Помню 1965 год. Тогда День печати совпал с двадцатилетним юбилеем возрождения после войны старейшей белорусской деревенской газеты. Главный редактор Василий Илларионович Фесько рассказал, как это было невероятно сложно сделать. Заместитель Председателя Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Татьяна Васильевна Бирич вручила нам Почетные Грамоты и Грамоты Верховного Совета.
Сфотографировались на память. Все мы – и журналисты — фронтовики, и делающая в профессии только-только первые шаги молодая поросль — потом еще долго переживали этот эмоциональный праздничный подъем. Прошло почти шесть десятилетий, а вот меня до сих пор просто переполняет гордость за то, что я, всего-то заведующий нештатным отделом строительства «Сельской газеты», был не только принят в журналистское братство, но и за активное участие в печати даже награжден первой в своей жизни Правительственной наградой. Памятным оказался тот День печати на всю жизнь.
Мы и потом День советской печати каждый раз отмечали с размахом. Это был один из поводов собраться всем вместе и ощутить значимость и важность своей профессии. Конечно, знали, что советская печать зародилась 5 мая 1912 года, когда Ленин в первый раз подписал номер большевистской газеты «Правда». Но праздновали, скорее, по традиции. Пока нашу огромную страну по кусочкам не растащили по «национальным квартирам» и враз все годами существовавшие традиции, словно старую рухлядь, отправили на мусорку. А скорые на расправу новоявленные удельные князьки нового капитализма даже поспешили все «красные дни» календаря советских лет выкорчевать с корнем. Вот так и День печати как-то мгновенно «стал от нас далек». Его просто выкинули на помойку и, чтобы окончательно «похоронить» добрую традицию стали журналистам подыскивать новые даты для торжества. Скажем, в России, на родине «Правды», теперь День печати отмечается 13 января, когда в Москве была выпущена первая русская газета «Ведомости», в Украине – 27 мая, в Казахстане – 24 июня.
Давайте вернемся в то прошлое хотя бы на миг. Знаете, в те далекие 90-е после «перестроек» и «изменений форматов» журналистикой вдруг стали заправлять какие-то медиаменеджеры. Они-то и перевернули все средства массовой информации просто с ног на голову: выбили из-под ног пишущей братии необходимость вызывать у читателя и слушателя привычный интерес к личности и заставили их встать на колени перед «ее величеством» прибылью. Материалы без «перчинки», скандала или мутного закулисного разоблачения на газетных полосах и в эфире перестали появляться. Вдруг мы в одночасье стали утопать в болотной прессе с фейками, «чернухой», изобличением — всего того, за что в советской печати снимали с работы и без возврата в профессию. Нашего брата-журналиста заставили тайком заглядывать в плотно занавешенные окна и смаковать сладкую жизнь звезд эстрады и кино, нуворишей – ни с того, ни с сего появившихся «новых богачей», которые, словно сорная трава, вырастали из числа наших же бывших товарищей. Как-то вмиг было утрачено любопытство и внимание к обычному человеку труда.
Вспоминаю очерк Анатолия Аграновского в газете «Известия», который всегда искал героев не среди ВИП-персон, а в гуще трудового люда. Там он спрашивает официанта: «Не унизительно ли это – обслуживать?». «Как смотреть, — сказал тот. – Вот я вас обслужу, а вечером приду домой, раскрою «Известия» — вы меня будете обслуживать. Все мы друг другу служим». Журналист делает вывод: «Тут я понял, что буду о нем писать». Да, я и сам много писал о простых сельских строителях – бетонщиках, каменщиках, монтажниках, бригадирах. Порой, это было нелегко: обычно в человеке тогда не хватало какой-то «изюминки», которая бы вызывала любопытство – все тогда просто хорошо и честно работали и только. Но мы, журналисты, старались находить в своем герое такое, что наши очерки всегда привлекали читателей.
Как-то, еще в сентябре 1962 года, готовил полосу об успехах Ивьевской межколхозной строительной организации. Подготовил статьи руководителя, мастеров стройдвора, кирпичного завода, одного из участков; несколько колонок «говорят рационализаторы» , составил по годам график роста объемов строительных работ и количество сданных в колхозах района новостроек. А вот очерк вынашивал больше недели. Наш ответственный секретарь просто проходу мне не давал. Но я никак не мог найти ту «ниточку», с помощью которой можно было бы размотать клубок его жизни. Пока он мне не приснился.
В часов пять утра застучала моя пишущая машинка «Эрика». Мне важно было показать не совсем легкий путь мальчишки Вани Дубинского к своей мечте. Он мечтал строить дома. Но родители заставили его поступить в педучилище. Ему не нравилось все это. И Ваня со второго курса ушел на стройку. На пилораме таскал бревна, был грузчиком, бетонщиком, мотористом подъемных механизмов, окончил школу мастеров строителей и возглавил лучшую бригаду каменщиков. Думается, мне удалось показать, что мечты сбываются у тех, кто поверил в себя. И уже в часов десять очерк лежал на столе Семена Михайловича Мельникова, а через день полоса вышла в очередном номере газеты.
Для нас, советских журналистов, найти для газеты яркую личность из простого народа напоминало работу старателя, который промывает тонны песка, прежде чем вдруг появится золотой самородок. И их судьбы всегда вызывали любопытство.
А вот в период категоричного отказа либералов всех мастей от всего советского прошлого ни официанты, ни сельские строители, ни рабочие никак не вписывались в ситуацию сенсаций. Поэтому и полосы газет, и эфирное время заполонили красотки-модели, бросившие новоявленных олигархов, политики на чем свет ругающие свою страну, проворовавшиеся министры, разного рода бандиты и насильники. Нет, это было время какого-то бесовского шабаша, настоящее сборище ведьм в потемках. Честно говоря, это с западным привкусом либеральное наследие говорить все то, что взбредет в голову, уж больно прилично наследило на нашем информационном поле.
Когда-то русский историк Василий Ключевский разделил авторов на писателей и сочинителей. По его словам, писатель пишет, потому что у него есть мысль, а сочинитель выдумывает мысль, чтобы что-нибудь написать. И такие вот сочинители как-то стремительно, словно одуванчики после дождичка, подняли свои головы из небытия, расправили плечи и пытались перекроить всю прессу на свой лад. Думается, в прежние времена они не пробились бы даже в стенгазеты, а тем более — на страницы многотиражек. Василий Осипович считал, что газета приучает читателя размышлять о том, что не знает, и знать то, что не понимает. Понятно, что сочинителям без собственных этико-тактических взглядов, без профессиональной культуры не дано сделать такую газету.
Знаете, и белорусские прозападные либералы долгое время пытались мутить воду, вносить в общество неразбериху, разброд и шатание, пока Президент своим Указом не положил этому конец. В 1996 году День печати был установлен в честь первого выхода газеты «Правда» — 5 мая, хотя белорусская печать имеет более глубокие корни. А все потому, что молодой Президент, кстати, историк по образованию, видел положительные моменты в каждом периоде истории Беларуси. Думается, в этом и есть дань уважения старейшему поколению журналистов, которые с этим праздником прошли войну, восстановление из пепла страны, годы становления суверенной Беларуси.
На этот раз Минская городская организация ветеранов журналистики команду своей молодости собрала после covida и тревожных попыток «змагароў» местного разлива «взорвать» наши государственные устои. Порадовало, что на «зов трубы» откликнулось рекордное количество пишущей старой гвардии. А ведь года каждого «гвардейца» уже не сосчитать по пальцам. За их плечами десятки лет печатной и эфирной практики. Но они и сегодня еще не собираются зачехлять свои перья, они и сегодня еще в журналистском строю. Не зря же говорят, что не возраст определяет состояние души. И это показали творческие конкурсы. Их активность заставляет с уважением склонить голову перед верностью профессии. Мне кажется, это и ветеранов журналистики заслуга в том, что слухи о закате печатного слова слишком преувеличены.
Господи, кто только не предрекал в эпоху интернета незавидное будущее газет и журналов: чуть ли ни хором исполняли траурные марши. А бумажная пресса, смотри-ка, не только живет и здравствует, но и, по мнению социологов, набирает у читателей и доверие, и авторитет. А ларчик открывается просто. В интернете обычно идет соревнование за оперативность подачи информации. И эта спешка, порой, с авторами играет злую шутку: допускаются ошибки и даже обычные фейки. Иногда ее могут поправить, изменить или совсем убрать, что часто вызывает и раздражение, и вовсе недоверие. Печатное же слово берет на себя функцию не только информировать, но и объяснять, анализировать, погрузиться в тему глубже, предоставлять слово авторитетному эксперту, заставлять читателя думать. Тут уж больше не подкорректируешь новость.
В этот День печати все началось с вручений престижных дипломов и знаков лауреатов победителям традиционного конкурса Союза журналистов «Золотое перо». И среди двух десятков молодых журналистов из республиканских, областных и районных газет Витебска, Гомеля, Орши, Добруша, Березы, Светлогорска победителями этого конкурса стали и ветераны журналистики. Все-таки мудро поступил Секретариат союза журналистов, что прислушался к настоятельным просьбам ветеранской организации и допустил участвовать в конкурсе всех тех, кто не растерял своего творческого запала, кто до зрелого возраста еще задержался в журналистике лишь потому, что у него не угасли интерес к жизни и любопытство, в котором и кроется та самая жажда узнавать, понимать, творить, рассказывать. И пусть в их окошко уже давным-давно стучится безжалостный дождик осенний, но это заставляет неугомонную пишущую братию садиться за письменный стол, а не давить сутками кресло перед телевизором.
В номинации «За гражданскую позицию журналиста» Андрей Евгеньевич Кривошеев вручил награду Борису Алексеевичу Крепаку за серию просто удивительных рассказов о художниках, скульпторах, писателях. Этого эрудированного и опытного искусствоведа, историка и критика искусства, журналиста, в его 83 года, можно часто видеть на вернисажах, в музеях, на кинофестивалях, концертах, в театрах, издательствах, редакциях газет и журналов. Он, кроме современного изобразительного искусства, исследует и пишет о жизни и наследии основателей белорусской художественной школы, скажем, о творчестве витебских авангардистов 20-х годов, художников «Парижской школы», выросших на нашей земле. Борис Алексеевич не только член Союза журналистов, но и член Союзов художников, литературно- художественных критиков, Ассоциации искусствоведов, Лауреат государственной премии «За духовное возрождение», награжден медалью Франциска Скорины, автор десятка книг. Для него журналистика давным-давно уже не профессия, а образ жизни. Нет, это просто его судьба.
А вот патриарх белорусской журналистики Михаил Шиманский, который уже более 70 лет предан нашей профессии, стал лауреатом конкурса «Золотое перо» за материалы, посвященные «Году исторической памяти». После того, как заметочку пятиклассника Миши из деревни Пешки напечатали в Березовской районной газете «Пламя», мальчик так и остался на всю жизнь преданным печатному слову. После окончания БГУ добрых десяток лет отдал газете «Звязда», почти три десятилетия был собкором газеты «Известия» по Беларуси. Михаил Николаевич, как видим, и сейчас еще пишет, и сейчас еще так пишет, что готов выигрывать творческие конкурсы любого уровня. Казалось бы, он уже взошел на журналистский Эверест, получил мыслимые и немыслимые звания и награды – член Союзов писателей и журналистов, Заслуженный работник культуры Белорусской ССР, Лауреат и Государственной премии, и специальной премии Президента, победитель многих республиканских и международных конкурсов, награжден орденами и медалями, автор почти тридцати книг – а все равно не может еще прожить ни дня без строчки.
Приятно, что уже несколько лет Секретариат Союза практикует вот такие совместные награждения победителей конкурса — и ветеранов, и молодых журналистов. И тут, думается, преследуется не столько воспитательный момент, сколько — патриотический. Согласитесь, чтобы писать в таком преклонном возрасте так ярко и содержательно, надо не просто любить свою профессию, но и людей своего Отечества, которые оставили глубокий след на родной земле. И пусть молодежь другими глазами посмотрит на старшее поколение и будет к нему чуточку милосерднее и добрее. Это же своего рода мостик между нашим прошлым и будущим. И потом. Важно, чтобы такие талантливые и мудрые ветераны не затерялись в суете сегодняшней такой непростой и бурлящей жизни.
Ну, а после состоялась торжественная встреча ветеранов журналистики. Сергей Дмитриевич Сверкунов зачитал приветственное обращение Президента, поблагодарил коллег за активную жизненную позицию, высказал немало теплых и дружеских пожеланий. Кому-то из шестидесяти присутствующих повезло рассказать счастливый случай празднования Дня печати в советские годы. По традиции подвели итоги творческого конкурса и вручили победителям конверты с премиями. А премии, кстати, получили все участники творческого состязания. Даже те, кто не поднялся на призовые места, получил за участие поощрительное вознаграждение.
На этот раз в конкурсе участвовало почти сорок процентов численного состава Минской городской организации ветеранов журналистики. Огорчило, что не было претендентов на Гран-При Белорусского союза журналистов и в номинации «Авторы сценариев телевизионных и радио программ». Мало оказалось авторов материалов в электронных СМИ и блогеров. Зато больше конкурентов «боролось» за специальную премию, посвященную «Году исторической памяти» да и фотожурналисты провели немало тематических фотовыставок, причем, даже в Китае, выпустили несколько заметных фотоальбомов, напечатали в газетах и журналах немало просто очаровательных фотоснимков наших современников. Как обычно, оказалось немало авторов изданных книг, газетных и журнальных публикаций и это еще раз убеждает нас в том, что преждевременно справлять панихиду по издревле живущему печатному слову.
Мы привыкли, что наши ветераны журналистики в своей творческой работе используют классические источники для своих публикаций – газеты, журналы, радио, телевидение, фотовыставки. А вот некоторые нашли себя совсем в других сферах творческой деятельности. Скажем, тележурналист Татьяна Михайловна Семенченко стала активным блогером и пропагандирует здоровый образ жизни, журналист газеты Элеонора Петровна Коктыш пишет картины и даже участвует в картинных галереях, радиожурналист Нина Ивановна Корольчук вдруг стала в журнале “Кухонька” предлагать кулинарные рецепты. А ее советы для дома, семьи, жизни человека, про здоровую еду и лекарственные травы регулярно печатают журналы “Житейская газета”, “Сам себе доктор”, “100 вопросов. 100 советов” А фотожурналист Александр Лобода вот уже почти тридцать лет является членом научно-практической экспедиции “Дорога к святыням”. Александр Михайлович совместно с литераторами и учеными ежегодно за пять дней до Дня белорусской письменности по пути до места назначения бывает в городах, рабочих поселках, деревнях, где обычно показывает передвижную фотовыставку своих фоторабот и выступает перед зрителями с рассказами об истории Беларуси, природе края, его животном мире, памятниках архитектуры. Эту экспедицию еще в 1994 году организовала член Минской городской организации ветеранов журналистики, белорусская поэтесса, тележурналист Нина Семеновна Загорская. В 2022 году такой литературный “кресный ход” дошел до Добруша, где и проводились Дни белорусской письменности.
Галиновская Нина Васильевна стала детским писателем, Евгений Петрович Шмерко регулярно готовит для газеты “СБ. Беларусь сегодня” страничку “Аптечка природы”, а Виктор Викторович Савицкий на страницах газет и журналов ведет с читателями разговор о жилищном законодательстве и проблемах жилищного хозяйства, отвечает на их письма. Татьяна Владимировна Малмыго для студентов журфака БГУ пишет исследовательские работы по радиожурналистике. Михаил Павлович Кенько в прошлом году написал работу “Особенности художественного перевода в Беларуси”. По книге Василия Александровича Ширко «Дзед Манюк і ўнукі” в прошлом году поставили радиоспектакль для детей. Этот спектакль звучит в радиоэфире довольно часто.
Отрадно, что на этот раз участники конкурса представили опубликованных издательствами, редакциями газет и журналов, электронными СМИ работ больше, чем в прошлом году – почти 280. Это и книги, и монографии, и аналитические статьи, и публицистика, и фотоальбомы, и даже фильмы. Скажем, только у Эммануила Григорьевича Иоффе больше тридцати работ, больше двадцати – у Бориса Алексеевича Крепака и Евгения Петровича Шмерко, больше десяти – у Владимира Борисовича Самойлова, Павла Васильевича Боянкова, Анатолия Прокофьевича Дрибаса, Юрия Сергеевича Иванова, Нины Ивановны Корольчук. Тем, кто не успел еще опубликоваться, мы тоже предложили поучаствовать в конкурсе. Так в номинации «Авторы рукописных материалов, подготовленных к печати» приняло участие добрый десяток ветеранов журналистики.
А завершили мы свой профессиональный праздник легким фуршетом. Каждый из участников дал волю своим эмоциям, когда оказывался в окружении коллег по своему журналистскому цеху. Мы создали секции, эти своеобразные «клубы по интересам», чтобы и газетчики, и журналисты телевидения и радио, и фотокорреспонденты могли пообщаться и, как в той фронтовой песне, вспомнить не только «друзей-товарищей», но и «свою роту», с которой бывал не раз в «огнях-пожарищах» нелегких журналистских будней.
Владимир Ландер, председатель Минской городской организации ветеранов журналистики.
Фото. Анатолия Дрибаса и члена Бюро Николая Шарая.