До своего 89-летия он не дожил всего-то 27 дней. Уходил в больницу только, как сам пошутил, на текущий ремонт, а из реанимации так и не вернулся к нам этот старейший белорусский журналист с тонкой поэтической натурой и талантливый организатор. Нет, просто не хочется верить, что среди нас уже нет человека, с чьим именем мы связываем необычайно трудные годы становления белорусского телевидения. Буквально, вчера мы укрыли его тело «одеялом из весенних цветов» и с комком в горле вспоминали его добрым словом.
Да, Владимира Николаевича Душкевича не стало. Но вот его не просто трудная, но и даже трагическая послевоенная жизнь, его многолетний творческий путь, его богатая духовная и интеллектуальная кладовая, которой пользовалось не одно поколение белорусских журналистов, осталось в памяти тех, кто десятилетиями шел с ним рядом этой безумно интересной и сложной «дорогой длинною».
Когда кованные немецкие сапоги топтали улицы его родного Минска, маленькому Володе было только шесть лет. Они с его мамой в своей избушке в районе сельхозпоселка пережили все ужасы оккупации: и голод, и холод, и унижение. А после освобождения города любопытные мальчишки еще продолжали играть в войну и пользовались в избытке оставленными патронами, невзорвавшимися минами и снарядами. После одной такой операции против немцев девятилетний Володя Душкевич остался без правой руки. Казалось, все – дальше горькая жизнь инвалида. Но сила духа пацана с опаленным войной детством оказалась на удивление несгибаемой, как тот стальной стержень.
Упрямый мальчишка проявил упорство и преодолел, казалось бы, все трудности своей неполноценности: много читал, научился писать левой рукой, читал со сцены стихи, пел в детском хоре. Он успешно окончил среднюю школу и поступил на факультет журналистики БГУ имени В.И. Ленина. Учился вместе с известными белорусскими поэтами: думается, увлечение поэзией и стихосложением у него именно с тех пор. Гонял в футбол с прославленными динамовскими футболистами. Узнав о создании Минской студии телевидения, твердо решает стать тележурналистом. Но до этого события пройдет еще несколько лет.
Сначала Владимир Душкевич станет секретарем Советского райкома комсомола города Минска, потом закончит Минскую высшую партийную школу, где ему при распределении предложат и партийную работу, и возглавить многотиражную газету или журнал, и даже какой-то отдел ГУМа. Но тот выберет работу на телевидении. И в 1970-х годах в редакции политвещания займет должность старшего редактора. А через год станет главным редактором Главной редакции пропаганды. Буквально, лет через пять его опыт, знания, широкий кругозор понадобятся директору телевизионных программ и он становится заместителем Генерального Директора. И только в 1980 году Владимир Николаевич почти на пятнадцать лет возглавит Главную редакцию информации Белорусского телевидения.
Именно там он станет членом Союза журналистов СССР. Ему присвоят звание Заслуженный работник культуры Белорусской ССР. Не раз будет победителем различных творческих конкурсов. Получит и медали, и Почетные грамоты не только разных ведомства, но и Президиума Верховного Совета БССР. Его занесут в Книгу Трудовой славы Белтелерадиокомпании.
Это уже в 1994 году, за год до пенсии, перейдет на Белорусское радио. Сначала на должность заместителя Генерального директора программ, а потом — заместителя директора эфирного вещания, и задержится в нашем рабочем строю еще на десять лет.
Владимир Николаевич Душкевич очень любил жизнь. Принимал участие в работе Минской городской организации ветеранов журналистики: участвовал в творческих конкурсах, а на встречах частенько мог даже запеть «…Занавесьте мне окна туманом, /В изголовье поставьте/ Упавшую с неба звезду…». Он еще прошлым летом за рулем видавшего виды «Москвича» возил на дачу свою семью, оберегал жену Валентину, ведущего диктора Белорусского радио, своих детей и внуков.
Давайте не будем пока произносить «Прощай…» — это слово расставания навсегда. Ведь Владимир Николаевич, ну, буквально, вчера еще был среди нас. Надеемся, что он так и останется с нами рядом – в памяти, в мыслях, в сердцах.
Искренне выражаем соболезнования родным, близким и тем, кто его знал, много лет трудился вместе с ним. Считаем, что наше журналистское сообщество понесло тяжелую утрату.
Секретариат Белорусского союза журналистов
Минская городская организация ветеранов журналистики