Федор Боровой решил вступить в нашу Минскую городскую организацию ветеранов журналистики. Подумалось, а зачем это ему понадобилось. Ведь, Федору Ивановичу уже за семьдесят и он давным-давно известный не просто поэт-лирик, поэт-романтик, но и поэт песенник. Он член Союза писателей Беларуси, Почетный член Союза писателей России, дипломант различных песенных конкурсов и телевизионных программ и даже международного конкурса военно-патриотической песни в Москве. За умение емко и точно выражать мысли, его с распростертыми объятиями приняли в творческую интеллектуальную семью, хотя он более пятидесяти лет отработал в системе автомобильного транспорта Беларуси. На его стихи лучшие белорусские композиторы народные артисты Валерий Иванов и Эдуард Зарицкий, Владимир Суколинский и Геннадий Маркевич писали песни, а известные вокалисты Заслуженного коллектива «Национального академического концертного оркестра Беларуси имени М.Я. Финберга», Белорусского государственного академического музыкального театра, ансамбля «Камерата» до сих пор исполняют их на сценических площадках. У Федора Ивановича вышло из печати несколько поэтических сборников – «Нет меня без тебя», «На краю любви», «Теперь о главном», несколько песенных сборников – «Весна», «У века на руках» и др. Не так давно увидела свет его новая книга очерков «Дорога – жизнь» о людях, с которыми сам автор плечом к плечу не только трудился, но и шел по жизни долгие годы — о министре автотранспорта, директорах автопредприятий, водителях-международниках, профессоре университета, артистах эстрады, скульпторе, спортсменке да и просто о своих близких друзьях.
Думается, ларчик открывается просто. Он когда-то свой журналистский путь начинал со стенгазеты предприятия, а потом несколько лет писал в газеты и журналы республики о своих коллегах. И быть бы ему журналистом, если бы его не увлекло за собой поэтическое слово. А когда Федор Иванович попал в наше общество ветеранов журналистики и встретил не просто единомышленников по творческому цеху, но и ценителей, и даже почитателей его таланта, показалось, ему просто вспомнились слова любимого Пушкина: «И вспоминать былые годы,/ Таков, увы, закон природы…». Все-таки не хотелось умудренному жизненным опытом человеку расставаться с памятью о тех событиях, не хотелось отрекаться от своего романтического прошлого, которое его вывело на поэтическую стезю. И он нас, с годами уже поседевших журналистов, пригласил на очередной свой творческий вечер. А мы взяли и пришли.
Пришли в Центральную городскую библиотеку имени Янки Купалы, где в зале собралось уже почти сто человек почитателей таланта поэта. А Федор Иванович, чтобы раскрыть все потаенные уголки своего творчества, на этот раз пригласил не профессиональных артистов, а разных специалистов сферы экономики, которые уже много лет в свободное от работы время пишут музыку, играют на инструментах, занимаются вокалом и разговорным жанром. Скажем, специалист по комплектации строек Игорь Аксенов пишет музыку, поет, играет на разных инструментах, из сферы бизнеса и его дочь певица Ольга Надулич. Уже пенсионер Наталья Хаткевич оказалась не только прекрасным мастером читать стихи, настоящим артистом художественного слова, но и вокалистом. Блеснул своим певческим мастерством и молодой Назар Проходский. А творческий вечер провела специалист по рекламе Ольга Грин, которая и стихи поэта читала, и его песни пела. Они, поверьте, делали все это профессионально. Мне показалось, что Федор Иванович Боровой этим хотел показать, как богата наша белорусская земля талантами. Ведь, его поэтический дар вышел на-гора из недр той же самой производственной сферы, в которой крутятся знатоки его творчества.
Федор Иванович Боровой пока выучился на инженера-механика, пока стал пристально вглядываться во внутренний мир человека и находить там — то драму сердца, то драму судьбы, то драму времени, в Минске на домостроительном комбинате был разнорабочим, грузчиком, плотником, учился и на дневном, и на вечернем отделении Белорусского политехнического института. Настойчиво «грыз гранит науки» этот юноша с довольно трагической послевоенной биографией еще и потому, что в нем был уже самой природой заложен талант, дар одаренности, интуиции, сострадания. Кажется, его от самого рождения кто-то искрой божьей свыше наделил.
Родился Федя Боровой как раз «за две недели до Покрова» в затерянной среди лесов и болот деревушке Слободка, где-то между Паричами и Октябрьским, на Гомельщине – и от ближайшей железнодорожной станции она почти за три десятка километров да и до райцентра — не ближний свет. Когда-то там было только семь дворов и она входила в состав поместья Китай-Болота, а называлась Китай-Болотская Слободка. При Советской власти она входила в состав колхоза имени В.И. Ленина. А в начале войны местные партизаны в деревне разгромили немецкий гарнизон. Но к концу войны оккупанты все-таки создали там концлагерь.
В семье участника Великой Отечественной войны Ивана Семеновича Борового было шестеро детей — четыре мальчика и две девочки. После рождения Феди у Боровых сгорел дом и мама, Ольга Михайловна, с сильными ожогами надолго попала в больницу. И для грудного ребенка настали первые испытания на выживание. Конечно, все усилия сосредоточились на излечении матери, а за малышом смотрели старшая сестра Надя и бабушка Устинья. Тогда его едой стала соска из пережеванного хлеба, завернутого в марлю. Когда мама вернулась из больницы, семья стала, как говорится, подниматься с колен: построили новый дом, с большего обустроили его, восстановили свое хозяйство, Федя пошел в своей деревне в начальную школу.
Конечно, деревенским послевоенным пацанам жилось совсем нелегко. Главным и самым мудрым советчиком всегда была мама, а основным воспитателем – ежедневный, иногда просто непосильный, труд. Уже к десяти годам почти все мальчишки в деревне умели косить, пилить, колоть, обращаться с конем, вести свое хозяйство. Летом собирали грибы, ягоды, лечебную траву и возили продавать на базар в Бобруйск. Работали на своем подворье и в колхозе. Всем хотелось учиться и заработанные деньги от тогдашнего детского бизнеса обычно тратились на книги и одежду.
А когда Феди не было еще и девяти лет, семью настигла еще одна беда. От полученных ран на войне слишком рано ушел, как говорит сегодня Федор Иванович, к Богу Иван Семенович. И этот многодетный обоз с нескончаемыми крестьянскими заботами потянула на своих хрупких женских плечах после тяжелой болезни Ольга Михайловна. Федю пришлось отдать в детский дом, который был в деревне Слобода Мозырского района. Там он учился до девятого класса. А потом переехал в Светлогорскую школу-интернат, где и получил в 1967 году среднее образование. После чего уже в Минске юноша Федор Боровой стал искать свое место в этой жизни.
После года на разных работах в Домостроительном комбинате, поступает на дневное отделение горно-механического факультета Политехнического института. Без помощи родных ему непосильной оказалась эта студенческая «шапка Мономаха». Пришлось становиться слесарем автопарка и переходить на вечернее отделение института уже на автотракторный факультет. С этого момента Федор Иванович «потоптался» почти на всех ступеньках служебной лестницы, которые существовали в структуре автомобильного транспорта. Побыв слесарем и мастером в автопарке, переходит в автокомбинат грузового транспорта, а тот вскоре становится крупным объединением «Минскторгавтотранс». Как раз этому предприятию Федор Иванович посвятил почти четверть века своей трудовой жизни: работал слесарем, бригадиром, инженером производственно-технического отдела, старшим инженером отдела перевозок, заместителем генерального директора объединения. Позже стал директором крупной компании «Интер-экспресс».
Понятно, что поднимался он на свой карьерный олимп не «за красивые глаза», а на крыльях глубоких знаний, конкретных дел, многолетнего опыта, какой-то притаившейся внутри мудрости. Будучи еще бригадиром группы по изготовлению нестандартного оборудования, Федор Иванович набирался уму-разуму в Одессе, Киеве, Ленинграде и других городах нашей огромной страны, чтобы потом вместе с «белорусскими кулибинами» по бригаде у нас сделать автомобиль по доставке пива – этакую цистерну-пивовоз, автомобильный контейнер для перевозки молока, напитков, муки, хлеба или стенд по демонтажу шин грузовиков и стенд для быстрой зарядки аккумуляторов. За что ему присвоено почетное звание «Лучший молодой рационализатор» отрасли. А диплом умелый бригадир получал из рук самого министра автомобильного транспорта Героя Социалистического труда Анатолия Евгеньевича Андреева.
Прошло почти 55 лет с тех пор, как Федор Иванович выпустил в минском автопарке свою первую стенгазету. В ней он уже тогда пытался что-то рифмовать. Но вот даже зачатками поэзии там, конечно, и не пахло, но какой-то строй все-таки получался. Приходилось подсознательно учиться работать с рифмой, метром, ритмом, что потом ему это очень и очень пригодилось. Специально заниматься литературоведческой наукой он не собирался – даже в мыслях никогда не было стремления издаваться. Считал свои первые пробы пера только для «внутреннего потребления» — для коллег, друзей, близких людей. Помнится, его часто приглашали на какие-то торжества, а он никогда не дружил с «горячительными». И чтобы скоротать время, больше наблюдал за собравшимися, а, в первую очередь, за человеком, который его пригласил. Ну, и на салфетках писал тому рифмованные посвящения. Конечно, эти салфетки не сохранились, а вот память об этом жива и до сих пор. Стенгазету старался делать тоже в стихотворной форме. Даже критические материалы подавал поэтическими строками.
Но, как человек, который уже с самого детства был вечной дотошной «почемучкой», все время пытался постичь этот удивительно загадочный и таинственный процесс стихосложения. И правда, ведь пишут многие, а вот поэтов, которые могут зацепить и потрясти душу, – раз два и обчелся. Такие поэты, как считал Пушкин, должны с пером в руке родиться. Они-то и являются эмоциональным срезом не только общества, но и истории. Федор Иванович сразу понял у кого надо учиться. И поэтому у него на столе, в дороге, портфеле всегда были по много раз читанные-перечитанные томики Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Гумилева, Казаковой, Высоцкого. Больше всех он любил Есенина. Обычно друзьям говорил: «Музыку может и компьютер написать по всем известным и признанным канонам. А вот слушать ее почему-то не хочется потому, что в ней нет души. Сколько того же Есенина критиковали за пренебрежение нормами стихосложения, а вот для славянской души все равно милее его «земных» строк, просто ювелирной стилистики, свежести и пахучести слова — ничего нет».
Первое стихотворение юный поэт предложил журналу «Дом и сад» и посвятил его своей маме, Ольге Михайловне. Ну, а потом на страницах белорусских газет и журналов все чаще и чаще стали появляться поэтические образы набиравшего авторитет и признание молодого поэта Федора Борового, которые, уверен, украшали жизнь и не только любителей поэзии. Он, словно через замочную щелочку, пытался осторожно заглянуть в душу близких ему людей и с чувством гордости делился с читателями красотой, богатством их духовного мира. Кто знаком с его творчеством, тот уже обратил внимание, что у поэта этот мир каждого человека просто уникален и неповторим, как отпечатки пальцев. На него обратили внимание даже композиторы. И все потому, что в его поэзии есть мысль, сюжет, форма, язык повествования. Там совершенно нет слов паразитов, неуместных повторений, а в речевой конструкции стихосложения немало образности, нестандартных находок, чувства, словесных красок. Вот почему у композиторов легко ложится музыка на такую поэзию.
А все началось на заре его поэтической юности на земле многоязычного и весьма шумного народа Испании – в далекие 1988-е. Как раз в это время там проходили дни Белорусской ССР. В состав делегации входил молодой руководитель – заместитель генерального директора объединения Федор Боровой. А ансамбль «Хорошки» сопровождал музыкальный руководитель Сергей Хвощинский. Конечно, два молодых творческих дарования не просто общались, но и даже подружились. Музыканту пришлись по душе мелодичные поэтические строки поэта и он пообещал написать музыку к ним. Буквально, через пару лет он выбирает стихотворение поэта «Нет меня без тебя» и создает песню «Элегия». Для прекрасного аранжировщика и создателя серьезной музыки – это была проба пера в песенном жанре. Потом он на стихотворение Федора Борового «Осень», где сплетены кружева из трех вечных тем – Любовь, Женщина, Природа, создает песню «Вальс надежды». Стихи молодого поэта пришлись по нраву, стали лакмусовой бумажкой и для других известных всему миру белорусских композиторов. На стихи поэта создано около двадцати лирических песен, ставших настоящими хитами, которые зазвучали и на телевидении, и на радио, и на концертных площадках, и на песенных конкурсах в исполнении наших лучших вокалистов.
Для Федора Борового знаковой оказалась встреча с Риммой Казаковой – замечательной лирической поэтессой, переводчиком, автором популярных советских песен, имя которой и сегодня еще остается в первом ряду лучших поэтов России. Считалось, что ее поэзия – поэзия обнаженного сердца. И мало кто знает, что при рождении родители ее нарекли именем Рэмо – это означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Риммой она стала только в двадцать лет. Познакомились они в Союзе писателей Беларуси на встрече с читателями. Молодой поэт Федор Боровой показал ей свои стихи. Римма Федоровна их почитала, автора похвалила и просила ни в коем случае не оставлять свои поэтические пристрастия. После они изредка переписывались. И когда у нее был творческий вечер в Колонном зале Москвы, приглашенный белорусский поэт там даже прочитал свои стихи. А потом поэтесса приехала в Минск на творческий вечер Федора Ивановича, который состоялся в 1999 году в честь 50-летия поэта. Важно то, что в этот день рядом с ним оказались его наставники — с производственной стороны министр Анатолий Евгеньевич Андреев и творческий просветитель мастер слова Римма Федоровна Казакова.
В 2008 году Федора Ивановича Борового пригласили в Башкирию. В конце сентября в день рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, уроженца Уфы, там ежегодно широко проводятся литературные «Аксаковские чтения», где подводятся итоги творческого конкурса с вручением лучшим писателям премий имени Аксакова. Литераторы знакомили со своим творчеством коллективы фабрик, заводов, колхозов, посетили военные и профессионально-технические училища, побывали в школах на традиционных «Аксаковских уроках». Через два года Федору Ивановичу посчастливилось побывать там снова. Как и в прошлый раз в Уфе возлагали цветы к памятникам Пушкину и Аксакову, в саду культуры и отдыха имени Аксакова побывали на «Аксаковской ярмарке» ремесленников, мастеров народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Теплыми были многочисленные встречи с читателями и руководством Союза писателей России. И это настолько вдохновило поэта из нашей страны, что тот даже предложил слова песни, посвященной содружеству двух братских государств. А народный артист Беларуси композитор Эдуард Ханок написал музыку. Этот своеобразный гимн исполнили на закрытии собрания Союзного государства в Минске
2 апреля. И Федору Ивановичу Боровому предложили вступить в Союз писателей России в качестве почетного члена.
Нет, и правда, чудес на свете не бывает: талант — он либо есть, либо его нет. Это видно издалека и всем. И тут возраст ни при чем. Возраст измеряется не годами, а состоянием души, желанием совершать не по годам удивительные поступки. Да, годы, словно льдинки, тают, но талантливый человек с годами становится не только мудрее, а и богаче – оставленным в наследство багажом да людским вниманием. И в этом собравшиеся в зале библиотеки любители поэзии Федора Борового убедились сами. Там со сцены звучала высокая поэзия, исполнялись полюбившиеся песни. Там коллеги с цветами, подарками, теплыми словами поздравили его с днем автомобилиста и дорожника. Там его приветствовали из белорусского отделения интернет-радио «Океан +» за «сакавітую родную мову” в его творчестве.
Казалось, пора бы уже человеку в годах и угомониться. А он все рвется и рвется в творческий омут: все пытается бросится в набежавшую строку. Так и написал в своем заявлении: “Пишу статьи, эссе, репортажи…Намерен продолжать и в дальнейшем…” Думается, Секретариат Белорусского союза журналистов поверил ему и, буквально, на днях принял Федора Ивановича Борового в свои ряды. Так что в нашем ветеранском журналистском полку прибыло. И ему завтра снова придется собираться в дорогу не только за поэтической, но и журналистской информацией. Как говорится: “Взялся за гуж…”
Владимир Ландер, Председатель Минской городской организации ветеранов журналистики.
Фото и коллажи автора.