года. На Центральном аэродроме, располагавшимся тогда на месте нынешнего Московского аэровокзала, стояла непривычная тишина. Солнце только-только начало подниматься из-за горизонта, и его лучи по-весеннему ласково ложились на уставшую от войны землю. Возле боевого, израненного осколками и отлетавшего в огненном небе войны не одну тысячу километров самолета ЛИ-2, стоял экипаж во главе со своим боевым командиром Алексеем Ивановичем Семенковым. Все они с нетерпением ждали прибытия на аэродром высокого командования. Еще накануне их вызвали в штаб и сказали:- Завтра у вас будет ответственный полет. Конечный пункт посадки – Берлин. Готовьтесь тщательно!
И вот со стороны служебных зданий показалась группа легковых автомобилей. Из черного лимузина, ехавшего впереди и резко затормозившего у самолета, легко и быстро вышел начальник Главного управления гражданского воздушного флота страны Маршал авиации Ф.А.Астахов. Подойдя к Семенкову, он сказал:
— Этот полет Алексей Иванович сродни твоим боевым вылетам. Принимай его как задание Правительства!
Война еще продолжалась. В отдельных районах остатки фашистских войск оказывали ожесточенное сопротивление, не веря в свое поражение.Подлетая к Берлину, экипаж был взят в плотное кольцо краснозвездных истребителей, которые сопровождали их до самой посадки на аэродроме Темпельгоф. Незадолго до этого, делая круг над немецкой столицей, самолет начал снижаться вблизи поверженного Рейхстага, над куполом которого уже гордо реяло победное знамя, водруженное там бесстрашными воинами 756-го полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии М.А.Егоровым и М.В.Кантария.Это было Знамя Великой Победы страны Советов над фашизмом – ударным отрядом международной реакции.
Логово фашистского зверя горело. Не скрывая своих чувств, все испытывали настоящую радость. В тот же день в Берлин прибыли представители и других держав-победительниц. Экипажу Семенкова было приказано никуда не отлучаться и держать самолет в полной готовности к вылету. Долгожданная команда «На вылет!» пришла приблизительно в час-два ночи 9 мая 1945 года. К самолету подъехали несколько машин. Вышедший из одной из них старший офицер штаба сообщил, что война окончена, поздравил всех с Победой и передал Алексею Ивановичу пакет.
В переданном Семенкову пакете находились Акт о безоговорочной капитуляции Германии и несколько фотографий для московских газет. И все это необходимо было как можно скорее доставить в Москву. Совершив короткую пробежку по летному полю, самолет уверенно поднялся в небо, и взял курс на Москву.
В майской безоблачной синеве неба постепенно гасли звезды. Начало светать. Небо впереди стало малиновым, потом желтым. Лучи солнца озарили кабину. В ту же секунду в наушниках послышались знакомые позывные «Широка страна моя родная», а вслед за ними торжественный голос Юрия Левитана:
— 8 мая 1945 года в Берлине представителями Германского верховного командования подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена…
У командира сжалось сердце, на глазах появились слезы. Он видел, что и другие члены экипажа не скрывали своих чувств – они тоже плакали. Их самолет вез в Москву мир! Он все ближе и ближе приближался к столице, пролетая над землей, искалеченной, но уже без войны.Впереди на востоке все больше и больше светилось солнце, чистое, яркое. Оно было огромно. Солнце с востока. Оно шло оттуда, неся свет и радость всем народам.Утром 9 мая исторический «груз» был доставлен на Центральный аэродром. Корреспонденты, не мешкая, ринулись в редакции диктовать написанные в самолете репортажи, а экипаж попал в объятия встречающих друзей, которые с возгласами «Победа!» долго качали их в воздухе.
Алексей Иванович, освободившись от теплых объятий, отошел в сторону и с волнением смотрел на ликующих людей. И тот час перед глазами, словно вспышки молний, в память возвращались один эпизод за другим из событий только что закончившейся страшной войны. …Еще задолго до ее начала Алексей Семенков связал свою жизнь с авиацией. Родился он 16 марта 1915 года в деревне Тесалы (ныне Гурки) Городокского района Витебской области. Простой деревенский парень с детства мечтал о небе. И когда над их деревней пролетали легкокрылые самолеты, едва не касаясь верхушек деревьев и соломенных крыш небольших крестьянских домов, его желание стать пилотом становилось еще сильнее. Рабочая закалка на ленинградском заводе «Красный Октябрь» и активное участие в молодежном активе, позволили ему в скором времени претворить свою мечту в реальность. По путевке комсомола его приняли в Тамбовскую летную школу гражданского воздушного флота. Успешное окончание ее и приобретенный высокий профессионализм в летном деле дали ему право остаться в той же школе в роли пилота-инструктора. Два года работы на этой должности определили дальнейшую судьбу Алексея Ивановича, как опытного наставника способного передать свой талант классного летчика начинающим пилотам. Перед самым началом войны он был командиром корабля, по тем временам довольно крупного самолета Ли-2, московской группы особого назначения. Среди частей и соединений советской авиации, отличившихся во время Великой Отечественной войны, достойное место занимала именно эта авиационная группа, преобразованная впоследствии в 1-ю транспортную авиадивизию Гражданского Воздушного Флота.Алексей Иванович Семенков, участвуя в боевых действиях этой дивизии с первых до последних дней, прошел путь от Москвы до Берлина. Ему исполнилось едва двадцать пять, когда на второй день войны он был назначен командиром перекрашенного в зеленый цвет пассажирского Ли-2. А в двадцать восемь А.И.Семенков уже командовал отдельным авиаполком, которому поручались самые ответственные задания – высадка парашютных десантов, полеты в тыл врага к партизанам, воздушная разведка, транспортировка раненых с передовых позиций…Сотни боевых вылетов за четыре военных года, проведенных в воздухе. Трудно какой-то из них выделить или противопоставить всем остальным. И все-таки два полета Алексею Ивановичу запомнились больше других. Было это в начале 1942 года под Москвой, на аэродроме Грабцево, что под Калугой. Здесь было собрано несколько десятков тяжелых транспортных самолетов, чтобы десантировать в тыл врага воинов-парашютистов. Для обеспечения успеха предстоящего ответственного задания в разведку района высадки вылетел экипаж, который возглавил командир корабля А.Семенков.
Как только самолет появился над целью, командир отдал приказ: «Включить фары!». Сделано это было умышленно, но оправданно — вызвать огонь на себя. В эти короткие смелые секунды на штурманскую карту ложились условные знаки, обозначающие местонахождение огневых точек противника. Через некоторое время все самолеты взяли курс в тыл врага. Благодаря мужеству экипажа операция по десантированию прошла успешно и без потерь. О втором памятном для Семенкова полете лучше всего может рассказать обычное фронтовое донесение, которые регулярно приходили в штаб к начальнику Главного Управления Гражданского Воздушного Флота Ф.А.Астахову. Вот это донесение, датированное маем 1942 года: «В ночь с 18 на 19 мая сего года с точки «Хвойная» для выполнения боевого задания вылетел самолет ПС-84-3475 в составе экипажа: командир корабля Семенков А.И., второй пилот Осипян А.А., бортмеханик-инженер Кривенчук М.Ф., бортрадист Фомин П.Я., бортстрелок Пронягин А.М., кроме того на борту находились два лица, сопровождавшие груз. При прохождении линии фронта, после выполнения задания, самолет подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии противника. В результате обстрела часть экипажа получила ранения. Командир корабля Семенков был ранен в правую руку и лицо, второй пилот Осипян получил тяжелые ранения головы. Материальная часть самолета также получила серьезные повреждения… Отмечаю исключительное мужество командира корабля, который несмотря на полученные ранения, благополучно довел и посадил ночью поврежденный самолет до базы».Скупые строки донесения не раскрывают весь героизм и тяжелые последствия этого полета. Истекая кровью, Алексей Семенков сумел привести и посадить израненную машину на своем аэродроме. И только после посадки, когда машина еще рулила по летному полю, он потерял сознание. Все раненые остались живы, но продолжать полеты смог только он – командир корабля Алексей Семенков.Навсегда остались в его памяти полеты в осажденный Ленинград. Фашисты окружили город на Неве со всех сторон, чтобы задушить его голодной блокадой. Они бомбили город с самолетов, обстреливали из артиллерийских орудий. Но город-герой, вдохновляемый заботливой помощью всей страны, мужественно и стойко защищался!По суше все пути к Ленинграду были отрезаны. Только через Ладожское озеро пролегали к нему водные и воздушные пути. На помощь Ленинграду были посланы самые опытные экипажи транспортных самолетов Ли-2. Заместитель командира одной из таких эскадрилий Алексей Семенков принимал самое активное участие в полетах над «дорогой жизни». В тяжелых метеоусловиях, а часто и в штормовую погоду, его самолет, не раз, атакуемый вражескими истребителями, смело пробивался в осажденный город. Обратными рейсами вывозили женщин, детей и стариков. Чтобы больше загрузить самолет, приходилось все лишнее из него выбрасывать, а горючего брали минимальное количество.
На самолетах Ли-2 к тому времени были уже установлены огневые башни с крупнокалиберными пулеметами. Тактикой в этих полетах был плотный строй и бреющий полет, поэтому вражеские истребители не могли нападать снизу и на одной высоте полета, а только сверху. Но плотный строй позволял башенным стрелкам вести прицельный заградительный огонь, благодаря чему многие фашистские стервятники нашли себе могилу на дне Ладоги. В хорошую погоду самолеты Ли-2 сопровождали их военные друзья-истребители на «Ишаках» или «Чайках» — их было мало и иногда и, те и другие вступали в неравную схватку с врагом. Но всегда мужество и мастерство советских авиаторов брало верх над врагом.Всего за войну Алексей Иванович Семенков совершил более 500 боевых вылетов, из которых 300 за линию фронта. И, конечно же, особой страницей в этом его героическом пути в огненном небе войны будут полеты в родные края – Белоруссию.
150 полетов к белорусским партизанам стали для него своеобразным вкладом в разгром фашистской армии на территории Белоруссии.Полеты в Ушачско – Лепельскую зону, Витебской области, в районы Борисова, Бегомля, озер Червоное и Селява, где народными мстителями командовали С.Н.Нарчук, В.И. Козлов, А.Н. Сабуров, П.М. Машеров, И.Д. Ветров, всегда были сопряжены с большим риском и требовали от экипажей не только высокого летного мастерства, но и большого личного мужества. Вот как писали об этих полетах руководители партизанского движения этого непокоренного фашистами края.
«Наш аэродром (Селявщина) превратился в настоящий аэропорт, — вспоминал начальник оперативного отдела штаба партизанского движения Белоруссии А.И. Брюханов — Каждую ночь прилетали двухмоторные самолеты. Мы получали много автоматов, минометов, противотанковых ружей. Среди партизан царила атмосфера подъема, радости, уверенности в своих силах и успехах в предстоящих боях с фашистами».
«Партизаны, — писал командующему ВВС Маршалу авиации А.А.Новикову начальник штаба партизанского движения Белоруссии П.З. Калинин – получив боеприпасы и вооружение, активизировали свои действия! Доставка партизанам вооружения, боеприпасов, газет и листовок вызвали новый подъем среди местного населения».Таких высоких отзывов о действиях авиации в тылу врага можно привести огромное количество. И все они сопряжены с многочисленными фактами мужества и героизма авиаторов. Военная биография летчика-белоруса Алексея Ивановича Семенкова яркое тому подтверждение. Он и его товарищи, на протяжении всех боевых действий на временно оккупированной врагами территории, как бы незримо сражались в рядах народных мстителей и по достоинству делили с ними лавры побед над лютым врагом. Однажды экипаж Алексея Семенкова выполнял очередной полет к белорусским партизанам. В ту ночь погода не баловала авиаторов. Дул сильный порывистый ветер. Небо над аэродромом, с которого предстояло вылетать, начали быстро закрывать грозовые облака, то и дело раздавались оглушительные раскаты грома.
— По маршруту у вас активная грозовая деятельность,- сообщили на командном пункте синоптики.
Семенков внимательно посмотрел метеосводку и как бы невзначай заметил: «Гроза — это плохо, но хуже когда вместо нее сверкают разрывы снарядов».
— Будем вылетать,- заключил он.
— Обойдем стороной.
И эта «сторона» на этот раз едва не стоила жизни всему экипажу. Помимо того, что природа явно не хотела давать дорогу в небо крылатой машине, бросая ее своими воздушными потоками из стороны в сторону, вниз — вверх, на их пути оказались еще и многочисленные огневые точки врага. Но полет продолжался в расположение партизан под командованием известного командира народных мстителей Василия Козлова. Их ждали с нетерпением.
Фашисты в этом районе готовили крупномасштабную операцию, и помощь с Большой Земли для партизанских отрядов была крайне необходимой.На борту самолета находились оружие и боеприпасы.Определив расположение сигнальных костров, самолет, умело пилотируемый летчиками, произвел посадку на небольшом участке лесной поляны.
Подбежавшие партизаны быстро разгрузили самолет, и через короткий промежуток времени под их радостные возгласы самолет уверенно поднялся в ночное огненное небо. Задание было выполнено успешно.
А боевой путь полка под командованием Алексея Ивановича Семенкова продолжался. Особо отличился полк в операции по освобождению Крыма. В одном из приказов Верховного Главнокомандующего полку было присвоено наименование «Севастопольский», и он стал называться 2-й Севастопольский полк. А командиру одной из эскадрилий полка под командованием известного своим бесстрашием при полетах к белорусским партизанам Г.А.Тарану было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Полк, под командованием Алексея Ивановича Семенкова успешно выполнял боевые задачи и при освобождении Польши, Болгарии, Румынии и Чехословакии.
…Отгремели залпы Победы. Наступили мирные будни. И вновь штурвал самолета в крепких руках опытного летчика. Теперь он прокладывает трассы не в огненном, а мирном небе Родины. На смену поршневым самолетам начала поступать новая реактивная техника. Опытные боевые летчики одними из первых пересаживались за штурвалы таких самолетов. Не остался в стороне от таких полетов и Алексей Иванович Семенков. Яркой страницей в историю страны вписан его дальний полет на первенце реактивной пассажирской авиации самолете известного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева – ТУ-104А. В газете «Правда» от 5 сентября 1957 года была опубликована заметка такого содержания: «Вчера в 6 часов 46 минут со Внуковского аэродрома стартовал пассажирский реактивный самолет ТУ-104А. Он совершит трансатлантический перелет по маршруту Лондон — Кефлавик (Исландия) – Ньюфауленд (Канада) — Макгайр (Америка). На борту воздушного судна 50 пассажиров. Среди них – члены делегации Советского Союза, отправившиеся в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций во главе с министром иностранных дел СССР А.А.Громыко, делегации Украинской ССР, во главе с министром иностранных дел УССР Л.Ф.Паламарчуком и делегации Белорусской ССР во главе с министром иностранных дел БССР К.В.Киселевым».
…Группу советских авиаспециалистов в этом полете возглавляет начальник транспортной авиации гражданского воздушного флота А.И.Семенков».Через 40 минут после вылета ТУ-104А в Москве была принята первая радиограмма с самолета. Экипаж сообщал, что полет проходит на высоте 11 тысяч метров, позади остался Витебск, взят курс на Берлин. Пролетая над разными местами, где Алексей Иванович вырос и воевал, он снова вспомнил и свое детство, и грозные годы войны. Но теперь этот полет выполнялся с самой мирной миссией. И от этого на душе было светло и радостно.Покрыв расстояние в 8920 километров за 13 часов 20 минут полета, несмотря на трудные на значительной части пути метеорологические условия, экипаж успешно совершил посадку на территории Америки.
Прибытие советского реактивного самолета вызвало в США большой интерес. Это был первый советский самолет на американской земле после знаменитых перелетов Чкалова и Громова через Северный полюс в США.
Многие зарубежные газеты назвали этот полет историческим. И в этом международном признании большая заслуга принадлежала и белорусскому народу, воспитавшему одного из его героев — опытного и мужественного летчика военных и мирных трасс Алексея Ивановича Семенкова.
Дальнейшая судьба этого человека была также стремительна и разнообразна, как и сама авиация. Успешно пройдя многие ступени роста, А.И.Семенков стал первым заместителем министра гражданской авиации СССР. Ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а высокое летное мастерство позволило ему стать заслуженным пилотом СССР. Он налетал около 10 тысяч часов, из них немалая часть была проведена в огненном небе войны. За боевые полеты смелый летчик был награжден многими орденами и медалями, в том числе двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского. Дважды в годы войны он представлялся к званию Героя Советского Союза. Но по неизвестным причинам это высокое звание тогда ему присвоено не было. И только в мирное время заслуженная награда нашла своего героя. В 1998 году Указом Президента Российской Федерации Алексею Ивановичу Семенкову было присвоено звание Героя России.
Так белорус, мужественный патриот своей Родины, пройдя славный путь в отечественной авиации, вписал еще одну яркую страницу в ее историю.
Виктор Андреевич Теляков , ветеран авиации,
член Белорусского союза офицеров.
Родился в 1933 городе Новозыбкове Брянской области.
Его журналистская биография:
В 1964 году окончил вечернее отделение факультета журналистики Белорусского государственного университета им. Ленина.
В 1964 -66 годах работал над диссертацией под руководством Г.В. Булацкого по теме «Александр Фёдорович Мясников – публицист и журналист». Сдал все кандидатские минимумы, но диссертация не состоялась. Тема диссертации по не известным причинам была заблокирована институтом истории партии Белоруссии.
В 1967 году был принят в союз журналистов СССР по рекомендации газеты «Минская правда», в которой состоял внештатным корреспондентом.
С 1967 был являлся внештатным корреспондентом таких газет, как «Советская Белоруссия» и «Вечерний Минск».
В 1970 году стал сотрудничать с журналом «Гражданская авиация». Центральный орган газеты Министерство гражданской авиации СССР, а в 1979 году стал его внештатным корреспондентом по Белоруссии, Латвии и Эстонии., а также газеты «Воздушный транспорт Министерства гражданской авиации СССР.
После распада СССР активно публиковал свои материалы о героях войны и труда в различных изданиях нашей республики. Стал автором нескольких книг и буклетов на эти темы. В их числе : «Земля и небо рядом», «Сквозь облака и годы», «И снова в полёт», «Крылья крепнут на земле» , «Дорога в небо» , «Курс – партизанский костры» и др.
В настоящее время продолжает публиковаться в таких газетах, как «АиФ», «Сельская газета», Пишет стихи.
*Выписки из газетного очерка «Бортрадист. Журналист. Писатель».
Родился в городе Новозыбкове Брянской области, где размещался полк дальней бомбардировочной авиации. Член Союза писателей Беларуси и член Союза журналистов СССР, член Белорусского союза журналистов.
Мечта сбылась – в 1953 году после окончания школы поступил в авиационное училище. Готовился быть начальником связи авиационных эскадрилий.
В 1956 году получил назначение в Минск. Служил до 1958 года. Как раз в этом году было сокращение Вооруженных сил СССР. Стал трудиться бортовым радистом-испытателем на авиаремонтном заводе №407 гражданской авиации. Испытывал самолеты после ремонта – и поршневые, и реактивные.
*Совмещал работу с учебой. Окончил вечернее отделение факультета журналистики БГУ и выступал активно на страницах газет и журналов, на радио. Рассказывал о жизни авиаремонтного завода, о жизни известных авиаторов
*Написал и издал книги: «И снова в полет», «Дорога в небо», «Сквозь облака и годы», «Курс – партизанские костры», «Крылья крепнут на земле»
*Он служил и работал в авиации более 50-ти лет