Пожалуй, в Минске нет такого ветерана журналистики, который бы не был знаком с самим Эдуардом Зарицким и не знал его богатое музыкальное наследие. Журналисты музыкальных или литературно-драматических редакций телевидения и радио, отделов культуры газет и журналов не раз приглашали Эдуарда Борисовича в свои программы, просили написать музыку к спектаклям, отдавали ему целые полосы, писали о нем очерки. А далекие от этой тематики журналисты частенько напевали: «Сонца яснае свяціла, аж іскрылася/ Галава ад незабудак закружылася…” или “Ночные костры. Ночные костры. Наши песни звучали до самой зори…». Просто песни этого композитора как-то легко и надолго западают в душу человека. Как раз в этом и есть сила лирической песни. Она создает такой особый красочный мир, который для каждого из нас выражает чуть ли не личные мысли, чувства, переживания. Такие песни заставляют размышлять.
Ведь в нашей истории уже так было. Помнится, мы, послевоенные пацаны, вместе со старшим поколением подпевали исповедь девушки, которая «выходила на берег крутой» и пела своему любимому, рассказы бойцов, как «бьется в тесной печурке огонь», а в землянке играет гармонь, как «на рейде большом легла тишина», а на корабле снова слышен был баян, как «строчит пулеметчик за синий платочек». Согласитесь, здесь слилось все воедино – и слова, и музыка: слово информирует, а доступная каждому музыка создает настроение. Вот почему давным-давно написанные песенные шедевры совсем не стареют.
Не стареет и музыкальная лирика нашего талантливого современника Эдуарда Зарицкого. Просто Эдуард Борисович продолжил традиции лучших песенников-лириков советской страны. И когда нас пригласили на вечер его памяти, мы сразу же охотно потянулись к Дому дружбы.
В переполненном актовом зале чувствовалось молчаливое ожидание, спокойное, как на море штиль. А тут собрались друзья композитора, поклонники его творчества, представители творческих союзов, студенты и школьники, активисты народной дипломатии. На огромном экране заставка – портрет Зарицкого и слова поэта Сергея Понизника, авторов гимна Белорусского общества дружбы. Рядом открытый рояль, за который, кажется, вот-вот сядет сам композитор. Звучит этот самый гимн. И вдруг голос Эдуарда Борисовича: совсем коротенький отрывок его интервью. Знаете, это было трогательно до слез. Показалось, что даже те, кто с ним и не встречался, узнали в нем своего друга.
Открывая вечер, директор Дома дружбы Нина Семеновна Иванова пояснила: «Мы в эти дни отмечаем, конечно, не юбилей Эдуарда Зарицкого, а только 77-летие. Но скоро будет пять лет, как мы потеряли этого талантливого музыканта и невероятно доброго, скромного и общительного человека».
Эдуард Борисович любил это место. Часто приходил сюда на мероприятия и просто пообщаться с активистами народной дипломатии. Бывало, здесь он часами за роялем показывал свои музыкальные новинки. У него был сочный голос. Его хотелось слушать. А песни-то какие…такие звучные, душевные. Дом дружбы частенько навещали талантливые люди — и его коллеги-музыканты, и его друзья певцы. Музыка композитора каждый раз звучит в гимнах — Дома дружбы и Общества «Беларусь-Китай».
Очень хорошо знал виновника торжества и ведущий вечера Анатолий Бутевич – писатель, дипломат, член Президиума Белорусского общества дружбы, Председатель общества «Беларусь-Польша». Анатолий Иванович всегда поражался трудоспособности композитора, у которого чуть ли не переполненным просто выдающимися музыкальными драгоценностями оказался его личный ларец. В молодости он мог за день написать несколько произведений — вальс, польку, джаз, рок-музыку. Эдуард Борисович, действительно, оставил своим землякам богатейшее наследство, прямо-таки, общечеловеческих ценностей.
Этот творчески даровитый человек появился на свет в городке Красный Кут под Саратовом буквально после войны, 9 февраля 1946 года в музыкальной семье. Но уже через два года оказался в Минске и в пять лет сидел за партой музыкальной школы при Белорусской консерватории. Его послевоенному детству – не позавидуешь. Одному Богу известно, как могли родители так рано в своем пятилетнем мальчишке разглядеть способности к музыке и усадить его за скрипку. Это уже потом он вспоминал, как дома смычком открывал старинные часы. Тогда же Эдику положено было час в день заниматься музыкой, а так хотелось во дворе с пацанами погонять в футбол. Через год занятий «из-под палки» любимое чадо вдруг возмутилось: «Но хоть об мою голову ее сломайте, но учиться на ней не буду!». Зная упрямый характер своего ребенка, родители посадили его за фортепиано. И тот все равно продолжил заниматься музыкой. Учился играть даже на баяне.
После школы Эдик Зарицкий стал студентом Белорусской государственной консерватории по классу композиции профессора Анатолия Богатырева, по сути дела поступил на композиторский факультет. А в 1970 году дипломированный музыкант во время службы в армии играет в вокально-инструментальном ансамбле на электрооргане и даже на аккордеоне, начинает сочинять серьезные академические композиции, которые заметили в Белорусском союзе композиторов и за это принимают его в свои ряды. Солдат Зарицкий тогда стал самым молодым членом Союза композиторов: ему было всего-то двадцать лет.
Повесив в шкафчик солдатский мундир, Эдуард Зарицкий почти десять лет в Театре юного зрителя Минска не просто заведует всем музыкальным оформлением спектаклей, но и руководит работой оркестра, концертмейстеров, звукорежиссеров, радиотехников. Еще и успевает делать разные аранжировки, пишет музыку для театра имени Янки Купалы к спектаклю «Снежная королева», к спектаклю Андрея Макаенка «Трибунал», который ставился в Москве. Эдуард Борисович активно пишет музыку для кино и мультфильмов. Композитор выдает на-гора симфонии, сюиты, концерты для гобоя и валторны с оркестром.
Как раз в это время ведущим жанром в его творчестве становится песня. А пришел он к ней намного раньше, когда еще на четвертом курсе стал участником белорусской команды КВН и написал для нее много коротеньких песенок и музыкальных куплетов. Эдуард Борисович всегда считал, что его участие в «Клубе веселых и находчивых» было для него, как для музыканта, отличной школой. Но вот самую первую песню, как он считает, написал только в армии.
И сегодня композитор Эдуард Зарицкий самый настоящий песенный гуру. Он оставил для нас более шестисот песен. Нашему брату, журналисту, часто говорил, что «испорчен» хорошей поэзией. Вспоминаются его слова: «Когда я только-только начинал писать песни, сразу же понял, что поэзия должна быть настоящей, чтобы текст песни люди могли растащить на цитаты, передавать из уст в уста и воспринимать на слух. Именно такая поэзия обязательно «поднимет» музыку даже начинающего композитора. И мне повезло, меня судьба свела с хорошими современными белорусскими поэтами, с которыми дружил». Скажем, слова песни «Незабудка» написал Владимир Каризна, «Белыя крылы» — Геннадий Буравкин, «Палыновая ростань» — Нил Гилевич, «Так пришла к нам победа!» — Михаил Ясень.
Очень важно, что среди авторов стихов, положенных на музыку композитора Эдуарда Зарицкого классики белорусской и русской литературы Максим Богаданович, Франтишек Богушевич, Михаил Лермонтов, Владислав Сырокомля, Расул Гамзатов, Роберт Рождественский Лариса Рубальская…Причем, Эдуарда Борисовича по праву считали большим знатокам литературы: его собранию книг в домашней библиотеке завидовали многие библиофилы. И он их не просто ставил на полки, а тщательно читал. И это видно по его музыкальным циклам, созданным для Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки Беларуси. К 200-летию со дня рождения Адама Мицкевича композитор создает концертную музыкальную программу на стихи поэта «Адкажы, родны Неман». Успех этого цикла вдохновил на создание новых – на стихи Якуба Коласа «Край ясназорны», Янки Купалы, Владимира Короткевича «»Зямля дзядоў». Поверьте, без глубокого знания литературного материала вряд ли могли получиться цельные концертные программы. А так, благодаря Эдуарду Зарицкому даже далекие от литературы люди помнят наизусть стихи белорусских классиков.
Его музыкальный ларец настолько богат, что прекрасных певческих произведений хватило всем – и популярным эстрадным артистам, и еще только начинающим, и вокальным ансамблям, и сценическим актерам. Песни Эдуарда Борисовича пели лучшие эстрадные голоса и вокальные коллективы Советского Союза – Виктор Вуячич, Ярослав Евдокимов, Филипп Киркоров, Ирина Дорофеева, ансамбли «Сябры», «Чистый голос», «Чараўніцы», песни и танца Вооруженных сил Беларуси. Песни Эдуарда Зарицкого постоянно звучат на международном фестивале «Славянский базар в Витебске», фестивале поэзии и музыки в Молодечно, областных песенных смотрах и конкурсах.
Причем, кто-то пел его баллады о войне, такие, как «Лясныя салдаты», «Набат тишины», «Красный флаг».; кто-то – серенады о любви к женщине – «Я вернусь», «Зорачка», «Листок календаря»; а кто-то – песни-поэмы про нашу Беларусь. А вот под «Калыханку» Эдуарда Зарицкого, которую исполнял Валерий Дайнеко, отправлялись спать тысячи малышей.
А между тем, актовый зал Дома дружбы был просто переполнен не только добрыми словами в адрес композитора Эдуарда Зарицкого, но и его музыкой.
Вот к микрофону подходит Председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич, автор вокально-симфонических, камерных и хоровых произведений, эстрадных песен, вокальных циклов для детей, музыки к детским спектаклям и мюзиклам. Кстати, она стала первой женщиной, которая не побоялась встать за штурвал этого старейшего объединения известных на весь мир этаких белорусских зубров музыки. Елена Викторовна в этом союзе уже почти тридцать лет. Она вспоминает: «Когда я начала заниматься музыкой, Эдуард Борисович был уже известным композитором. Но он к нам, молодым музыкантам, относился уважительно: никогда своего превосходства не демонстрировал. Знаете, Эдуард Зарицкий у маэстро Михаила Финберга был «правой рукой», всегда помогал исполнителям, как говорят, до блеска оттачивать вокальные номера. А вот у нас в Союзе на его плечи, как Первого заместителя, легли все обязанности руководителя, так как, вы, очевидно, наслышаны, что Игорь Михайлович Лученок долго и тяжело болел. Потом и сам Эдуард Борисович заболел. Но он работал до последних своих дней. Помню, ему надо было быть в жюри конкурса «Маладыя таленты Беларусі”. Так он примчался туда прямо из больницы. А через полтора месяца его не стало”.
А в зале звучат музыкальные пьесы композитора для фортепиано и для виолончели в исполнении артистов “Белгосфилармонии”, которые сопровождаются прекрасными белорусскими пейзажами на видеоэкране.
На этот раз сначала к микрофону подошла Татьяна Анатольевна Пархимович, заместитель начальника управления профессионального искусства Министерства культуры Беларуси, которая призвала бережно сохранять бесценное наследие композитора Эдуарда Зарицкого для потомков. А ведь у него, действительно, богатейший нотный архив. У него шесть оркестровых сюит. У него музыка почти к тридцати спектаклям и кинофильмам. У него три концерта для разных инструментов с оркестром – валторны и габоя.
Потом взял слово поэт Андрей Скоринкин. Ну, а член Президиума Белорусского общества дружбы Владимир Александрович Гилип, друг композитора, сказал, что Эдуард Борисович называл Дом дружбы семейным домом. И это именно так. Обычно, сюда творческие люди всегда приходили семьями. А Эдуард Зарицкий здесь еще встречался со своими друзьями из других стран. А вот композитор Леонид Захлевный выразил огорчение, что так рано ушел из жизни его коллега по музыкальному цеху. Он бы мог для белорусской культуры еще очень и очень много сделать. Вспомнил, что Эдуард Борисович искренне радовался чужому успеху и повторял: “Всякому талантливому человеку у нас всегда место найдется”.
И снова в зале солисты “Белгосфилармонии”. Их сменяют ученики и преподаватели музыкальной школы №10 имени Евгения Глебова. И все это время звучат песни и музыка Эдуарда Зарицкого.
Вспомнились слова Эдуарда Борисовича: “Я никогда не считал себя детским композитором, но мне эта работа очень понравилась”. Думается, все началось с ТЮЗа, когда почти десять лет все спектакли театра шли в сопровождении его музыки. А сделав себе имя на эстрадных песнях, композитор вдруг почувствовал потребность не только сочинять для детей, но и помогать юным певцам совершенствоваться, помогать находить все новые и новые таланты. Хотя он и понял, что для детей писать музыку намного сложнее, чем для взрослых: их, этих хитрющих маленьких бестий, обмануть просто невозможно. Поэтому Эдуард Борисович считал, что для них создавать надо “яркую, светлую и искреннюю музыку”. И часто повторял: “Манной кашей их сейчас кормить уже бесполезно”.
Композитор всегда был желанным гостем не только у детей музкальных и общеобразовательных школ, но и, как ни странно может показаться, у рабочих заводов и фабрик. Помнится знаменитый конкурс “БелАЗовский аккорд”. Так вот, это было детище Эдуарда Борисовича. Там он семь лет подряд был председателем жюри. А вообще, Эдуард Зарицкий считался прекрасным “жюристом”. Его приглашали в жюри многих музыкальных конкурсов. А каждый национальный отбор для детского “Евровидения” он жюри всегда возглавлял. Говорят, “судил” строго, но справедливо: не осудил ни одного человека. Понимал хорошо, что в мире искусства всем найдется свое место.
Время пролетело, словно, вздох разочарования. Вот и прощальные слова ведущего этого удивительного вечера Анатолия Бутевича. Вот последняя песня композитора. Вот на экране посвящение Эдуарду Зарицкому от Сергея Понизника:
Хай вам ноты, як лілеі,
Карагодзяць юбілеі,
Каб Народныя Алеі
Чулі новы старт.
Узнясення, Эдуард!
А уходить не хотелось. Этот вечер разворошил светлые и добрые воспоминания о человеке, который представлял эпоху композиторов-интеллектуалов, музыкально образованных, с багажом общекультурных знаний. Да, Эдуард Борисович Зарицкий был Народным артистом Беларуси, носил звание “Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь”, награжден орденом Франциска Скорины. Но главная его награда – это, во-первых, оставленное им несметное музыкальное богатство для белорусской культуры, а во-вторых, фантастическая народная память благодарных белорусов, для которых он был не только создателем музыкальных шедевров, но и верным другом, умным советчиком, удивительно щедрым покровителем.
Владимир Ландер, Председатель Минской городской организации ветеранов журналистики.
Евгения Артюшкевич, Руководитель секции журналистов телевидения
Фото: Юрия Иванова, члена секции фотожурналистов.