Зарисовки с натуры фотохудожника

Ветеран

Так назвал очередную свою 37-ю выставку давным-давно признанный мастер фотографии, член Минской городской организации ветеранов журналистики Анатолий Дрибас. Конечно, тесновато оказалось в зале Белорусского союза дизайнеров на улице Брилевского и вместить даже частичку накопленного за сорок лет работы в фотожурналистике богатства мастеру оказалось проблематичным. Ему пришлось отобрать на суд зрителя только около тридцати самых ярких, самых выразительных, самых эмоциональных фотозарисовок нашей невероятно изумительной по красоте и притягательной силе белорусской природы. Причем, большинство работ сделаны всего-то за последние пару лет. И многим почитателям таланта фотохудожника еще даже и неизвестны.

Вообще-то, этот, действительно, талантливый фотохудожник выпускник Минского радиотехнического института и добрых лет девять служил – то в Конструкторском приборостроительном бюро, то на кафедре радиоприемных устройств радиотехнического института. Помогал фотографам: изобрел реле времени печати, принтер-автомат для цветной печати и много еще чего полезного. А потом и его самого с головой засосало это невероятно увлекательное фотодело. И уже с 1982 года Анатолий Дрибас в штате издательства Белорусской энциклопедии. На должности лаборанта был недолго, а вот фотокорреспондентом – несколько десятков лет.

Да, фотонаследство этого мастера невероятно богатое. Судите сами. Издательством выпущено 45 книг, в которых  все фотографии Анатолия Дрибаса, 80 фотоальбомов, где почти вся иллюстрация создана его руками. Думается, всем известны — восемь альбомов о Минске, заметная серия о памятниках культуры Беларуси: «Органы Беларуси», «Живая вера. Ветка», «Замковая Беларусь», «Мирский замок». Если покопаться в его архивах, то там  найдутся фотоальбомы «Хатынь», «Ю.М. Пэн», «Борисов», «Шклов», «Истоки вдохновения», «Неповторимые мгновения», «Алмаз – 20 лет в действии». Его работы постоянно были на страницах газеты «Минский курьер», журнала «Родная прырода». Имя белорусского фотомастера знают даже в Китае: он не раз рассказывал языком фотографии о Беларуси на международной Шанхайской выставке. Фотохудожник своей фотокамерой и сегодня еще пишет историю нашей маленькой, но гордой суверенной страны.

Конечно, этот фотомастер умеет снимать все – и фабрики, и заводы, и города, и различные интерьеры, и произведения искусств. Но вот любимой темой его творчества  был и остается все-таки белорусский пейзаж. Анатолий Дрибас очень любит осень, когда кроны деревьев багряные и охристые, любит раннее утро, когда можно «поймать» в объективе туман или первые лучи солнышка. Нет, он не только прагматик, но и романтик. Своим фотоглазом художник тонко подмечает такие детали природы, что на его снимках появляются настоящие поэтический образы.

Открывая фотовыставку Анатолия Дрибаса, Председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский назвал Анатолия Прокофьевича одним из лучших белорусских фотографов- пейзажистов.

Некоторые считают пейзажную фотографию этаким легким жанром, мол, с ней легко справится и начинающий фотограф-школяр. Конечно, этот жанр не требует молниеносной реакции, как, скажем, репортажная съемка. Это и не портретная съемка, где нужна довольно продолжительная предварительная  подготовка. И все-таки здесь нужны навыки художника, чтобы сначала найти наиболее выразительное место и сочетание объектов для съемки, а уж потом правильно их разместить в кадре. Согласитесь, у фотохудожника-пейзажиста как раз не протокольно точное воспроизведение того или иного уголка природы,  так привычного нашему глазу, а образное художественное видение: тут важны не только точность выбора места съемки, но и выбор правильной композиции, цветовые контрасты, акценты на формах и линиях, тут важны – и правдивость, и живописность, и даже поэтичность фотоизображения. Вот тогда-то художественный пейзаж, созданный средствами фотографии, сможет вызвать у зрителя те же глубокие эмоциональные переживания, что и пейзаж, выполненный средствами живописи.

Можно убедиться в этом только, если посетить открывшуюся замечательную пейзажную фотовыставку на улице Брилевского, 14, которая будет работать почти до конца февраля. Вы там повстречаете в лесной чаще парочку зубров, полюбуетесь на дружное семейство аистов в просторном гнезде на самой верхотуре старого дерева, через густую крону – этакую мохнатую шапку из веток и листьев – увидите смешное лучистое солнышко, полюбуетесь стайкой независимых уточек на озере посреди леса, на самом рассвете встретитесь с рыбаками на длинном озерном язычке земли, за которыми в листве дерева как бы застряло личико только-только проснувшегося утреннего светила. Нет, такую красоту просто надо видеть.

Надо обратить внимание, что пейзажист Анатолий Дрибас старается показать не красивое вообще, а показать так красиво то, мимо чего мы с вами просто проходим без эмоций. Старается природу снять так, чтобы у зрителя дух захватывало, чтобы тот у снимка задумывался и сам захотел выйти навстречу первым лучам солнца, застать стелящийся по полю и лесным чащам туман, услышать громкую разноголосую утреннюю перекличку пернатых. Ведь, это же не просто красиво, но и незабываемо.

Эту особенность фотомастера подмечали присутствующие на открытии этой выставки его друзья по ФотоКлубу «Минск» Анатолий Кухарчук, Александр Рабцевич, Андрей Нищук. Возле экспозиции радовался за коллегу и сам Председатель клуба Владимир Павлов. Ведь Анатолию Дрибасу именно они еще в 2005 году предложили организовать свою первую персональную выставку в «Доме фото» на улице Мясникова. Тогда его творческий багаж оказался достаточным для показа широкому зрителю. И он представил самые разные направления фотографии – и городские силуэты, и макросъемку, и панорамное изображение, и, конечно же, любимый свой жанр – пейзаж, природу родного края. С тех пор прошло почти двадцать лет и творческое наследие фотохудожника Анатолия Дрибаса радовало зрителей более сорока белорусских городов – Гродно, Полоцк, Бобруйск…

Среди нескольких десятков присутствующих оказались художники Наталья Суховерхова и Алла Лагун, скульптор  Евгений Колчев, кинооператор и фотограф Юрий Плющев. Их уже давно привлекает творчество этого большого фотомастера.

На открытие очередной персональной выставки Анатолия Дрибаса пришли поддержать и поздравить своего коллегу по цеху и ветераны журналистики – член Правления Белорусского союза журналистов Тамара Вятская, Валентина Сманцер, Николай Шарай, руководитель секции фотожурналистов и дизайнеров Минской городской организации ветеранов журналистики. Кстати, Николай Алексеевич в своем выступлении радовался успехам фотохудожника и пожелал ему не спешить в его солидном возрасте усаживаться удобно в кресло перед телевизором, а именно творчеством созидать ту мистическую сказочную тишину, которая в его фотоработах сможет своей красотой спасти мир.

Хотелось бы, чтобы как можно больше зрителей познакомилось с философией уже ставшего легендой фотохудожника, основанной на наблюдении, понимании и уважении мира, в котором мы живем. Для Анатолия Прокофьевича Дрибаса уже давным-давно фотография такой же творческий инструмент для смешения человеческих эмоций, как кисть для художника или ручка для писателя.

Владимир Ландер,  Председатель Минской городской организации ветеранов журналистики

Фото. Николая Шарая, руководителя секции



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *