«Ищите слово. А слава вас сама найдет» Владимир Ландер, Председатель Минской городской организации ветеранов журналистики

Ветеран Новости

Ищите слово. А слава вас сама найдет.

Думаю, в эти дни градус праздничного настроения на факультете журналистики БГУ был точно повышенным. И все потому, что вот-вот начнут греметь «салюты» в честь 80-летия со дня его появления. Тогда за околицей столицынаши войска еще громили остатки панически убегающих фашистских вояк, в самом Минске уже прошел  просто уникальный июльский парад Победителей, после которогос 1 ноября 1944 года в БГУ сразу же стали учиться журналисты. Город еще лежал в руинах, но занятия все равно проводились сначала на станции Сходня, потом – в школьных классах города. И этот наш белорусскийфакультет журналистики был самым первым в СССР: кстати, в Москве такой же факультет был создан только через года три. Раньше белорусских журналистов готовили– то на базе губернских партшкол, то в Коммунистическом институте журналистики, то в газетном техникуме.

Накануне этого юбилея почти все будущие газетчики, телевизионщики, радийщики факультета попали, мне кажется, в приятную для них праздничную круговерть: показалось, что им некогда было даже перевести дух от предложенных организаторами разных познавательных, увлекательных и поучительных мероприятий. Судите сами. В Жодино прошел семинар-практикум, во Дворце детей и молодежи в Минске – диалоговая площадка со школьниками – участниками «Школы молодых журналистов», в Издательском доме «Беларусь сегодня» посетили фотовыставку выпускницы факультета. Предоставлена возможность участвовать в творческих конкурсах. Скажем, в конкурсе посвященном Дню народного единства, Году качества, 80-летию фурфака, на лучшее эссе «Я и журфак». Участилось проведение творческих семинаров, научно-практических конференций и симпозиумов. Чаще стали посещать факультетский музейистории белорусских СМИ с обновленной экспозицией.

Довольно много проводится и интересных встреч не только в Белтелерадиокомпании,  БелТА, Информационном агентстве «Минск-новости», ЦК БРСМ, на киностудии «Беларусьфильм», но и на самом факультете. Вот на одну из таких встреч после выхода в свет моей очередной книги очерков о ветеранах журналистики «И нам когда-то покорялись вершины» пригласили и меня. А все потому, что в книге большинство очерков о ветеранах, давным-давно закончивших факультет.

На просторном крыльце у самых входных дверей факультета журналистики на улице Кальварийской, 9 меня уже ожидала  Татьяна Владимировна Малмыго. Конечно, мы были рады этой встрече: когда-то много лет работаливместе в Гостелерадио БССР – она на радио, а я — на телевидении. Помнится, Татьяна Владимировна мне даже помогала вести многочасовые прямые эфиры, когда, скажем, в студию лет восемь подряд приглашались Лауреаты Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде. И, поверьте, она всегда была, по выражению классиков, в своей тарелке: разговаривала в кадре с каждым собеседником так, как будто с давним другом — свободно, уверенно, интересно, не смущаясь ни ярких студийных софитов, ни телевизионных камер.Сейчас Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания, после почти сорокалетнего служения радиожурналистике еще учит уму-разуму тех, кому уже вот-вот предстоит вдоль по жизни идти с микрофоном и репортером, делится с ними своим богатейшим — и профессиональным, и жизненным опытом.

На кафедре задумали познакомить нынешних студентов, прямо скажем, с довольно непростыми судьбами тех выпускников, кто на всю жизнь приковал себя к журналистским галерам. Как отметила сама  ТатьянаВладимировна, приглашая меня на эту встречу, ей хотелосьименно через судьбы бывших выпускников показатьнынешним студентам, делающим в профессии только первые робкие шаги, что путь в настоящую журналистику не усыпан розами, а довольно тернистый, ухабистый, извилистый, с крутыми горками. И преодолеть его могут не только сильные духом, но и вечные «школьники», для которых каждый день, как в «первый класс».

Наша встреча, как я был проинформирован, должна была проходить в библиотеке.

Но вошли мы  не в библиотеку, в привычном для меня значении этого слова, а в просторную медиатеку, размером, как мне показалось, почти с футбольное поле. Честно признаюсь, меня это чуточку шокировало: в наше время о таких возможностях студенты даже и не мечтали. Конечно, сегодня источником знаний стало не только печатное слово, но и видео- и аудиоинформация. Вот почему здесь сосредоточено огромное богатство не только газет, журналов, книг, пособий, но и кассет, дисков – словом, абсолютно всех видов информационных документов от печатных до электронных и мультимедийных. Древнегреческое слово «тека» означает «хранилище»  каких-либо предметов, а «медиа» — относится к средствам массовой информации. Здесь есть возможность для проведения различных массовых встреч, выставок, презентаций. Здесь — и читальный зал с компьютерами, интернетом, внушительной базой данных. Эта медиатека носит имя профессора БГУ М.Е.Тикоцкого и обслуживает студентов факультетов журналистики и философии и социальных наук.

Майя Владимировна Сенько, заместитель директора Фундаментальной библиотеки университета, представила сотрудников этой уникальной медиатеки и тут же, улыбаясь, заметила, что и сама заведующая отделом Инна Леонидовна Волах, и библиотекарь Наталья Александровна Холобис к 80-летию факультета журналистики подготовили не только содержательную выставку трудов преподавателей, ветеранов БГУ, но и стенд работ автора книги, презентация которой вот-вот состоится. Думается, сама Майя Владимировна и настояла на том, чтобы эта презентация состоялась в стенах медиатеки.

Когда уже расположился в кресле рядом со стендом, на котором стояла книга и развешены страницы журнала «История и современность» с развернутой рецензией на книгу, на меня с любопытством устремились глаза, думается, человек пятидесяти наших и иностранных студентов, преподавателей и коллег. Татьяна Владимировна Малмыго в своем вступительном слове, как обычно, представила  автора книги и передала бразды правления встречей  модератору этой презентации — старшему преподавателю кафедры телевидения и радиовещания Александру Сергеевичу Давыдику. А тот сразу жепопытался выяснить, как это мне пришла в голову идеясоздать в книге серию очерков об обычных рядовых ветеранах журналистики.

Вообще-то, идея появилась давно. Но озвучил ее только в 2020 году на отчетно-выборной конференции Минской городской организации ветеранов журналистики.Предложил создать – то ли книгу очерков, то ли – воспоминаний: все зависело от собранного после этого материала. Мне показалось, что просто незаслуженно забыты эти «рабочие лошадки» журналистики, чьи имена в послевоенное время десятилетиями стояли только под напечатанными в газетах и журналах публикациями, звучали по радио и были в титрах телепередач. А ведь они рассказывали о нас с вами, о наших дедах и отцах, матерях и сестрах, переживших опустошительную войну, о возрождении на пожарищах и страшных руинах наших городов и деревень. У них у самих было холодное и голодное детство, совсем непредсказуемое творческое взросление. Несмотря на это им удавалось десятилетиями писать страницу за страницей трудной истории Беларуси. Не зря же говорят: «Хочешь узнать, что впереди, посмотри назад». Как раз в этой-то истории мое поколение журналистов оставило свой заметный след, а вот их жизненный пусть так и остался тайной за семью замками, хотя каждый из них с «лейкой» и блокнотом, микрофоном и камерой дни и ночи создавал летопись многострадальной страны и воспевал героизм белорусского народа.

Ради нескольких строчек в газете не одну сотню километров прошагал каждый из них по полям, фермам, болотам, израненным войной дорогам и лесным тропинкам: было тогда великим счастьем добраться к месту назначения на телеге или попутной полуторке. А в поисках хороших кадров для телеэфира приходилось даже рисковать.

Помню, когда сам с телеоператором взбирался на противовес 75-метрового башенного крана, чтобы снять панораму города энергетиков Белозерск; когда под потоком холодной воды поднимались на смотровую площадку водонапорной башни, чтобы показать красоту возрожденной центральной усадьбы совхоза «Малеч» Березовского района; когда на крыле комбайна «Нива» привязывали телеоператора, чтобы народ с экрана крупным планом увидел, как у них на столе появляется хлеб. А все потому, чтобы оставить потомкам исторический факт – дело рук трудолюбивого белорусского народа. Хотелось показать, как, буквально, за какие-то считанные годы после военного лихолетья похорошела страна и даже вставалауже с колен.

Мне за 65 лет в журналистике удалось прошагать по жизни не с одним поколением пишущих и снимающих коллег. Поэтому старался в рубрике «Ветеран» на сайте Белорусского союза журналистов писать не только статьи, заметки, репортажи, но и очерки  о тех, кто еще рядом со мной, и о тех, кто уже, как говорят, далече. И когда через три года ветераны прямо спросили: «А где книга?..»  Вот тогда и пришлось самому очерки из электронной версии готовить к печати: редактировать, дополнять, дописыватьновые.

Помню, мое предложение три года назад приняли скептически. Думали, мол, никто еще не писал о рядовых журналистах, ладно, пусть и эта чья-то затея останется на уровне его желаний: не привык наш брат к пристальному вниманию. Знаете, даже интервью давали с неохотой.Бывало, только махнут рукой – ай, кому это надо. А после выхода книги не только пространные свои воспоминаниястали поступать на мою электронную почту, но и такие утверждения: «кроме тебя обо мне так хорошо никто не напишет».

Александр Сергеевич тут же оживился: «Значит ли это, что мы скоро увидим новую книгу?» Пришлось привести выдержку из книги, где Андрей Евгеньевич Кривошеев, Председатель нашего Союза пишет: «Для Белорусского союза журналистов это премьера. Надеюсь, что лишь первая из серий. Ведь люди этого достойны, а их опыт – востребован». Да, и меня никто за язык не тянул сказать в постскриптуме: «Нет, мы обязательно подготовим, думается, и не одну такую книгу…Коллеги, до встречи на страницах новых изданий». Выходит, надо писать. Будем помнить, что вся жизнь человечества оседала только в книге. История свидетель, что люди, племена, государства исчезали, а вот книга оставалась вечно. У меня есть довольно любопытные и интересные материалы, думается, уже на десяток очерков. Уверен, что бывших – ни знаменитых, ни рядовых — журналистов не бывает. Каждым из них написанная строка – это вклад в нашу историческую летопись послевоенного прошлого. Они десятилетиями писали о важнейших событиях, о людях, которые шаг за шагом создавали нынешнему поколению эту прекрасную страну – Беларусь. Хватило бы только здоровья, сил и времени, чтобы осуществить задуманное, учитывая мой уже приличный возраст.

А вот студентов интересовал, прежде всего, процесс творчества, скажем, есть  ли у меня какие-то свои особенности создания газетного портрета человека. Было приятно, что будущие журналисты понимали, что о конкретных людях писать сложно. Когда-то еще классик советской журналистики Анатолий Аграновскийутверждал, что наиболее трудно журналисту дается положительный очерк-портрет. Это всегда штрихи к портрету конкретного человека. Мы предаем огласке не только важные этапы его биографии и оставляем для истории  образ и судьбу своего современника, мы еще оставляем образ той эпохи, в которой он жил и трудился. На примере этого человека, мы учим любить добро и отвергать зло. Тут важно понять, что такой очерк – не набор фактов из служебной характеристики или автобиографии в отдел кадров, пересказанных сухим, казенным языком без души и эмоций журналиста, а литературно грамотно выстроенная документальная повесть «о настоящем человеке», где есть место любви и уважения к своему герою, где есть место лирики, поэзии, для сравнения ссылок на классиков, где есть, в пределах разумного,  даже место домыслам.

Я, например, когда  сажусь писать  очерк-портрет,  вместе со своим героем проживаю его жизнь чуть ли ни от рождения до сегодняшнего дня. Я часто «заглядываю» в его – то ли деревню, то ли местечко, то ли город. Мне важно знать, в какой среде тот вырос. Знакомлюсь с его родителями, школьными учителями, с юношескими увлечениями, чтобы как-то понять его путь в журналистику – это призвание или случайность. Мне интересна его реакция на свою первую публикацию: душа «пела» от восторга или она, как говорится, «прошла стороной». Мне важно знать тонкости превращения обыкновенного человека в журналиста. Очеркисту еще нужна для этого наблюдательность и хорошая память. Интересен икарьерный рост героя. Хочется не просто перечислять должности и место работы через запятую, а показать конкретные успехи: за красивые глаза еще никого не повышали в должности. Тут важно через поступки проследить, как проявляется его характер. И все это потом надо рассказать простым, доступным читателю языком. Обычно, по телевизионной привычке, пытаюсь доверительно разговаривать с собеседником тет-а-тет,  а не сочинять рассказ до блеска отшлифованными словами.

Сразу скажу, это не так просто. Приходится к этому долго готовиться: «разгребать» всемирную паутину, заглядывать в энциклопедии и специальные, скажем, книги «Памяти», листать уже пожелтевшие от времени архивные подшивки газет и журналов, читать воспоминания,  Но, поверьте, это нелегкое дело как раз и стоит тех пресловутых «свеч». Только тогда получится красиво выписанный словесный портрет.

Помню, после выхода в свет очерка, Евгения Сергеевна Артюшкевич даже удивилась, что родилась она в «королевской деревне» Бершты в Щучинском районе, которая уже с 1460 года была великокняжеским двором. Менялись князья ВКЛ и короли Речи Посполитой, а несколько столетий место встречи так и не менялось. Там даже проводились сеймы. Забавно было, когда маршалок – человек управляющий сеймом – взбирался на телегу и громко оглашал принятые решения. 

Позвонил мне как-то наш коллега, участник боевых действий в Афганистане Анатолий Владимирович Шичко и спрашивает: «А разве вы, Владимир Семенович, были в Афганистане?». Говорю: «Никогда…». «Но из вашего очерка я почувствовал, что вы были тогда рядом со мной в том самом опасном Панджшерском ущелье. Вы его так описали, как будто своими глазами видели эти извилистые узкие горные лабиринты, непреступные каменные укрытия и убежища душманов».

Наша встреча с капитаном первого ранга, подводником россиянином Рубаном Владимиром Павловичем была короткой, но памятной. Он держал в руках мою документальную повесть о нашем земляке с мстиславщиныКулакове Иване Петровиче, который после аварии на субмарине К-19 с ядерными боеголовками предотвратил взрыв и этим спас не только свой экипаж, но и страну от третьей мировой войны. Тогда он меня спросил: «А на каком флоте вы служили?» Я пожал плечами: «Да я вообще не служил в армии. После военной кафедры Минской высшей партийной школы был на сборах в мотострелковом батальоне». После долгой паузы Владимир Павлович произнес: «Не может быть…Так профессионально написать о лодке, о моряках, о самой аварии и не быть на субмарине даже на экскурсии – просто фантастика!»

Согласитесь, для журналиста получить такие отзывы – это много значит.

И еще. Важно, каким будет в очерке аромат слова – с запахом добра или невидимого яда. Ведь в слове неимоверная сила, которая способна не только лечить, оживлять, но и калечить. Помнится, в 90-е годы среди нас появилась прослойка новых пишущих без чести, морали и совести, которая в погоне за сенсацией, деньгами и мнимой славой повадились заглядывать людям  в окна и даже под одеяла, выискивая «жаренные» фактики из личной жизни. Сколько же они тогда погубили людских судеб. Думаю, с этого момента так и стал вымирать в журналистике чуть ли не самый важный ее жанр – очерк-портрет.

Конечно, молодому поколению давать советы  не благодарное дело: они давным-давно уже абсолютно все знают лучше нас.

И тем не менее, думаю, что участники нашей творческой встречи, когда будут писать что-то о человеке, вспомнят, что нужно сначала искать нужное для этого слово, а уж, поверьте, слава их потом обязательно сама найдет.

Мне бы хотелось, чтобы кто-то из нынешних молодых журналистов снова взялся возрождать этот жанр и даже вписал свое имя в ряд знаменитых белорусских очеркистов, какими когда- то были Борис Стрельцов, Александр Шабалин, Инесса Мицкевич, Михаил Шиманский, Эмилия Луканская. Сегодня очерки-портреты должны занять в газетах и журналах, на радио и телевидение такое же почетное место, как и авторская журналистика.

Студенты, как говорится, поймали меня на слове и заинтересовались моим отношением к авторской журналистике. Конечно же, я к такой журналистике отношусь с пониманием. У нас особый интерес к ней появился после 2020 года, когда вдруг из вне попытались расшатать устои нашей самостоятельности и заменить не только власть, но и государственное устройство. Кроме того, заревели моторы, загремели гусеницы грозных американских боевых машин почти у самых границ нашей Беларуси. Соседи стали проводить одно за другим военные учения. И каждое — все продолжительнее и масштабнее. У наших людей, естественно, появилась тревога по поводу новой войны. Поэтому-то журналисты с богатым уже опытом стали регулярно выходить в эфир и печатать свои колонки в газетах и журналах с коротким анализом какого-либо международного события или факта. Считаю, что эта часть информационной журналистики именно сейчас нужна и полезна. Даже уже потому, что и у авторов газетных колонок и у авторов телепередач постоянные — место в номере и объем текста в печатном органе и постоянные — день недели выхода в эфир и хронометраж выступления.

И все таки, это не повод игнорировать  с довольно древними корнями благодатный очерковый жанр журналистики, где крупным планом высвечивается, как пример для подражания, человек труда, который не только сделал когда-то наших предков людьми, но и сегодня создает вокруг нас красоту и богатство. 

Мне показалось, что за спинами избранного пула авторов такой журналистики совсем затерялось талантливое молодое поколение. Не потерять бы его в этой тревожной суете… Считается, что им, молодым, еще рановато высказывать свое пока несформировавшееся мнение, мол, опыта маловато. В наше время у каждого журналиста была своя специализация и в газете и на телевидении. Скажем, добрый десяток лет я в «Сельской газете» занимался только сельским строительством и считаю, что это было моей авторской журналистикой.Уверен, что у каждого вступающего в профессию журналиста должна быть своя «авторская журналистика». 

Может во мне «бастует» старорежимное воспитание, но, уверен, что и голос молодой плеяды журналистов должен зазвучать в полную силу. Не стоит даже начинающего журналиста лишать индивидуальности. Не стоит выхолащивать аромат его собственных мыслей. Иначе им никогда не дорасти до уровня уже «звездного» поколения. 

Кого-то неожиданно заинтересовало, кто из моих героев удивил меня больше всех и чем. Пришлось задуматься даже. Ведь, почти у каждого ветерана журналистики после войны судьба оказалась нелегкой. У каждого свой и не совсем легкий путь в журналистику. Но есть все же такие, у кого он выглядел точно бег с препятствиями или прыжком с шестом.

Это сегодня Федор Иванович Боровой не просто поэт-лирик, поэт- романтик, поэт-песенник, на слова которого писали музыку выдающиеся композиторы, но еще и наш коллега. Публиковался в газетах и журналах, издал несколько поэтических сборников, книгу воспоминаний и очерков о водителях-международниках, артистах эстрады, скульпторах, спортсменах  — друзьях, с кем долгие годы шел вместе по жизни. Стал членом Союза писателей Беларуси, почетным членом Союза писателей России, хотя почти 60 лет трудился в структуре автомобильного транспорта. А вот прошел он к этому, думаю, тернистым путем, через самые что ни на есть колючие заросли жизни.

Появился на свет он в деревушке Слободка под Паричами в многодетной семье солдата Победы.

Когда Федя был еще грудничком сгорел их дом и мама с ожогами долго скиталась по больницам. Его соской был хлеб в марле. В его девять лет от ран умирает отец и мальчика отправили в сельский детский дом под Мозырь. Школу заканчивал Федор уже в Светлогорской школе-интернате. В Минске работал разнорабочим на Домостроительном комбинате и поступил на стационар Политехнического института. Материальные тяготы заставили пойти работать слесарем в автопарк. А после окончания вечернего отделения института зашагал по ступенькам карьерной лестницы: слесарь, бригадир, мастер, инженер, сначала заместитель генерального директора, потом и генеральный директор транспортной компании «Интер-Экспресс»

Честно говоря, меня удивило, что при такой невероятной занятости Федор Иванович всегда сохранял верность журналистике — с самой первой своей заметки в стенгазету, будучи еще слесарем, и до наших дней. Через пару месяцев мы отметим его 75-летний юбилей, а он, как солдат, готов хоть завтра в дорогу и с головой окунуться в набежавшую строку.

Сильным характером удивил меня и Павел Васильевич Боянков. Он сумел коренным образом поменять свою жизнь и только верным остаться любимому делу — журналистике. Представьте, молодой специалист после окончания машиностроительного факультета БПИпопадает в конструкторское бюро режимного предприятияи десять лет разрабатывает приборы точного электронного машиностроения. Делится своими мыслями на страницах журналов «Электронная промышленность» и «Электронная техника». А вот когда от «корки до корки» прочитал «Новый завет», стал все выходные проводить в Свято-Никольском храме Логойска, посетил Жировичскиймонастырь  и это решило его судьбу. Семья не одобрила его выбор, Пришлось самому делать непростой выбор. Он принимает сан священника. Заканчивает Минскую духовную семинарию. Сейчас протоиерей Павел Боянковслужит в Свято-Александро-Невской церкви Минска. И по-прежнему вот уже более тридцати лет печатается в газетах, журналах, сборниках Союзного государства, издает книги, даже с 2012 года входит в состав редколлегии журнала «Новая Немига литературная» и там постоянно ведет рубрику «Часовня». 

Пишет Павел Васильевич не только церковно-православную публицистику, но и о боевом прошлом нашего Отечества. Поверьте, пишет много и интересно, Его язык и формы изложения «любому возрасту покорны». У него в периодике свыше тысячи публикаций и добрый десяток книг. Сегодня это не просто историк, библиограф, краевед, но и член Белорусских союзов журналистов и писателей.

Ну, а в крутые жизненные маневры, зигзаги и поворотыАлександра Григорьевича Столярова, думается, сегодня вообще трудно поверить. Ему предначертано судьбой было стать военным: родился в военном городке Заслоново под Лепелем в семье кадрового боевого офицера да и игрушками у него было боевое оружие отца. Будучи подростком, он при встрече с офицером уже выпрямлялся и переходил на строевой шаг. С 12 лет учился в Минском суворовском училище. А вот офицером он так и не стал. Сначала пытался поступить на юридический факультет БГУ. Потом стал машинистом паровых котлов котельной своего городка. После службы в ракетных войсках стратегического назначения случайно заглянул к другу в Лепельскую газету «Ленінскі сцяг», где его попросили что-либо написать. От похвалы главного редактора у него, как у той вороны из басни, «в зобу дыханье сперло». И через пару дней он уже сидел в кресле работника сельхозотдела. Буквально, в это же лето он поступает на заочное отделение журфака БГУ. Вот так началась его журналистская карьера.

Потом его приглашают в областную газету «Віцебскі рабочы”, посылают в Минскую высшую партшколу, назначают завсектором печати, телевидения и радио Витебского обкома партии. Какое-то время Александр Григорьевич был помощником первого секретаря обкома, а после возглавил Комитет по телевидению и радиовещанию Облисполкома.

Уже в Минске после не столь продолжительной работы в ЦК КПБ, его назначают Председателем Гостелерадио БССР, после выборов первого Презитента Беларуси Александра Григорьевича Столярова переводят Главным редактором редакции информационного вещания БелТА. Потом он становится директором книжного издательства “Беларусь”, Генеральным директором “Космос-TV». И на этом вжурналистике закончились все его трудовые будни. А это немного не мало — более 35 лет.

Знаете, меня совсем не удивляет такой, по существу, рваный ритм жизни в журналистике Александра Григорьевича Столярова. Просто на его долю пришлось такое непредсказуемое время передела старого уклада жизни на новый, для которого нужны были совсем другие люди. Поэтому-то и кадровая колода тасовалась впопыхах. Но вот радует то, что каждый раз спускаясь с очередного своего руководящего олимпа, Александр Григорьевич оставался и настоящим журналистом, и просто прекрасным человеком – общительным, тактичным, сговорчивым.

Поверьте, у каждого героя моей книги судьба с какой-то загадкой. Одни могли стать – то ли сельскими учителями, то ли руководителями сельских клубов, то ли партийными работниками, то ли врачами. Но их объединяет одно – они сохранили верность журналистике и отдали этой прекрасной профессии не один десяток лучших лет своей жизни. 

***

Два академических часа, отведенные для моей встречи   со студентами на факультете  журналистики, пролетели практически незаметно. Студентов ждали  занятия и другие мероприятия. Их в преддверии юбилея здесь проходит довольно много.  Но мне как руководителю Минской городской организации ветеранов журналистики Белорусского союза журналистов,   от кафедры телевидения и радиовещания поступило предложение о проведении мастер-классов журналистов – ветеранов для  небольших групп  студентов по направлениям  их специализации: телевещание, радиовещание, режиссура, фотожурналистика… Думается, предложение интересное.Так что до встречи в аудиториях БГУ или в стенах  Союза журналистов на улице Сурганова, 48а.

 

                                                                                                                Владимир Ландер,

Председатель Минской городской организации

ветеранов журналистики

17 октября 2024 года

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *